Какие машины помогали в ликвидации чернобыльской катастрофы

08/03 2022 547

В небольшой украинский город Припять отправляли людей и технику из разных концов СССР. В итоге Чернобыль превратился в своеобразный полигон, где проходила испытания и проверку техника. Там были и промышленные роботы иностранного производства, и радиоуправляемые бульдозеры, спецмашины, выпущенные на советских автозаводах.

«Капсула жизни»

На старых любительских фото можно увидеть «КамАЗы» и военные БТРы, к кабинам которых прикреплены тонкие свинцовые листы. Специалисты понимали, что от радиации такая «зашита» не спасет.

Наибольший риск заражения был у людей, занимающихся вывозом радиоактивного мусора от 4-го энергоблока разрушенной взрывной волной АЭС. В июне 1986-го в Кременчуг поступил заказ на изготовление самосвалов на основе «КрАЗ-256». Речь шла о создании свинцовой капсулы для находящегося за рулем человека. Получилось и смешно, и грустно одновременно. Водительская капсула напоминала сэндвич, сложенный из 3-мм стальных листов, а между ними находился свинец. Внутри кабина была обшита 8-мм пластиком. Чтобы выполнить заказ, украинские специалисты приобрели в Казахстане 60 тонн свинца.

 «Таджикистан –3205»

Еще один вид техники, использованный в ликвидации катастрофы. Это автобусы. Вместительный «ЛАЗ-692» был создан на основе «ЛАЗ-695Н». Конечно, он не имел такой защиты, как у самосвала. Ведь автобусам не приходилось круглые сутки работать в зараженной зоне. Большая часть окон заделывалась свинцом, люки в крыше наглухо закрывались, а задняя площадка возле шофера была огорожена. Производитель позаботился об установке мощной системы фильтрации воздуха.

Одна из интересных, но малоизвестных моделей –«Таджикистан-3205». Она базировалась на узлах «ЗИЛ-130». Ее дорабатывал так же, как и «ЛАЗ». Сколько защищенных автобусов было собрано в Чкаловске (он же – Ленинабад-40), неизвестно. К сожалению, ни одна такая машина не сохранилась до наших дней. Свой век техника доживала в могильниках. Та же участь постигла целую армию гражданских авто, среди которых поливалки, автобусы, «пожарки». На свалках нередко можно обнаружить отработавшую свое военную технику, а также вертолеты. В районе, где более трех десятилетий назад произошла катастрофа, по-прежнему немало этого железа.

Разработчикам защищенных машин далось накопить большой опыт и получить уникальный инженерный опыт. Однако прошло уже более 30 лет. Кого-то уже нет в живых, да и СССР уже не существует. Главная задача ныне живущих людей – недопущение подобной катастрофы.

Новости партнёров

Популярное в сети

Что еще почитать

Комментарии