Советский автопром в военные годы — какие автомобили помогли победить?

05/04 2019 4120

Военный автопром

Фото: www.rim3.ru

Грузовые автомобили для фронта были также необходимы, как пушки и танки. В кузовах грузовиков за четыре года войны было перевезено около 625 млн тонн грузов. И всё это было в условиях полного отсутствия дорог, в сезон распутицы, солдатам буквально на руках приходилось нести гружёные грузовики, колёса которых вязли в глубокой грязи. Какие автомобили помогли победить русскому народу в самой страшной за всю историю войне?

Побеждает не оружие, а экономика

Чтобы одержать победу в такой масштабной войне, какой была Вторая мировая, одних храбрых солдат недостаточно, нужна мощная экономика, которая смогла бы обеспечить фронт всем необходимым. И такая экономика была создана в нашей стране в кратчайшие сроки. После окончания Первой мировой всем государствам было понятно, что это всего лишь недолгая передышка перед второй серией. Понимало это и новое советское правительство, именно по этой причине в масштабах всей страны была развёрнута индустриализация. Необходимо было максимально быстро совершить скачок из аграрного государства, каким была Российская империя, к развитой промышленности.

Целесообразность принятых для этого скачка мер обсуждается и по сей день, но факт в том, что СССР удалось обогнать в промышленном развитии все европейские страны. Уже в 1937 году с конвейеров автозаводов сходило в год до 180 тысяч грузовиков, а по планам, к 1942 году должны были выпускать до 400 тысяч грузовиков в год. Иными словами, к началу Второй мировой войны удалось полностью сформировать эффективную промышленность и аграрное хозяйство.

Автомобили в войну

Фото: www.rim3.ru

На чём воевали?

Автопарк РККА был довольно разнообразен, но основой всей военной логистики были три грузовика – «Полуторка» (она же ГАЗ-АА), «Захар Иваныч» (он же ЗИС-5) и «Ярославский мишка» (он же Я-5). На момент начала войны в СССР было четыре крупных автозавода: ЗИС, КИМ, ГАЗ и ЯАЗ. Московский завод им. Сталина (ЗИС) выпускал 3- и 4-тонные грузовики ЗИС-5 и ЗИС-6. Ярославский моторный завод (ЯАЗ) выпускал 5-тоннуый грузовик Я-5 и другую технику. На нашем Горьковском автозаводе (ГАЗ) лежала очень большая нагрузка, ему приходилось выпуска не только «Полуторку», но и множество различной военной техники.

Автомобили второй мировой

Фото: www.rim3.ru

В связи с активным продвижением немецких войск к Москве было принято решение эвакуировать завод ЗИС вглубь страны. 13 тысяч единиц оборудования погрузили на 8 тысяч железнодорожных вагонов и вывезли в Ульяновск, Челябинск, Миасс, Ирбит, Шадринск. Вместе с оборудованием в дальний путь отправились и рабочие предприятия с семьями, около 14 тысяч человек. Осставшиеся в Москве производственные мощности завода были переориентированы на выпуск миномётов, пулемётом, снарядов и другой военной техники.

С началом войны ЯАЗ получил резкий стимул для развития, на завод стал поступать большой объём заказов на выпуск военной техники. Из цехов предприятия выезжали не только 5-тонный грузовики Я-5, но и гусеничный артиллерийские тягачи Я-12. Задействован был и московский завод КИМ, на котором начиналось производство малолитражки КИМ 10-52.

Военная автомобильная техника

Фото: www.rim3.ru

Чем помогали союзники?

Нельзя недооценивать и помощь союзников, в частности США — Штаты поставляли по договору ленд-лиза военную технику, в частности грузовики и джипы. Так главным джипом Второй мировой войны стал Willys MB, на котором по фронтовой линии перемещались командиры. Но не всегда к нам поставляли готовые машины, иногда они приходили в виде машинокомплектов, и их приходилось собирать. На заводе ЗИС собирали грузовики Studebaker US6, именно на их базе и строились всемирно известные грозные «Катюши». Были и другие грузовики – Dodge, Chevrolet, GMC. Точно такая же сборка велась и на Горьковском автозаводе, который немцы неоднократно пытались разбомбить, но безрезультатно.

Сейчас принято принижать размер оказываемой союзниками помощи, но это неправильно. Всего за военные годы на советских предприятиях было собрано около 340 тысяч грузовиков, которые приходили по ленд-лизу в виде комплектов, отечественных же машин суммарно за всю войну было собрано 266 тысяч единиц. Поэтому помощь Америки была более чем ощутимой.

При использовании любых материалов необходима активная ссылка на DRIVENN.RU

Автор: Сергей Михайлов
#газ

Новости партнёров

Популярное в сети

Что еще почитать

Комментарии