Поехали! Вся правда о машинах Юрия Гагарина

17/04 2018 4691

1. Легенда о первом автомобиле

2. Космический автобус

3. Машина для героя

4. «Волга» с проблемами

5. «Француженка» с историей

Вокруг первого космонавта Земли Юрия Гагарина ходит немало легенд. Известно, что он был не только летчиком, но и обожал автомобили. Представительский ЗИМ (ГАЗ-12), голубой кабриолет ЗИЛ-111, «Волги»… Каким же был автопарк человека, покорившего небо?

Легенда о первом автомобиле

Юрий Гагарин фото

Каким же был первый автомобиль легендарного космонавта? Это до сих пор остается загадкой. Какую машину мог себе позволить старший лейтенант ВВС СССР Юрий Гагарин, тогда еще кандидат в космонавты? Одна из версий отечественных историков — еще до полета летчик купил шестиместный шестиоконный длиннобазный седан ГАЗ-12, который собирали тогда на заводе им. Молотова (в будущем — ГАЗ). По их мнению, летчик особо отметил «мягко работающий 6-цилиндровый мотор со сдвоенным карбюратором, трансмиссия с гидромуфтой, передние барабанные тормоза с двумя ведущими колодками и бесшумный гипоидный задний мост». Но сами посудите, как летчик с окладом в 1500 руб. (до денежной реформы 1961-го) мог себе позволить авто стоимостью 40 000 руб.?! Можно предположить, что это шикарный ГАЗ-12 в автопарке Гагарина так и останется легендой.

Да и некогда было летчику космонавту задумываться о личном авто, когда вовсю шла подготовка к первому полету человека в космос, который сделает Гагарина знаменитым на весь мир. К слову, и покупка автомобиля в советские времена была сродни полету в космос — доступна единицам.

Космический автобус

Общеизвестно, на каком автомобиле 12 апреля 1961-го Юрий Гагарин приехал на стартовую площадку корабля «Восток-1». Это был автобус ЛАЗ-695Б «Львов», работавший на Байконуре. И пусть внутреннее строение не отличало его от братьев по серии (рессорно-пружинная подвеска, бензиновый двигатель объемом 5,6 л и 109 л.с., механическая 5-ступенчатая коробка передач), зато салон был создан под стать знаменательному моменту. Внутри — большое кресло для космонавта в скафандре, предусмотрены сиденья для медиков и обслуживающего персонала. Автобус был солидно оснащен даже для современных автомобилей — в машине был телефон, кондиционеры, аппаратура для киносъёмок, специализированное оборудование. Салон ЛАЗа был герметичным — так на космонавта в скафандре не попадет земная пыль.

При создании автобуса для космонавтов учитывали пожелания специалистам космодрома Байконур. Ободренный специальной госкомиссией, ЛАЗ-695Б стал прототипом «космобусов».

Юрий Гагарин фото

С этим автобусом связан странный обряд космонавтов перед полетом справлять нужду на переднее колесо машины. Традиция появилась случайно — так вынужден был сделать Юрий Гагарин перед первым полетом в космос. Какие удобства на стартовой площадке?!

«Гагаринский» автобус служил на космодроме до 1967 года. Но когда пошиб космонавт Владимир Комаров, машину заменили на ЛАЗ-695Е. Летчики — люди суеверные.

Юрий Гагарин фото

Машина для героя

После легендарного полета Гагарина приветствовали жители Куйбышева — именно туда отправили космонавта после приземления «Востока» под Саратовым. Кортеж для космонавта — полноприводный грузовик ЗИС-151 из воинской части. Туда и погрузили летчика, который успел снять скафандр и остался в теплой одежде.

Космонавту нужно было собираться в дорогу — уже 13 апреля его ждали с почестями в Москве. Он вернулся на Землю уже майором, поэтому буквально за ночь ему сшили новую форму. По прибытии в столицу Гагарина встречали руководство партии во главе с Никитой Хрущевым и голубой кабриолет ЗИЛ-111В. На этой шикарной машине герой въехал в столицу. На обочинах Ленинского проспекта стояли ликующие люди, бросавшие под колеса правительственного кабриолета цветы.

