Почему советский «Ту-144» и французский «Конкорд» имеют опускающийся и поднимающийся нос

11/08 2022 833

Холодную войну можно назвать целой эпохой в человеческой истории. Борьба капиталистов и социалистов в любой момент могла привести к ядерному холокосту. Но нельзя отрицать того, что подобное противостояние способствовало созданию по-настоящему прекрасных вещей. К примеру, британо-французского самолета, получившего название «Конкорд», и его советского собрата «Ту-144».

И пусть оба аппарата не нашли коммерческого применения, это не повод записывать их в неудачные проекты. Ведь сама сверхзвуковая гражданская авиация имеет скорее трагическую, чем романтическую историю. Да и в настоящее время люди не стремятся к этому. Столкновения идеологий не происходит, постоянно демонстрировать превосходство в разных направлениях не нужно, поэтому производители просто занимаются тем, что зарабатывают деньги на всем, что только могут. Не приходится рассчитывать и на изобретательного Илона Маска. Хайп канул в лету, а на Марс так никто и не отправился.

Это всего лишь лирические моменты. Многих же интересует ответ на вопрос о том, для чего оба упомянутых выше сверхзвуковых самолета (один французской сборки, а другой – советской) имеют подвижную, меняющую свою положение носовую часть? Конечно, вариантов может быть предложено немало. Но секрет кроется в шасси.

Эксперты говорят о том, что по техническим причинам пришлось проводить установку «Конкорда» и «Ту-144» на удлиненное шасси. Поэтому передок самолета в итоге оказался немного приподнятым вверх. Последствия такого конструкторского решения не заставили себя ждать. Носовая часть препятствовала нормальному обзору пилотов при взлете и посадке. Также затруднялась работа летчиков, а уровень безопасности машины снижалась. Поэтому инженеры из Франции и СССР прибегнули к изящному решению возникшей проблемы.

Носовую часть аппарата сделали движущейся. Ее посадили на сдвоенный электропривод, позволяющий при взлете и посадке отклоняться на 11 и 17 градусов соответственно. Это значит, что подвижность носовой части была залогом нормального вида из кабины пилотов. Многие сразу же зададут другой вопрос: «Нельзя ли было сразу установить искривленный нос фюзеляжа, сэкономив на приводах» Подобное решение просто нарушило аэродинамические качества крылатого средства. И «Конкорд», и «Ту-144» пользовались кривым носом лишь на земле. Для пролета между облаков, наоборот, нужен был «прямой» фюзеляж и желательно обтекаемый.

Новости партнёров

Популярное в сети

Что еще почитать

Комментарии