1. Легенда о первом автомобиле
Вокруг первого космонавта Земли Юрия Гагарина ходит немало легенд. Известно, что он был не только летчиком, но и обожал автомобили. Представительский ЗИМ (ГАЗ-12), голубой кабриолет ЗИЛ-111, «Волги»… Каким же был автопарк человека, покорившего небо?
Легенда о первом автомобиле
Каким же был первый автомобиль легендарного космонавта? Это до сих пор остается загадкой. Какую машину мог себе позволить старший лейтенант ВВС СССР Юрий Гагарин, тогда еще кандидат в космонавты? Одна из версий отечественных историков — еще до полета летчик купил шестиместный шестиоконный длиннобазный седан ГАЗ-12, который собирали тогда на заводе им. Молотова (в будущем — ГАЗ). По их мнению, летчик особо отметил «мягко работающий 6-цилиндровый мотор со сдвоенным карбюратором, трансмиссия с гидромуфтой, передние барабанные тормоза с двумя ведущими колодками и бесшумный гипоидный задний мост». Но сами посудите, как летчик с окладом в 1500 руб. (до денежной реформы 1961-го) мог себе позволить авто стоимостью 40 000 руб.?! Можно предположить, что это шикарный ГАЗ-12 в автопарке Гагарина так и останется легендой.
Да и некогда было летчику космонавту задумываться о личном авто, когда вовсю шла подготовка к первому полету человека в космос, который сделает Гагарина знаменитым на весь мир. К слову, и покупка автомобиля в советские времена была сродни полету в космос — доступна единицам.
Космический автобус
Общеизвестно, на каком автомобиле 12 апреля 1961-го Юрий Гагарин приехал на стартовую площадку корабля «Восток-1». Это был автобус ЛАЗ-695Б «Львов», работавший на Байконуре. И пусть внутреннее строение не отличало его от братьев по серии (рессорно-пружинная подвеска, бензиновый двигатель объемом 5,6 л и 109 л.с., механическая 5-ступенчатая коробка передач), зато салон был создан под стать знаменательному моменту. Внутри — большое кресло для космонавта в скафандре, предусмотрены сиденья для медиков и обслуживающего персонала. Автобус был солидно оснащен даже для современных автомобилей — в машине был телефон, кондиционеры, аппаратура для киносъёмок, специализированное оборудование. Салон ЛАЗа был герметичным — так на космонавта в скафандре не попадет земная пыль.
При создании автобуса для космонавтов учитывали пожелания специалистам космодрома Байконур. Ободренный специальной госкомиссией, ЛАЗ-695Б стал прототипом «космобусов».
С этим автобусом связан странный обряд космонавтов перед полетом справлять нужду на переднее колесо машины. Традиция появилась случайно — так вынужден был сделать Юрий Гагарин перед первым полетом в космос. Какие удобства на стартовой площадке?!
«Гагаринский» автобус служил на космодроме до 1967 года. Но когда пошиб космонавт Владимир Комаров, машину заменили на ЛАЗ-695Е. Летчики — люди суеверные.
Машина для героя
После легендарного полета Гагарина приветствовали жители Куйбышева — именно туда отправили космонавта после приземления «Востока» под Саратовым. Кортеж для космонавта — полноприводный грузовик ЗИС-151 из воинской части. Туда и погрузили летчика, который успел снять скафандр и остался в теплой одежде.
Космонавту нужно было собираться в дорогу — уже 13 апреля его ждали с почестями в Москве. Он вернулся на Землю уже майором, поэтому буквально за ночь ему сшили новую форму. По прибытии в столицу Гагарина встречали руководство партии во главе с Никитой Хрущевым и голубой кабриолет ЗИЛ-111В. На этой шикарной машине герой въехал в столицу. На обочинах Ленинского проспекта стояли ликующие люди, бросавшие под колеса правительственного кабриолета цветы.
