Легендарный ЗИЛ и его вклад в Великую Победу

08/04 2019 5172

зил война фото

Фото: voenfilm.ru

Завод имени Лихачева, или ЗИЛ, является одним из старейших производителей автомобилей в России. Начав свою историю в далеком 1916 году, на протяжении своего существования он производил не только грузовики. В числе продукции завода были автобусы, холодильники, велосипеды и многое другое. А когда началась Великая Отечественная война, он принимал активное участие в организации вооружения Советской армии, выпуская бронированный транспорт и санитарные автобусы. Давайте немного ближе познакомимся с одним из первых автозаводов страны, который внес свою лепту в общую Победу.

Как уже было сказано, завод основали в 1916 году с целью развития в России собственной автомобильной промышленности. Изначально, имея лицензию от итальянской фирмы FIAT, на предприятии планировалось производить грузовики FIAT 15 Ter. Ожидалось, что к марту следующего 1917 года предприятие выпустит 150 таких автомобилей.

зил завод фото

Фото: voenfilm.ru

Однако, несколько революций и другие проблемы страны не дали завершить строительство завода. При этом у него в распоряжении уже было 500 станков из Америки, готовых к работе. Стало понятно, что план по изготовлению первых 150 автомобилей к оговоренному времени выполнить не удастся. Тогда руководство решило закупиться наборами деталей, чтобы просто вести сборку. В результате удалось начать работу и за 1917 год было собрано 432 автомобиля, в 1918 — 779, а в 1919 — всего 108. Когда деталей больше не осталось, предприятие использовалось как ремонтная мастерская.

На протяжении последующих лет строительство завода медленно продвигалось. В 1918 году предприятие было национализировано. А после завершения гражданской войны, когда народные волнения утихли, у страны наконец появилась возможность вернуться к развитию собственной автомобильной промышленности, выделив на это дополнительные средства.

Ночь на 1 ноября 1924 года можно по праву назвать знаковой для завода — именно тогда завершилась сборка первого грузовика АМО-Ф-15. А через несколько дней, 7 ноября 10 таких машин торжественно поехали по Красной площади. Эту дату принято считать Днем Рождения отечественного автомобилестроения.

амо-ф-15 фото

Фото: popmech.ru

В 1925 году предприятие ждал «ребрендинг» — его переименовали в Первый Государственный автомобильный завод. Спустя два года пост директора занял И. А. Лихачев. Производство постепенно росло, конструкция АМО-Ф-15 также претерпевала изменения, становясь лучше. К 1931 году был произведен 6 971 грузовик.

В 1930 году было решено двигаться дальше — закупив лицензию на производство американского грузовика Autocar-5S, завод начал сборку модели АМО-2. В основе его лежали комплекты деталей из штатов. Через год, в 1931, состоялся запуск первого конвейера в СССР, а доработанную модель переименовали в АМО-3. Поработав над двигателем, советским конструкторам удалось увеличить мощность до 72 лошадиных сил.

зил амо-3 фото

Фото: favcars.com

В 1933 году грузовик ждал еще один «рестайлинг» — его переименовали в ЗИС-5. А в 1934, когда реконструкция предприятия была полностью завершена, стартовало серийное производство модели. Тогда за сутки на заводе выпускалось до 60 экземпляров.
Этот автомобиль можно считать культовым — на его основе были в последствие созданы еще 25 различных моделей и версий, из которых в массовое производство пошли 19 машин.

Позже завод начал создавать автомобили для высших партийных чиновников. Первым был отечественный лимузин ЗИС-101, проектные образцы которого до начала серийного производства оценивал Сталин. Основой для машины послужил американский Buick. Однако, он был взят лишь в качестве примера, конструктивно модель сильно отличалась от образца, несмотря на внешнюю схожесть.

зил зис-101 фото

Фото: autowp.ru

Когда началась Великая Отечественная война, предприятие представляло собой уже не маленький недостроенный завод. Это был настоящий автомобильный гигант.

Когда правительство увидело напор немецкой армии, оно решило уничтожить завод, рассудив, что если наступающие войска доберутся то предприятия, то правильнее будет его разрушить, нежели отдать производственные мощности врагу. Эвакуация велась по частям в другие города страны: Миасс, Челябинск, Ульяновск и Шадринск. Будучи полностью готовым к уничтожению, в 1941 году завод остановил работу. Однако, зимой 1941–1942 года наступление Красной Армии было успешным. В результате было решено снова развернуть производство на имеющихся мощностях, и в июне 1942 года с конвейера начали массово сходить автомобили для военных нужд — грузовики ЗИС-5В, а также полугусеничные тягачи ЗИС-22 и ЗИС-42. Помимо транспорта велся выпуск такого вооружения, как автоматы, минометы, снаряды, мины и другого.

зил зис-22 фото

Фото: gruzovikpress.ru

Всего во время войны на предприятии было собрано сто тысяч грузовых автомобилей ЗИС-5В, ЗИС-42, ЗИС-42 М и санитарных автобусов ЗИС-16С. В 1942 году завод получил Орден имени Ленина за организацию вооружения Советской армии. Позже, в 1944 году, предприятие отметили еще одной наградой — Орденом Трудового красного Знамени.

После завершения войны, когда страна понемногу начала восстанавливаться, в 1946 завод ждала еще одна реконструкция. Она должна была позволить вести разработку и производство новой продукции. Так ассортимент пополнился грузовиком ЗИС-150 и автомобилем высокой проходимости ЗИС-151.

зил зис-151 фото

Фото: truck-auto.info

В последующие годы завод продолжал развиваться, увеличивая производственные мощности. Ассортимент производимой продукции пополнялся новыми моделями. Одно время с конвейера выходили велосипеды и даже холодильники. Также было организовано собственное конструкторское бюро, которое вело разработку оснащения для мобильных ракетных систем.

Однако, с наступлением 90х и распадом СССР, ЗИЛ начал нести серьезные потери рынков сбыта продукции. Положение ухудшалось и снижением спроса на грузовую технику и растущей конкуренцией со стороны западного рынка. С годами попытки вывести завод из кризиса успехом не увенчались, и в 2013 году выпуск автомобилей прекратился. А в 2014 легендарное предприятие ЗИЛ прекратило свое существование.

При использовании любых материалов необходима активная ссылка на DRIVENN.RU

Автор: Виктория Рафальсон
#9 мая#зил

Комментарии