Что произошло в России с ценами на топливо в октябре

19/10 2018 772

Новый шторм пока еще не накрыл топливный рынок России, но и штиля уже не наблюдается. Цены на бензин и солярку вновь поползли вверх, причем, их повышение за последние десять дней отмечалось в 40 областных центрах. Рекорд поставил Иркутск — там прибавка составила 1,9 процента. В Москве неделя прошла спокойно — цены там практически стояли на месте, в Санкт-Петербурге рост составил 0,2%, а вот во Владимире топливо вдруг подешевело на 0,3%.

Вроде бы, не все так плохо, однако впечатление складывается такое, что скоро грянет буря, подобная той, что была весной, а то и круче. В самом деле, весенняя реакция властей на скачки топливных прайсов стала забываться, нефтяники снова ничего не боятся, значит можно цены поднимать. С 9 по 15 октября цены на бензин подросли в среднем на 0,1%, а с начала года рост составил 9,1%. Дизтопливо показало еще большую прыть — 0,3 и 10,6% соответственно.

В Москве, под носом у правительства, литр АИ-92 стоит от 40,80 до 43,99, а марки АИ-95 — от 44,55 до 47,48 рубля за литр. В Питере чуть дешевле. Средняя же стоимость 92-го по России составила на 15 октября 41,43, а 95-го — 44,69 рублей.

Получается, что меры, предпринятые правительством весной (снижение акцизов вместо планового роста) дали очень кратковременный результат. Ну, да главные воротилы нефтяного рынка пообещали сдерживать цены на АЗС и полностью обеспечить внутренний рынок нефтепродуктами. Но особо не расстарались. А как еще оценить их действия, если рынок топлива не продержался в состоянии стабильности и полугода?!

Ну, лето кое-как преодолели, то есть обошлось без всплеска цен. Но с наступлением осени ситуация на рынке нефтепродуктов стала сползать к весенней. Причем, цены на бензин растут, а объемы биржевых продаж снижаются.

Цены в рознице пока сильно не колеблются, но это касается вертикально-интегрированных компаний, независимые АЗС терпят убытки, которые угрожают их существованию. Некоторые идут на отчаянные меры, так, неделю назад «Петербургская топливная компания» (частная) взвинтила розничные цены на солярку на 9%. Литр стал стоить 50 рублей! Причина — рост оптовых цен на бирже.

Эксперты отмечают, что ситуация с дизельным топливом очень напоминает весенний кризис с бензином — очень уж большой разрыв между оптовыми и розничными ценами. Но у осеннего «сюжета» есть свои особенности: просматривается недостаток зимнего дизтоплива. В экспертном сообществе есть мнение, что дефицит создан искусственно: заводы могут быстро настроиться под выпуск морозостойкой солярки, но им отмашки не дают. Таким образом, крупные нефтяные компании хотят получить козырь на грядущих переговорах по компенсации недополученной выручки. Своего они точно не упустят.

А вот на экспорт дизельное топливо льется рекой. И оптовые цены растут, а замороженные по просьбе-приказу правительства цены опустили маржу почти до нуля.

Правительство при этом будет сдерживать цены на автомобильное топливо до конца года, а нефтяники также продолжат гнуть свою линию, не снижая оптовых цен.

Ситуация близка к патовой, когда фигуры на доске можно двигать до бесконечности — ничего не изменится. Неужели власти думают, что топливный рынок выправится сам по себе…


Фото с интернет-ресурсов

Автор: Александр Шеронов
#бензин

Новости партнёров

Популярное в сети

Что еще почитать

Комментарии