Полноприводный «Запорожец» с двумя ДВС: для чего его выпускали

17/05 2023 4485

Именно с этого авто началась история массовой версии. В 1967-м стартовали разработки. А сходить с конвейера модель начала только через 20 лет.

Тянуть или все-таки толкать?

У первого опытного образца, представленного в 1967 году, было немало отличи от «Таврии», которую советские граждане увидели спустя два десятилетия. Однако работать над передним приводом специалисты начали практически сразу же после запуска «Запорожца ЗАЗ-966».

Первым забавным прототипом был именно такой «Запорожец», имеющий два движка. Сзади решено было установить несерийный мотор, выдающий 40 л.с. и обладающий воздушным охлаждением. А вот переднюю часть оборудовали новейшим мелитопольским 50-сильным двигателем. При включении то одного, то другого мотора можно было оценить минусы и плюсы приводов – заднего и переднего. Ведь развесовка по осям была почти одинаковой.

Тестировщики дали авто прозвище «тяни-толкай». Иногда (ради развлечения) заводили оба движка, чтобы выполнить обгон кого-либо на шоссе. Окружающие были восхищены сверхбыстрым «Запорожцем».

Полноприводная версия

Выпуск первого по-настоящему переднеприводного авто в Запорожье состоялся в 1968 г. Еще через 4 года на местном заводе изготовили полноприводный «Запорожец».

Короткий автомобильчик, получивший индекс ЗАЗ-1103, имел базу всего 2300 мм и весил 0,8 т. Его дополнили опытным движком МеМЗ-201, выдававшим 55 «лошадок». Мотор и 4-ступенчатая КПП обладали единой масляной ванной.

Назвать эту машину полноценным внедорожником было нельзя. Все же она представляла собой легковушку, ходовые качества которой улучшили. Такие отечественные авто, выпускаемые небольшими партиями, в России стали появляться лишь в 90-е годы минувшего столетия.

Уменьшенные «Жигули»

У руководства автопрома было скептическое отношение к экспериментам завода г. Запорожья. Именно это предприятие в 1974 году объявило об изготовлении опытных образцов ЗАЗ-1104, имеющих 3-объемный кузов. Он по стилистике напоминал уменьшенную модель «Жигулей» ВАЗ-2101.

В тот период вовсю раскручивалась идея, связанная с унификацией перспективных экземпляров ЗАЗ, а также серийных и опытных легковушек из г. Тольятти.

Однако в 1976 году решено было отказаться от «миниатюрных Жигулей». Отчасти этому способствовал приезд дизайнера Игоря Гальчинского в Запорожье. Ранее он работал в Тольятти, создавая перспективные модели с передним приводом. Именно тогда ЗАЗ-1102 получил формы, отдаленно напоминающие те, что спустя 15 лет увидели первые обладатели «Таврии».

Никакая не «Фиеста»

В середине 70-х руководители автопрома «Страны Советов» настаивали на «рисовании» ЗАЗ-1102 по подобию представленной в Европе новинки «Форд-Фиеста».

Команда конструкторов и дизайнеров из Запорожья приложили немало усилий для скорой разработки свежей модели. Только копирование импортной машины не входило в их планы, они пытались сделать свою, оригинальную.

Испытание «Форда-Фиесты» 1-го поколения в Запорожье проходило под неусыпным контролем профессионалов. У «Таврии» были не только внешние отличия от «Фиесты». Она получила совершенно другие: движок, КПП и заднюю подвеску. Если «Форд» был оснащен разнесенными пружинами и амортизаторами, то советское авто – стойками.

Подобная схема подвески применялась и на «Фиесте», но уже на экземплярах 2-го поколения в 1983 г. и когда «Таврия» была готова к выпуску.

Дизайн и «начинка» доработанного в 1978 году прототипа ЗАЗ-1102 были близки к серийной «Таврии».

Заправка бензином из зажигалки

В серию модель пошла в 1987 г. Но поначалу ее производили небольшими партиями. Получился компактный по размерам 3-дверный хэтбек с движком, рассчитанным на 1,1 л и обладающий мощностью в 53 л.с. Покупатели проявили повышенный интерес к новинке.

Один из главных плюсов такого авто – его экономичность. На данную тему даже был снят забавный ролик, удостоившийся международного приза. Пустой бак был заправлен бензином из зажигалки. Этого вполне хватило, чтобы водитель добрался до бензоколонки, находящейся в 1 км.

Конечно, реклама есть реклама. Однако в реальности расход ЗАЗ-1102 горючего при спокойной езде составлял 5-7 л на 100 км. При этом качество сборки «Таврии» не было высоким. Хотя в период перестройки население с этим смирилось.

Авто для гонок и электромобиль

К новенькой запорожской машине проявили интерес не только обычные покупатели, но и народные умельцы. Не успела «Таврия» пойти в серию, как в 1986 году в одной из эстонских мастерских было выпущено уникальное авто для гонок. От оригинального ЗАЗ-1102 осталась лишь часть деталей кузова и подвесок. За креслами в базе установили доработанный движок от «шестерки». Хотя мастерам так и не удалось довести легковушку до ума, и она не достигала значимых спортивных успехов.

Изначально «Таврией» заинтересовались за рубежом. В том числе создатели необычных проектов. В 1990-м одна фирма из Швейцарии решила выпустить электромобиль «Таврия-Пингвин 8», оснащенный 16-сильным мотором. Максимальная скорость, развиваемая такой машиной, достигала 90 км/ч.

Сборка электромобилей с кузовами, полученными из Запорожья, осуществлялась в Венгрии. Далее продукции отправляли в Швейцарию.

ЗАЗ из Нижнего Новгорода

Модификации «Таврии» стали появляться как грибы после дождя. К примеру, в 1994 году начали изготавливать ЗАЗ-1105 Дана. Модель представляла собой 5-дверный универсал, двигательного которого был рассчитан на 1,2 л и выдавал 58 «лошадок». Безусловно, покупатели обратили внимание на такое ТС. Но машина не получила широкого распространения. И вовсе не из-за автомобильных проблем.

В 2000 году была представлена очередная модель – ЗАЗ-1103, получившая название «Славута». По внешнему виду она напоминала седан, только крышка багажника была объединена с задним стеклом. Сегодня этот тип кузова называют лифтбеком. В РФ авто предлагалось с моторами на 1,2 и 1,3 л.

Собирать «Славуту» планировали в Нижнем Новгороде. Но в 2003 году отказались от реализации данной затеи.

Грузовые версии

В конце 1980-х стало известно о выпуске первой грузопассажирской версии ЗАЗ-11024. Благодаря установке другой крышки удалось увеличить объема багажника. Небольшими партиями такие авто, имеющие заднее сидение или лишенные его, производились, начиная с 1991 г.

Затем дочернее предприятие автозавода Запорожья занялось выпуском пикапов и бортовых грузовиков в различных вариациях. Но они не стали успешными и востребованными.

«Таврия, которой просто не было»

Специалисты ЗАЗа в 1988 году приступили к реализации нового проекта. Впервые для завода ЗАЗ-1106 был проектирован с помощью технологии компьютерного моделирования. Кузов получился обтекаемым, как было модно в тот период. Заложили сразу два привода: полный и передний. В один корпус поместили КПП и раздатку.

Приблизительно такой могла бы стать очередная «Таврия». Но дальше макета из пластика дело не сдвинулось. Его повозили по выставкам и успокоились.

Новости партнёров

Популярное в сети

Что еще почитать

Комментарии