Легендарная Шишига и ее наследники

05/07 2018 6759

ГАЗ-66 фото

ГАЗ-66 за 35 лет своего пребывания на конвейере Горьковского автозавода стал настоящей легендой СССР. Отправиться на нем можно было в настоящие дебри — заповедные и дремучие, к лешим и прочей нечисти. Это к тому, что и сам автомобиль назывался в просторечии Шишигой — по имени разных представителей нечистой силы, что обитают на болотах и в лесах.

ГАЗ-66 фото

Итак, ГАЗ-66. Советский и российский грузовой автомобиль с колёсной формулой 4 x 4, грузоподъёмностью 2,0 тонны и кабиной над двигателем. Самый массовый двухосный полноприводный грузовик в вооруженных силах и народном хозяйстве. Разработан под руководством главного конструктора «ГАЗа» Александра Просвирнина, который занимал этот пост с 1958 по 1987 год.

ГАЗ-66 фото

Первые опытные образцы были созданы еще в 1957 году, но из-за отсутствия подходящего серийного двигателя производство ГАЗ-66 было развёрнуто только с июля 1964 года. Машина простояла на конвейере до 1999 года, разойдясь по СССР и множеству других стран тиражом 965 941 экземпляр. Собрала множество наград на различных выставках, а в апреле 1969 года ГАЗ-66 первым из советских автомобилей получил государственный Знак качества.

ГАЗ-66 фото

Шишига пришла на смену очень редкому мелкосерийному бескапотнику ГАЗ-62 и старожилу ГАЗ-63, выпущенному тиражом в 474 464 экземпляра. Это была хотя и массовая модель, но отстававшая в техническом развитии и удобствах. Другое дело — «шестьдесят шестая». Кабина, размещенная над двигателем, была выгодна по компоновочным соображениям, обеспечивая оптимальную развесовку по осям, что важно не только для спорткара, но и для автомобиля, предназначенного, в частности, для десантирования. ГАЗ-66 должен был касаться земли одновременно всеми колесами.

ГАЗ-66 фото

Это сегодня автомобиль представляется архаичным и неудобным, но на момент своего рождения и еще долго после него он считался передовой разработкой. Водительское место было оборудовано над алюминиевым нижневальным двигателем V8 объемом 4,3 л. «Восьмерка» выдавала 125 л.с. при 3200–3400 об/мин, а 284,5 Н.м крутящего момента снимались уже при 2000 об/мин. Тяговитый был движок! Полный привод с жестким подключением переднего моста, понижающая передача, самоблокирующийся передний и задний дифференциал, 315-миллиметровый дорожный просвет, практически одинаковая колея передних и задних колес, делали Шишигу настоящим монстром бездорожья, за что она ценится и сегодня.

ГАЗ-66 фото

Еще это был первый армейский вездеход, который предоставил тогдашним защитникам Родины небывалый комфорт. В арсенале машины имелись «печка», омыватель стекла, гидроусилитель руля и вакуумный усилитель тормозов! Плюс — возможность подвесить в кабине брезентовую койку-гамак.

Но был и один очень явный недостаток — грозный «проходимец» буквально выкручивал правую руку водителя рычагом переключения передач, запрятанным где-то далеко позади…

КамАЗ-63968 фото

Машину все реже можно увидеть на наших дорогах, зато у нее появились преемники — семейство «Тайфунов». Трехосный бескапотный «Тайфун-К», он же КамАЗ-63968, ох, как хорош!

Урал-63095 фото

Не уступает ему и Урал-63095 «Тайфун-У» с капотом. Оба относятся к технике класса MRAP (Mine Resistant Ambush Protected), то есть, защищены от нападения из засады и подрыва на мине. Машины унифицированы по 6-цилиндровым дизелям ЯМЗ-536 и создавались фактически всей страной: к проекту были привлечены более 120 предприятий, включая Федеральный ядерный центр в Сарове, рассчитывавший защищенность бронекорпуса, НИИ стали, разрабатывавший броню, и даже МГТУ имени Баумана, где была спроектирована гидропневматическая подвеска.

Так появились настоящие крепости на колесах: комбинированная броня из стали и керамики, бронестекла, V-образное днище в качестве противоминной защиты для отклонения взрывной волны в боковом направлении, камеры наружного наблюдения по периметру и возможность установки дистанционно управляемого пулемета.

«Тайфуны» способны выполнять широчайший спектр задач: помимо транспортировки личного состава, они могут взять на себя роль мобильных артиллерийских установок и такие уже находятся на вооружении.

Урал-63704-0010 фото

А вот еще один наследник Шишиги — армейский бронированный капотник Урал-63704-0010 «Торнадо-У», построенный на базе гражданской бескапотной модели с индексом 6370.

В сравнении с тем же «Тайфуном» он выполнен заметно проще: неразрезные мосты, дизель ЯМЗ-652, развивающий 440 л.с. и, по сути, представляющий собой лицензионный агрегат Renault dCi11, полная масса — 30 тонн.

Новое время, новые задачи, новые автомобили… Но Шишига была первой и родилась она в Горьком, то есть, в нашем Нижнем. Слушайте, нам есть, чем гордиться!

Фото с Интернет-сайтов

Автор: Александр Шеронов
#газ

Комментарии