Машины Победы. На чем ездили в Великую Отечественную войну? Часть 1.

07/05 2018 8179

1. Спасительная «полуторка»

2. Фронтовая неотложка

3. Автомобиль для командира

4. «Козлик» по военному бездорожью

Автомобили служили верой и правдой в годы Великой Отечественной войны. Главные помощники армии, они подвозили боеприпасы, забирали с фронта раненых, доставляли продукты и вывозили гражданское население с территорий, к которым подходил враг.

В войну автомобили были незаменимы. Туда, куда нельзя было добраться по железной дороге, ехали фронтовые машины.

В 1940-е автомобильная промышленность была представлена в основном продукцией двух предприятий — ГАЗа и ЗИСа (Завода им. Сталина).

Нижегородцы могут гордиться — наш Горьковский автомобильный завод внес большой вклад в годы войны благодаря выпуску военной продукции и машин, трудившихся на всех фронтах и в тылу. Несмотря на то, что завод бомбила немецкая авиация, и часть цехов была разрушена, завод продолжал работать и днем, и ночью.

Военный ГАЗ фото

Спасительная «полуторка»

ГАЗ-АА или «полуторка» стал самым известным автомобилем времен Великой Отечественной войны. В 1932 году автозавод запустил серийное производство этого грузовика. Выпускали по 60 грузовиков в сутки. Такое название в народе грузовик получил благодаря своей грузоподъемности в 1,5 тонн. Прототипом «полуторки» стал американский грузовик Ford AA. Но умелые отечественные инженеры дорабатывали его, поэтому впоследствии он стал настоящим советским автомобилем. На ГАЗ-АА устанавливали двигатель 3.2 литра, мощностью 42 лошадиных сил. Грузовик развивал скорость до 70 км\ч. Простой, крепкий, надежный!

ГАЗ-ММ — это модернизированная версия «полуторки» с более мощным 50-сильным мотором, усиленной подвеской и обновленными узлами. На момент начала ВОВ в Красной Армии насчитывалось 150 тысяч этих грузовиков. За годы войны выпустили почти 140 тысяч машин ГАЗ-АА и производных от этой модели, за всю историю существования грузовика эта цифра приближается к миллиону. Это самый массовый грузовой автомобиль в СССР того времени. Подробнее — в статье «Культовые советские грузовики».

ГАЗ-ММ фото

Именно «полуторка» перевозила продукты по Дороге жизни в блокадный Ленинград и спасала людей из окруженного города. Грузовик стал героем фильмов и песен. У «полуторки» есть свой гимн, прозвучавший в фильме «Репортаж с линии огня», — «Грузовичок-фронтовичок»:

С тобой в объезд и напрямик
Прошел дорог немало я,
Мой знаменитый грузовик,
Полуторка бывалая.
…………………………….
Ты шел сквозь мрак и сквозь туман
Лесами да полянами.
Ты весь покрыт, как ветеран,
Осколочными ранами.

ГАЗ времен войны фото

Фронтовая неотложка

На базе ГАЗ-ММ выпускали советский санитарный автобус ГАЗ-55. Очевидно, что раненных с поля боя нельзя вывозить грузовиками. Пострадавшие нуждались в особом транспорте. Так и появился специальный автобус с мягкими рессорами и хорошим ходом, по сравнению с грузовиками. В нем можно было перевозить людей, лежащих на носилках. Сидеть можно было на откидных скамейках. В салоне был обогреватель и система вентиляции.

Санитарный автобус стал незаменим на фронтовых дорогах. Он не скакал и не вилял на колдобинах и щадяще относился к своим пассажирам. Его ласково звали — «фронтовая неотложка».

ГАЗ-55 фото

Автомобиль для командира

Если «полуторка» была самым массовым грузовиком, то ГАЗ-М-1 («Эмка») стала самым распространенным военным легковым автомобилем 1930–1940х годов. Всего завод выпустил почти 63 тысячи машин. При создании за основу также взяли модель Ford, но, как и с «полуторкой», советские инженеры кардинально изменили машину. Автомобиль с цельнометаллическим кузовом оснащали двигателем объемом 3.2 литра, мощности 50 лошадиных сил. «Эмка» могла развивать скорость до 105 км\ч.

«Эмка» стала автомобилем для командиров. Машина была готова в любой момент отправиться в путь и по любым фронтовым дорогам. Она стала символом войны, таким же, как «полуторка», танк Т-34 или штурмовик ИЛ2. Самым знаменитым пассажиром «эмки» был маршал Жуков, который в войну пересел с американского «Паккарда» на отечественный М-1, который мог ехать по фронтовому бездорожью.

ГАЗ-М-1 фото

На базе «Эмки» в начале войны выпускали машины БА-20 (бронеавтомобиль с таким же двигателем, как у ГАЗ-М1, вооруженный одним пулеметом), БА-21 (модель с двумя пулеметами). Подходили они для разведки и охраны армии. Еще перед началом Второй Мировой войны эти бронемашины показали себя в боях на Халхин-Голе в Монголии.

БА-21 фото

«Козлик» по военному бездорожью

ГАЗ-64 — военный полноприводный автомобиль — считается первым отечественным внедорожником. Машину с открытым верхом и вырезами вместо дверей использовали как авто для командования, а также для коротких перевозок пехотинцев. Крыша была предусмотрена только в виде простого брезентового тента. Иногда выполнял роль тягача для артиллерии. Называли его ласково «козлик», видимо, за то, как резво он скакал на кочках фронтовых дорог. Первая партия машин с двигателем 3.2 литра, мощностью 50 лошадиных сил вышла в августе 1941 года. Разгонялся советский джип до 100 км\ч.
Это самостоятельная разработка специалистов ГАЗа, созданная на шасси ГАЗ-61, советского легкового авто повышенной проходимости. Автомобиль с двигателем 3.5 литра мощностью 76 лошадиных сил развивал скорость до 105 км/ч. Во время ВОВ это был штабной автомобиль высшего командования Советской Армии. А модификация ГАЗ-61-73 стала первым в мире седаном с полным приводом.

На базе «козлика» выпустили бронеавтомобиль БА-64. Он перевозил двух человек и пулемет и использовался для разведки. Он стал первой советской бронемашиной с полным приводом. Всего выпустили чуть больше 9 тысяч автомобилей этой модели.

На ее базе выпускали также бронеавтомобили — транспортер для пехотинцев, дрезину и снегоход.

военный бронетранспортер фото

Текст: Наталья Халезова

Фото: интернет- ресурсы

Посмотрите также наши видео

Автор: Наталья Халезова

Комментарии