После этого Гагарина не раз будут так встречать в городах по всеми Советскому Союзу, и кортеж будет самый разный. Например, в Чернигове забыли предоставить открытый автомобиль для проезда по стадиону. Милиционеры «взяли» припаркованный у стадиона ГАЗ-69. По потом, конечно, вернули на место.
Говорили, что сразу после полета Гагарин получил в подарок от партии голубой кабриолет «Чайку», но его судьба так и осталась неизвестной.
Гагарину предоставили служебный автомобиль, но не представительский ЗИЛ, а внедорожник ГАЗ-69, машина для военных командиров и руководителей колхозов. Личным водителем был сержант из авиачасти. Позже первому космонавту планету выделили черную «Чайку» — ГАЗ-13. Большая, помпезная, с автоматической коробкой передач, гидроусилителем руля и вакуумным усилителем тормозов, приемником с автоматической настройкой, электрическими стеклоподъемниками и двигателем мощностью 195 л.с., позволявшему «Чайке» разгоняться до сотни за 20 секунд. Этот служебный автомобиль был в распоряжении Гагарина до последних дней его короткой жизни.
«Волга» с проблемами
Известно, что у Юрия Гагарина было две горьковские «Волги». Экзамены на права Юрий Алексеевич сдавал после легендарного полета, и никаких поблажек космонавту никто не делал. Инспектор вспоминает, что Гагарин отвечал, «как автомат, без единой запинки, отлично произвел разводку на картах». Испытание прошел на отлично. И вот тогда появился у Гагарина собственный автомобиль — «Волга» ГАЗ-21. По всей видимости, машину подарило партийное руководство. На черной «Волге» был номер «78–78 МОД». Потом появилась бежевая «Волга», на которой были именные номера — «12–04 ЮАГ» (12 апреля, Юрий Алексеевич Гагарин). Предполагают, что ее летчик приобрел на премию за полет в 15 тысяч рублей.
Черная «Волга» ломалась с завидной регулярностью. И это при том, что ее специально собирали на ГАЗе. Однажды, во время визита на автозавод, на вопрос сотрудников о машине Гагарину пришлось признаться — дескать, автомобилем доволен, но бывают проблемы. Машину проверили и привели в порядок за одну ночь! Рабочим удалось заменить все узлы и агрегаты, которые вызывали сомнение, устранить дефекты. И космонавт каждый год чествовал работников горьковского автопрома с профессиональным праздником.
«Француженка» с историей
Но не только отечественные автомобили были в гараже у первого космонавта Земли. Однажды французский авиационно-космический концерн Mechanique-Aviation-Traction подарил Гагарину небесно-голубое купе Matra-Bonnet Jet VS. Эту «ласточку» летчик приметил на международном авиасалоне в Париже. Сверхлёгкий кузов из стеклопластика, вес всего 600 кг, двигатель в 95 л.с. разгонял «Матру» до 200 км/ч.
Но именно с этой машиной был связан скандал. Космонавта, восторженно разглядывавшего «француженку», заметил югославский корреспондент журналист, снимок попал на страницы журнала с жестким комментарием, что «на авиационно-космической выставке Гагарин занимался больше автомобилями, чем авиацией и космосом». Начальнику первого отряда космонавтов Николаю Каманину сразу позвонили — это был тогдашний генсек Михаил Суслов, первое лицо в государстве. Каманин ответил, что гоночное авто Гагарину подарили французы, так как летчик любит быструю езду, а не отказываться от подарка посоветовали министры Дементьев и Смирнов и посол в Париже Зорин. Напряжение удалось снять, но, возможно, из-за этого выезды Гагарина на «Матре» были такими редкими.
Он прокатился на этой машине 2 марта 1968 года, а 27 марта его жизнь трагически оборвалась… К месту своего последнего полета он отправился на автобусе ЛАЗ. Забыл пропуск, вернулся за ним на аэродром. Говорят, возвращаться — плохая примета. Так и получилось. В 10.30 самолёт МИГ-15, пилотируемый Героями СССР Гагариным и Серегиным, разбился под Владимиром. О причинах крушения спорят до сих пор…
Фото с интернет-ресурсов
Комментарии