Почему в самолете иллюминаторы имеют именно овальную, а не какую-то другую форму

06/09 2022 810

Те, кто летал на самолете или просто видел вблизи этот летательный аппарат, наверняка замечали, что иллюминаторы обладают специфической скругленной формой. Можно даже заявить о том, что они являются овальными. Но выбрана именно такая форма, а, к примеру, н прямоугольная или квадратная? Ведь самая простая фигура – квадрат.

В самом начале развития авиационной промышленности в разных странах был налажен выпуск первых пассажирских авиалайнеров с прямоугольными окнами, или иллюминаторами. Тогда конструкторы посчитали такую форму более оптимальной, ведь технически выполнить в фюзеляже отверстие в виде прямоугольнике гораздо проще. Как ни странно, это работало, но только с самолетами винтового типа.

В 1949-м авиастроительная компания de Havilland из Великобритании объявила о начале испытаний авиалайнера DH.106 Comet, который стал первым на планете серийным коммерческим реактивным летательным аппаратом. В эксплуатацию самолет был введен в 1952 г. И он произвел настоящий фурор на рынке пассажирских перевозок. Причем во всех смыслах. В первый год использования «Кометы» трижды попадали в авиакатастрофы. Английские инженеры немного поразмыслили и решили перепроверить собственную машину.

Специалистам удалось выяснить, что причиной печальных происшествий во всех трех случаях было разрушение фюзеляжа. А вызвано оно усталостью металла, накопившейся из-за накопления напряжения вокруг иллюминаторов, которые выполнены в виде квадрата. Инженеры продолжили работу и поняли, что окна такой формы имеют 4 зоны напряжения. Именно там и разрывается фюзеляж. А все из-за сильного внешнего воздействия и скачка температурных показателей за бортом. До того как появились реактивные авиалайнеры, гражданские летательные аппараты не были подвержены ни нагрузкам, ни температурным перепадам.

Для повышения уровня безопасности решено было отказаться от иллюминаторов, имеющих прямые углы. Им на смену пришли овальные окна. Они способны выдерживать большие нагрузки, воздействующие на фюзеляж. В настоящее время в авиастроении, кроме скругленных иллюминаторов, широко применяются по-особому изогнутые стекла, умеющие еще лучше сбрасывать запредельную нагрузку на том участке конструкции, что является уязвимым.

Новости партнёров

Популярное в сети

Что еще почитать

Комментарии