Как подобрать диски для вашего автомобиля?

18/11 2021 1528

Начинающие автомобилисты часто сталкиваются с проблемой подбора и замены колёсных дисков. Разберёмся, как выполняется правильный выбор – учёт технических особенностей конкретного автомобиля, сохранение заводских характеристик (ширина, вылет, размер центрального отверстия).

Посадочный размер

Автомобили, вне зависимости от даты, страны производства, комплектации, на конвейере обязательно комплектуются основными и запасным колёсами. Если у владельца появилось желание улучшить эстетический вид транспортного средства — рекомендуется подобрать колесные диски с сохранением допустимых технических показателей.

В этом случае выполняется подбор изделий с учётом:

  • типа обода для определённой модели транспорта;
  • диаметра согласно требований завода изготовителя, разрешённых типоразмеров;
  • ширины (минимальная, максимальная, допустимая);
  • количества отверстий для крепежа, фактической величины окружности их расположения;
  • вылета относительно привалочной поверхности ступицы;
  • размера центрального отверстия для установки;
  • класса крепежа;
  • отсутствия/наличия посадочного промежутка для установки шины.

Автомобилистам, которые ответственно относятся к правильной эксплуатации транспорта, стоит внимательно отнестись к выбору рассматриваемого элемента.

Точно определить параметры колёсных дисков для конкретного транспорта поможет понимание их типов в зависимости от материала, из которого они изготовлены:

  • Штамповка. Стоят недорого, легко, быстро монтируются, выглядят тривиально. Ставятся на бюджетные версии транспорта. Выполняются из прочной стали, подвергаются обязательной окраске. При проезде по глубокой яме не ломаются, но сминаются. Минусы: большой вес, угрюмый дизайн.
  • Литые. Выглядят изысканно, добавляют солидность внешнему виду машины. Материал — лёгкий алюминий или его сплавы. Технология изготовления помогает выпускать модели различной формы, размера, дизайна. Вес небольшой. Минусы: высокая цена, легко повреждаются при ударе о резкий выступ, дорого обходится ремонт. Возможно проведение раскатки, восстановление круговой формы. После ремонта полностью не восстанавливают первоначальные характеристики, могут лопнуть по месту сварного шва.
  • Кованые. Дорогие, качественные изделия. При изготовлении применяется технология горячей штамповки объёмного типа. Высокая прочность достигается за счёт получения лучшей внутренней структуры. Минус: высокая цена, малая распространенность.
  • Сборные. Экзотические модели, редко встречаются на среднестатистических авто. Устанавливаются на редкие коллекционные машины, которые подвергаются процессу тщательного восстановления до заводского первоначального состояния. Спортивные автомобили после установки приобретают агрессивный вид, улучшенную управляемость за счёт малого веса.

Диаметр колёсного диска принято обозначать латинской буквой R. Например, обод с аббревиатурой R16 имеет диаметр, который составляет 17 дюймов.

Буква R к размерности не относится, она говорит о технических характеристиках шины. Многие автомобилисты ошибочно считают её радиусом. В маркировке шин буква R означает установку корда радиального типа. 

Информация по необходимому радиусу колёсных дисков, которые рекомендует производитель конкретной модели транспортного средства, отражена в Инструкции по эксплуатации авто. Параметры размерности, давления дополнительно указываются на наклейке, которая установлена в дверном проёме. При покупке шин следует помнить — диаметры обеих деталей должны совпадать.

Изготовители транспортных единиц не рекомендуют значительно превышать рекомендуемый размер. Увеличение фактических параметров ухудшает работу автомобильной подвески, ускоряет преждевременный износ деталей ходовой части. Большой диск, низкий профиль резины приводят к недостаточному уровню комфорта при передвижении по дорогам плохого качества. Ряд изготовителей позволяют изменять рассматриваемый параметр в ограниченных пределах, когда не наносится существенный вред ходовой части. Существует риск повышения расхода горючего, ухудшения управляемости ТС.

Диаметр центрального отверстия (DIA)

Следующий параметр, который необходимо учитывать при выборе — dia колёсного диска (диаметр центрального отверстия). В технической литературе присутствуют аббревиатуры «DIA», «D», «Dia». Считается важной характеристикой. Приобрели товар, у которого показатель меньше требуемого — деталь невозможно будет установить. Параметр больше — центровка должна выполнятся с использованием центровочных колец.

Ошибочно считать, что обод с большим посадочным отверстием на ступице самостоятельно центрируется за счёт моментной затяжки. Если после установки появились вибрация, опасное биение, которые не устраняются путём балансировки, требуется проверка соответствия параметров посадочного отверстия. Присутствие центровочных колец.

Число и диаметр расположения крепёжных отверстий (PCD)

В дословном переводе с английского языка «PCD» означает «диаметр окружности». Диаметр окружности расположения крепёжных болтов и их количество автомобилисты называют «разболтовкой». Количество болтов зависит от массы конкретной машины. Больше масса — увеличивается число точек фиксации. Например, у Мерседесов – 5*112, НИВЫ – 5*139,7.

