Находящееся в Закавказье восточное черноморское побережье именуют Колхидой. По крайней мере, именно так греки раньше называли его. В советское время такое же наименование имел грузовик. Все, кому довелось управлять им, вспоминают о нем с улыбкой и иронией. Модель имела заводское название – «КАЗ-606». И после ее выпуска в «Стране Советов» началось производство бескапотных грузовых авто.
Разработка инженеров
Многие считают, что первым бескапотным грузовиком, появившимся в СССР, был «МАЗ-500». Но они ошибаются. Им была «Колхида», то есть «КАЗ-606», выпускавшийся в Грузии на кутаисском заводе. В те времена водители любили шутить на тему того, что «Колхида» уже с конвейера сходила на буксире, поэтому дали ей прозвище «подгорный тягач».
«КАЗ-606» нельзя назвать лучшей разработкой специалистов советского автопрома. Однако умалять его достоинства тоже не стоит. «КАЗ» разрабатывали местные инженеры, которые ранее создали самосвалы «ЗИЛ-150» и «ЗИЛ-164». Именно последний и был взят за основу «Колхиды». Большая часть узлов и агрегатов «перекочевала» в разработанную кутаисскими специалистами модель. Кардинальным изменениям подверглась компоновка грузовика. Над двигателем была установлена кабина. И здесь важно отметить один момент. В СССР именно в «КАЗ-606» впервые появился спальник в кабине. Возможно, дизайн был подсмотрен у Skoda 706RT.
Явным недостатком новой модели являлась невозможность опрокидывания кабины. И добраться до движка можно было лишь внутри. У водителей это вызывало сложности. «КАЗ» был неудобен в обслуживании. Кожухи неплотно прилегали друг к другу, из-за чего происходило постоянное попадание выхлопов в кабину. Модернизация кабины была проведена лишь спустя несколько лет после выхода «Колхиды». В итоге она стала откидной.
Изначально специалисты планировали выпуск двух вариаций «КАЗа» – бортового грузовика и седельного тягача. Но к тому моменту уже несколько советских предприятий наладили производство бортовых грузовиков. Поэтому решено было выпускать лишь седельные «КАЗы».
Технические характеристики
В «Колхиду» устанавливали такой движок, как и в «ЗИЛ». Речь шла о бензиновом 6-цилиндровом моторе, рассчитанном на 5,5 л и выдающем 110 «лошадок». У модели была не самая лучшая для седельного тягача аэродинамика. Агрегат был слабоват. Даже при идеальных условиях ТС едва удавалось разогнаться до 55 км/ч. Еще одно слабое место «КАЗ-606» – расход горючего. Этот показатель составлял 50 л на 100 км. И хотя бак был достаточно объемным (210 л), его заправку приходилось выполнять довольно часто.
Как только не называли «Колхиду» советские шоферы: и «грузинским трактором», и «цирковой лошадью», и «жабой». Но все же модель оставила свой след в истории автопрома СССР.
Как вы оцениваете внешний вид и технические возможности «Колхиды»?
Комментарии
Александр Рифеев