Почему не работает вентилятор охлаждения радиатора на ВАЗ 2110: 8 и 16 клапанов, причины

07/05 2024 4427

Когда не включается вентилятор охлаждения на ВАЗ 2110, такая проблема встречается не так уж редко и может привести к серьезным авариям. Но в большинстве случаев ее легко устранить.

Принцип действия

Система охлаждения ВАЗ 2110 состоит из радиатора и вентилятора. Для автомобиля она имеет очень важное значение, поскольку помогает поддерживать рабочую температуру двигателя и защищает его от перегрева.

Принцип действия конструкции состоит в следующем:

  1. Внутри замкнутого контура радиатора циркулирует охлаждающая жидкость, прокачиваемая насосом. Тепло, вырабатываемое мотором, отводится в окружающую среду.
  2. На патрубке термостата находится датчик, определяющий степень нагрева теплоносителя. Если температура превышает допустимые пределы, информация об этом поступает на контроллер.
  3. Сигнал передается специальному реле, по команде которого включается в работу вентилятор. Тот обдувает радиатор, и температура охлаждающей жидкости снижается до приемлемых значений.

Если вентилятор выходит из строя, функциональность всей системы нарушается. Радиатор начинает перегреваться и не справляется с отведением тепла от мотора. Возникает риск поломки двигателя.

При какой температуре включается вентилятор на ВАЗ 2110

Максимальная допустимая температура для радиатора на ВАЗ 2110 зависит от разновидности автомобиля:

  1. На машине с карбюратором обдув запускается примерно при +99-101 °С. Выключается он после снижения температуры до +94-96 °С.
  2. На автомобиле с инжектором датчик подает сигнал на реле при +100-105 °С.

Это заводские параметры, но если электронный блок управления подвергался перепрошивке, значения могут немного отличаться.

Почему не включается вентилятор системы охлаждения на ВАЗ 2110

Если перестал включаться вентилятор охлаждения на ВАЗ 2110, это может быть вызвано разными причинами. Чаще всего проблему вызывают несколько сбоев.

Неисправности проводки

Вентилятор перестает включаться при слабых контактах в местах соединения элементов системы и при повреждении изоляции проводов. Иногда проблема появляется из-за перегорания плавкой вставки на контрольной панели.

Понять, в каком состоянии находится проводка, можно при помощи тестера. Если кабели повреждены, необходимо их заменить.

Перегорание предохранителя вентилятора

Предохранитель находится под капотом в монтажном блоке. Если деталь неисправна, то вентилятор не будет включаться. Нужный сигнал не дойдет до системы управления, которая должна отдавать команду.

Найти предохранитель можно по маркировке F7 (20A)

Неисправность реле охлаждения

В автомобилях ВАЗ 2110 в специальном монтажном блоке расположены три одинаковых реле. Обдув должен включаться по команде самого левого из них. Если деталь неисправна, автомобиль не сможет получить сигнал о запуске вентилятора.

В салоне ВАЗ 2110 реле охлаждения находится в монтажном блоке слева от ног переднего пассажира

Поломка электродвигателя вентилятора

Иногда все элементы системы функционируют нормально, но неисправен сам вентилятор, отвечающий за охлаждение, а точнее, его мотор. Даже если датчик правильно определяет температуру радиатора, а реле вовремя подает сигнал на включение обдува, лопасти при сломанном электродвигателе не смогут вращаться.

Проверить, функциональна ли крыльчатка, можно путем ее подключения напрямую к аккумулятору. Если лопасти не движутся, значит, мотор вышел из строя.

Ремонт электродвигателя обычно не проводят — это сложно, проще купить новый вентилятор

Неисправность расширительного бачка

Если на ВАЗ 2110 не включается крыльчатка, отвечающая за обдув радиаторной решетки, проблема может заключаться в клапане расширительного бачка. Давление в системе охлаждения автомобиля в норме повышенное. Именно это позволяет антифризу закипать не при +100 °С, а при +105-107 °С.

Если клапан крышки бачка неисправен, давление упадет до атмосферного. Охлаждающая жидкость закипит уже при +100 °С. Но датчик, запрограммированный на конкретную температуру, этого не «увидит» и не подаст сигнала на начало обдува.

Клапан расширительного бачка при подозрении на неисправность сразу меняют, точно диагностировать его состояние нельзя

Поломка датчика температуры

Иногда охлаждение радиатора на ВАЗ 2110 может не включаться из-за неисправности датчика, отслеживающего температуру. Даже если антифриз в системе уже закипает, ЭБУ автомобиля об этом не узнает.

Состояние детали обычно проверяют при помощи простого теста. Двигатель разогревают до рабочей температуры, а потом отсоединяют датчик. Контроллер должен зафиксировать обрыв цепи и запустить вентилятор в аварийном режиме. Если это произошло, значит, само охлаждение исправно, и не включалось оно именно из-за сломанного датчика.