Юрий Гагарин фото

После этого Гагарина не раз будут так встречать в городах по всеми Советскому Союзу, и кортеж будет самый разный. Например, в Чернигове забыли предоставить открытый автомобиль для проезда по стадиону. Милиционеры «взяли» припаркованный у стадиона ГАЗ-69. По потом, конечно, вернули на место.

Говорили, что сразу после полета Гагарин получил в подарок от партии голубой кабриолет «Чайку», но его судьба так и осталась неизвестной.

Гагарину предоставили служебный автомобиль, но не представительский ЗИЛ, а внедорожник ГАЗ-69, машина для военных командиров и руководителей колхозов. Личным водителем был сержант из авиачасти. Позже первому космонавту планету выделили черную «Чайку» — ГАЗ-13. Большая, помпезная, с автоматической коробкой передач, гидроусилителем руля и вакуумным усилителем тормозов, приемником с автоматической настройкой, электрическими стеклоподъемниками и двигателем мощностью 195 л.с., позволявшему «Чайке» разгоняться до сотни за 20 секунд. Этот служебный автомобиль был в распоряжении Гагарина до последних дней его короткой жизни.

Юрий Гагарин фото

«Волга» с проблемами

Известно, что у Юрия Гагарина было две горьковские «Волги». Экзамены на права Юрий Алексеевич сдавал после легендарного полета, и никаких поблажек космонавту никто не делал. Инспектор вспоминает, что Гагарин отвечал, «как автомат, без единой запинки, отлично произвел разводку на картах». Испытание прошел на отлично. И вот тогда появился у Гагарина собственный автомобиль — «Волга» ГАЗ-21. По всей видимости, машину подарило партийное руководство. На черной «Волге» был номер «78–78 МОД». Потом появилась бежевая «Волга», на которой были именные номера — «12–04 ЮАГ» (12 апреля, Юрий Алексеевич Гагарин). Предполагают, что ее летчик приобрел на премию за полет в 15 тысяч рублей.

Черная «Волга» ломалась с завидной регулярностью. И это при том, что ее специально собирали на ГАЗе. Однажды, во время визита на автозавод, на вопрос сотрудников о машине Гагарину пришлось признаться — дескать, автомобилем доволен, но бывают проблемы. Машину проверили и привели в порядок за одну ночь! Рабочим удалось заменить все узлы и агрегаты, которые вызывали сомнение, устранить дефекты. И космонавт каждый год чествовал работников горьковского автопрома с профессиональным праздником.

Юрий Гагарин фото

«Француженка» с историей

Но не только отечественные автомобили были в гараже у первого космонавта Земли. Однажды французский авиационно-космический концерн Mechanique-Aviation-Traction подарил Гагарину небесно-голубое купе Matra-Bonnet Jet VS. Эту «ласточку» летчик приметил на международном авиасалоне в Париже. Сверхлёгкий кузов из стеклопластика, вес всего 600 кг, двигатель в 95 л.с. разгонял «Матру» до 200 км/ч.

Но именно с этой машиной был связан скандал. Космонавта, восторженно разглядывавшего «француженку», заметил югославский корреспондент журналист, снимок попал на страницы журнала с жестким комментарием, что «на авиационно-космической выставке Гагарин занимался больше автомобилями, чем авиацией и космосом». Начальнику первого отряда космонавтов Николаю Каманину сразу позвонили — это был тогдашний генсек Михаил Суслов, первое лицо в государстве. Каманин ответил, что гоночное авто Гагарину подарили французы, так как летчик любит быструю езду, а не отказываться от подарка посоветовали министры Дементьев и Смирнов и посол в Париже Зорин. Напряжение удалось снять, но, возможно, из-за этого выезды Гагарина на «Матре» были такими редкими.

Юрий Гагарин фото

Он прокатился на этой машине 2 марта 1968 года, а 27 марта его жизнь трагически оборвалась… К месту своего последнего полета он отправился на автобусе ЛАЗ. Забыл пропуск, вернулся за ним на аэродром. Говорят, возвращаться — плохая примета. Так и получилось. В 10.30 самолёт МИГ-15, пилотируемый Героями СССР Гагариным и Серегиным, разбился под Владимиром. О причинах крушения спорят до сих пор…

Фото с интернет-ресурсов

Автор: Наталья Халезова
#газ 12 зим#газ

Комментарии