Взаимозаменяемость недопустима. Разболтовка должна строго соблюдаться. Разница в 2 мм приведёт к тому, что невозможно будет установить колесо на ступицу конкретного авто. Также это может привести к срыву граней внутренней резьбы в ступице, нарушению момента затяжки болтов. Появляется биение колеса на скорости. Решение — установка болтов в форме «плавающего конуса». Мировые производители колёсных дисков категорически не рекомендуют устанавливать на транспортные средства изделия с другим количеством болтов, диаметром окружности.

Ширина диска (J)

Производители оригинальных колёсных дисков наносят на продукцию маркировку «J», которая соответствует ширине изделия. Аббревиатура «6J» — означает ширину в 6 дюймов. Данная информация указывается одновременно с радиусом. Ширина рассчитывается для установки шин строго определённого размера. Покрышка меньшей ширины не установится. Производители допускают незначительную погрешность данной характеристики. Обода увеличенной ширины предполагают установку соответствующей резины. Появляется риск возникновения эффекта «рыскания», «плавания» по колее при высоких температурах воздуха после проезда большегрузной техники. Машину приходится постоянно «ловить», возвращать в первоначальное положение. Такие манёвры утомляют водителя при совершении длительных поездок.

Вылет колёсного диска (ET)

Заводские диски на авто имеют установленный вылет. Он определяется, как расстояние от привалочной плоскости до линии, определяющей продольную ось симметрии. Проще — это линия, которая делит диска на 2 части равные по ширине. Привалочная плоскость — конкретная точка, на которой происходит соприкосновение рассматриваемых деталей.

Величина бывает:

  • нулевая — ось симметрии, привалочная плоскость совпадают;
  • положительная — ступица углублена в колесо;
  • отрицательная — срединная плоскость выступает за привалочную поверхность.

Больше вылет — в арке колесо сидит глубже.

Вылет считается важным параметром, влияет на правильную работу подшипников ступицы, элементов подвески. Вылет, который не соответствует требованиям завода-изготовителя, приводит к уменьшению/увеличению ширины колеи. Может приводить к ускоренному износу подшипников ступицы, элементов ходовой части. 

Форма и размеры крепёжных болтов

Тип гаек, болтов, которыми литые диски крепятся к привалочной поверхности ступицы, влияет на безопасность вождения. Крепление штампованных колёсных дисков выполняется фиксирующими элементами, для которых характерны коническая форма, небольшая длина. Такая форма соответствует необходимой затяжке. 

Диски колёсные литые имеют большую толщину, чем штамповка. Для плотного прилегания к привалочной поверхности требуются болты с более выраженной конической формой.

Некоторые модели рассчитаны на крепление обода фиксирующими элементами с плоской, полусферической рабочей частью, специально рассчитанной под конкретный момент, расположение в отверстии.

Крепёжные метизы в форме «плавающего конуса» позволяют частично выполнить компенсацию незначительного несоответствия диаметра расположения крепёжных отверстий (PCD) параметрам ступицы. В виде отдельного кольца, надетого непосредственно на болт, выполнена конусная рабочая часть, которая в момент затяжки способна смещаться относительно продольной оси болта.

Специалисты шинной отрасли рекомендуют использовать диски штамповку на авто для монтажа зимней резины. Изделия данного типа проще переносят удары, проезды по большим ямам, легче подвергаются последующему ремонту. Литые смотрятся оригинально, придают эстетическую красоту транспортному средству, но стоят дороже штампованных вариантов. Боятся резких ударов. Лучшее решение – иметь 2 варианта одновременно. Для каждого комплекта предусмотрен соответствующий комплект болтов.

Немаловажный параметр — наличие/отсутствие хампов. Это выступы, которые расположены на внутренней части. Они предназначены для плотной фиксации покрышки бескамерного типа, последующего создания требуемого уровня давления. В шиномонтажной мастерской часто слышны специфические хлопки, когда происходит накачивание шин после установки. Громкий, резкий хлопок происходит в момент усадки покрышки в промежуток между закраиной обода и хампом. 

Модели авто, которые были произведены в середине 20 столетия, не оборудованы такой посадочной площадкой. Их колёса рассчитаны для монтажа резины с камерами. Шинные мастера не рекомендуют на такой тип монтировать резину бескамерного типа. На большой скорости при недостаточном уровне давления шины могут слететь. Автомобиль становится плохо управляемым, подвергаются опасности водитель, пассажиры, встречный поток.

Заключение

Чёткое соблюдение требований производителей автомобилей — залог безопасного вождения в любой дорожной обстановке. Сохраняется уровень расхода топлива, управляемость, которую обещает производитель. Нарушение правил выбора размера колёсных дисков может сделать управление транспортным средством непредсказуемым.

Комментарии