Датчик температуры на ВАЗ 2110 с инжектором находится в моторном отсеке под патрубком термостата

Почему поздно включается вентилятор на ВАЗ 2110

Иногда автовладельцы сталкиваются с тем, что охлаждение ВАЗ 2110 в принципе включается, но позднее, чем нужно. Обычно такая ситуация происходит из-за неисправности датчика. Он не всегда выходит из строя полностью. Порой деталь продолжает функционировать, но передает на ЭБУ неверные показания.

Внимание! Если установить причину проблемы не удается, можно перепрошить систему охлаждения и запрограммировать вентилятор на включение при более низкой температуре.

Для корректной работы датчику замера температуры нужно постоянное напряжение 5 В

Что делать, если перестал работать вентилятор охлаждения на ВАЗ 2110

Если не включается крыльчатка вентилятора на машине ВАЗ 2110, нужно провести комплексную диагностику. При обнаружении проблемы выполняют простой ремонт:

  1. Капот ВАЗ 2110 открывают. Когда мотор остынет, визуально осматривают систему охлаждения. Нужно убедиться, что шланги целы, нет потеков и трещин.
  2. Дальше проверяют крышку расширителя. Необходимо разобрать и почистить узел, убрать ржавчину и накипь. Если крышка повреждена, ее меняют. Если она находится в хорошем состоянии, ее ставят на место и плотно закручивают по резьбе без перекосов. Перетягивать клапан нельзя, он перестанет работать.
  3. Если предпринятые меры не помогли, и вентилятор отказывается включаться, при помощи омметра изучают электропроводку. Прозвонить нужно не только цепи, но и плавкую вставку F При следах окисления, подгорания и сильной потертости проводов их заменяют.
  4. Мотор вентилятора проверяют при помощи тестера, отключив штекер. При обрыве или нулевом сопротивлении электропривод меняют на новый. При этом нужно учитывать, что межвитковые замыкания тестер определить не сумеет. Их наличие можно заподозрить, если слишком часто перегорают плавкие вставки.
  5. Если неисправность остается, проверяют датчик. Автомобиль ВАЗ 2110 заводят, а сенсор извлекают из разъема. Если вентилятор после этого включается, датчик меняют самостоятельно или в сервисе.
  6. Если проблема остается, проверяют блок из трех реле — зажигания, бензонасоса и вентилятора. Чтобы запустить обдув, элементы меняют между собой.

Чтобы избежать проблем с крыльчаткой ВАЗ 2110, рекомендуется отслеживать состояние охлаждающей системы. Замену антифриза проводят через каждые 30000 км пробега или раз в два года. Периодически стоит тестировать плотность жидкости ареометром.

Внимание! Крышку расширительного бачка рекомендуется промывать от загрязнений каждый год.

Замена вентилятора охлаждения

Если на ВАЗ 2110 не включается охлаждение из-за поломки вентилятора, нужно выполнить его замену. Делают это согласно простой инструкции.

  1. Сливают из радиатора охлаждающую жидкость, чтобы она не залила подкапотное пространство при отсоединении шлангов. Важный момент — сначала необходимо дождаться полного остывания мотора. Антифризом, разогретым до +90-100 °С, можно сильно обжечься.
  2. Извлекают из машины корпус воздушного фильтра, чтобы он не мешал получить доступ к радиатору и вентилятору. Затем с той же целью снимают аккумуляторную батарею.
  3. От радиатора отсоединяют все три шланга — два больших и один маленький пароотводящий. Сделать это можно при помощи отвертки, ослабив все хомуты, удерживающие трубки на патрубках.
  4. После этого снимают вентилятор — пять гаек откручивают воротком и откидной головкой. Затем с помощью тех же инструментов поочередно удаляют две боковые, две верхние и одну нижнюю гайку крепления радиатора. Крыльчатку извлекают из ВАЗ 2110 вместе с колодкой проводов.
  5. После извлечения кулера снимают сам радиатор охлаждения. Если крепления откручены, его уже ничто не удерживает. Нужно просто наклонить узел назад по направлению к двигателю, после чего вытащить из подкапотного пространства.
  6. Проблемные детали автомобиля ВАЗ 2110 заменяют на новые. Чаще всего речь идет об установке исправного вентилятора, но иногда вместе с ним монтируют и другой радиатор. Обратная сборка с особыми сложностями не связана. Но при возвращении радиатора охлаждения на место нужно следить, чтобы двумя резиновыми подушечками на нижней части он точно зашел в соответствующие отверстия на поперечине.

Иногда вентилятор, отказывающийся включаться, меняют не целиком, а только ставят на него новый двигатель. В таком случае необходимо проследить за тем, чтобы штифт мотора точно вошел в специальный паз на крыльчатке.

Внимание! Из блока цилиндров охлаждающую жидкость во время работы с радиатором можно не сливать. Но долить новый антифриз потом нужно будет такой же, что и прежде, смешивать составы разных марок не рекомендуется.

Если не включается вентилятор охлаждения на ВАЗ 2110, необходимо провести полную диагностику автомобиля. Чаще всего проблема вызвана поломкой мотора крыльчатки или неисправностью температурного датчика.

Новости партнёров

Популярное в сети

Что еще почитать

Комментарии