Машины Победы. На чем ездили в Великую Отечественную войну? Часть 2.

07/05 2018 1470

1. «Захар Иванович» на фронте

2. Основа для «Катюши»

3. «Боевые кони» армии

4. Зарубежные машины на дорогах войны

 

В преддверии 9 мая мы вспоминаем автомобили, которые внесли весомый вклад в великую победу. Они стали символами той эпохи и заложили основу для отечественного автопрома. На автомобилях лежала важная миссия — доставлять продукты, боеприпасы туда, куда не добраться по железной дороге, вывозить людей, спасать раненых.

«Захар Иванович» на фронте

Помимо ГАЗовской техники по дорогам войны ездили не менее знаменитые автомобили московского завода имени Сталина (ЗИС). В начале ВОВ наступление немцев было настолько успешным, что завод сначала хотели уничтожить. Спасло предприятие контрнаступление советских войск под Москвой. ЗИС эвакуировали в Ульяновск, быстро развернули производство, чтобы не прерывать выпуск техники для фронта.

Собратом легендарной «полуторки» ГАЗ-ММ стал грузовик ЗИС-5 или «трехтонка». Их часто путают, как и «грузовичок-фронтовичок», он стоит на пьедесталах военных мемориалов как памятник великой войне. Свое прозвище получил за грузоподъемность в 3 тонны. А еще его ласково-уважительно называли «Захар Иванович», видимо, за аббревиатуру.

ЗИС-5 фото

Первый грузовик ЗИС-5 сошел с конвейера в 1934 году. Конструкция автомобиля была детищем советских инженеров, узлы и агрегаты — советского производства. Машина с двигателем 5.5 литра, мощностью 73 лошадиных силы, развивающая скорость до 60 км\ч, получилась настоящим автомобилем-трудягой, простым, крепким, способным перевозить тяжелые грузы, с хорошей проходимостью. Эти качества он не раз проявит на фронтовых дорогах. В годы Великой Отечественной войны он стал, наравне с «полуторкой», основным транспортом Красной Армии. «Захар Иванович» не боялся ни перегрузов, ни разбитых дорог! Как и «полуторка», он трудился на Дороге жизни, подвозя продукты и спасая людей во время блокады Ленинграда.

При производстве в годы войны машину подвергли значительному упрощению. Деревянная кабина, крылья из листового железа (а не штампованные), одна фара. Передние тормоза убрали. Военную модификацию назвали — ЗИС-5В. Выпускали также ЗИС-5У, с зенитным пулеметом. А в модификации ЗИС-5УС предусмотрели приспособление, чтобы подвешивать носилки.

ЗИС-5У фото

За 15 лет существования модели выпустили более полумиллиона грузовиков. Кстати, именно ЗИС-5 стал первым советским грузовиком, который отправили на экспорт. Подробнее — в статье «Культовые советские грузовики».

А вот советский лимузин ЗИС-101 не стал конкурентом ГАЗовской «эмки» благодаря плохой проходимости. Поэтому по фронтовым дорогам командование возили именно ГАЗ-М-1.

Основа для «Катюши»

Знаменитую «Катюшу», систему залпового огня, устанавливали на шасси ГАЗ-АА, ГАЗ-ММ, а также на грузовики ЗИС. Первые «Катюши» ставили на шестиколесный ЗИС-6, грузоподъемностью 4 тонны, летом-осенью 1941-го.

Катюша фото

«Боевые кони» армии

Рассказывая о военных автомобилях, вспомним не только грузовики, которые были главными трудягами, и легковые автомобили, но и мотоциклы, железных «боевых коней». Они состояли на службе в механизированных и танковых корпусах, танковых армиях. На них проводили разведку, патрулирование. У противника были отдельные мотоциклетные батальоны. В Красной Армии также создавали крупные мотоциклетные соединения.

Самый известный военный мотоцикл — М-72. Его выпускали с 1941 года исключительно для нужд армии и только с 1955 года стали производить и продавать гражданскому населению. Тяжелый армейский мотоцикл оборудовали пулеметом и сумкой для боеприпасов.

М-72 — копия немецкого мотоцикла BMW R71, который хорошо себя зарекомендовал в Вермахте. Пять единиц этой модели анонимно купили в Швеции, и на ее базе сделали советский вариант на Московском мотоциклетном заводе. М-72 оснастили двигателем, выпущенным на заводе ЗИС, мощностью 22 лошадиных силы. Мотоцикл с коляской весил 380 кг и мог развивать скорость до 85 км\ч.

мотоцикл М-72

Зарубежные машины на дорогах войны

Помимо отечественного мотоцикла М-72 в советских войсках использовали и зарубежные модели. В годы ВОВ была разработана государственная программа США под названием ленд-лиз, которая позволяла Америке поставлять союзникам технику, оборудование, боеприпасы, продукты, медикаменты и многое другое. СССР присоединился к программе в ноябре 1941-го.

Так, страна получила около 50 тысяч мотоциклов Нarley Davidson WLA-42, большая часть которых поступила на фронт. Мотоцикл приезжал в СССР разобранным, на наших заводах его собирали. Машина с двигателем мощностью 25 лошадиных сил развивала скорость до 110 км\ч. Солдаты его прозвали «Валуем», говорят, он уступал в надежности немецкому BMW.

Нarley Davidson WLA-42 фото

Это далеко не единственное транспортное средство, которое прибыло в СССР в годы войны с Запада. Всего по ленд-лизу поступило полсотни моделей американских, канадских и английских автомобилей.
В советской армии с лета 1942 года использовали Willys MB, армейский автомобиль из США высокой проходимости, грузоподъемностью 250 кг. Всего в годы войны в наши войска поступило около 52 тысяч транспортных средств. Их стали использовать как автомобили для командования, а также как тягачи для противотанковых пушек. Стоит отметить, что «Виллисы» были очень популярны у стран-союзников.
Кстати, именно «Виллис» стал основателем класса машин, которые сегодня называют джипами. Точно неизвестно, откуда пошло это название. Предполагают, что оно появилось еще в войну от сокращения военного обозначения автомобилей General Purpose, GP (звучит — «джи-пи»). В 1943 году компания Willys-Overland Motors, выпускавшая эти машины, зарегистрировала торговую марку Jeep.

Willys MB фото

Еще один популярный иностранец на службе Красной Армии — Studebaker US6, легендарный трехосный полноприводный грузовик, более проходимый, чем советские аналоги, отличавшийся повышенной грузоподъемностью. Он мог разгоняться до 69 км\ч и перевозить грузы весом до 4 тонн, а по хорошим грунтовым дорогам — и до 5 тонн. Более 150 тысяч единиц поступило в СССР по ленд-лизу. Он стал главной основой для «Катюши», сменив грузовики ГАЗ и ЗИС. Минусом «Студебекера», как его называли в СССР, стала требовательность машины к качественному топливу. Кстати, этот грузовик можно увидеть в разных художественных фильмах.

Studebaker US6 фото

 

Фото: интернет- ресурсы

Посмотрите также наши видео

Автор: Наталья Халезова

Комментарии