Особой популярностью у советских граждан пользовался мотоцикл «Ява», выпущенный в Чехии. Такой транспорт можно было встретить практически в любом населенном пункте. Поэтому неудивительно, что вокруг данной марки возникло немало мифов. И большую часть из них жители «Страны Советов» принимали за правду. Вот несколько удивительных и малоизвестных фактов о легендарном мотоцикле.
«Яву» никогда не выпускали в СССР
Поскольку мотоциклы «Ява» были широко распространены по всей стране, многие были уверены, что собираются они на территории СССР. Те, кто придерживался этого мнения, с пеной у рта доказывали, что определенное количество такой техники выпускалось в Ленинграде. Однако официальные представители завода-производителя в Чехии неоднократно заявляли о том, что в Советском Союзе их продукцию не собирали.
Было несколько цветовых вариаций
Принято ассоциировать технику марки Jawa с вишневым оттенком. Внутри СССР продавались лишь такие экземпляры. А вот у европейских покупателей было из чего выбирать. Завод занимался выпуском мотоциклов желтого, белого, синего, зеленого и черного цветов. Население «социалистического рая» даже не подозревало о таком разнообразии.
Тайные разработки Jawa в период оккупации
История этой техники берет начало в 1929 году. Тогда был разработан лицензионный мотоцикл Wanderer. Идея принадлежит чешскому предпринимателю Франтишеку Янечеку. Именно он придумал и название JaWa (просто взял первые буквы своей фамилии и наименования мотоцикла). В 1932-м Янечек представил собственную разработку облегченной «Явы», оснащенной движком в 175 «кубиков». Особую популярность мотоциклетная марка Jawa приобрела уже по окончании войны – в 1946-м.
В период оккупации завод занимался ремонтом и обслуживанием мотоциклов немецких солдат. Собственные разработки тогда находились под запретом. Однако команда местных механиков и инженеров тайно создавала и испытывала новую технику. Также специалистами была подготовлена документация для запуска мотоциклов в серию.
Новинки техники
В советское время в магазинах, где продавались мотоциклы, нередко собирались люди, которые обсуждали все, что связано с двухколесным транспортом. Там на стенах можно было увидеть плакаты, сообщающие о выходе новых моделей, не предназначенных для поставки в СССР. Любопытным вариантом был мотоцикл 250/350 Automatic, оснащенный автоматическим сцеплением.
Устаревшая «Ява» лишь для Советского Союза
Спустя два десятка лет после начала выпуска 250-я модель «Явы» устарела. Она была очень популярна в СССР, где е называли «Чекушкой». Заводскими инженерами была разработана новая модель с сохранением старого двухтактного движка. А вот подвеска и рама подверглись изменению.
Модель «Ява-634» не имела качественную ходовую часть. На фоне этого мотор обладал массой недостатков, с которыми не желали мириться европейские покупатели. Более поздняя модель 638 с обновленной КПП, передней вилкой и аккумулятором на 12 Вт в Европе не произвела фурора. Поэтому решено было поставлять ее исключительно в СССР.
У кого-то из ваших родных или друзей был мотоцикл «Ява»?
Комментарии
Сергей
михаил