Как происходила покупка авто в Советском Союзе

06/05 2021 590

Купить машину во времена СССР было настоящей проблемой: очереди протяженностью в годы, тройные цены, покупка подержанной выходила дороже, чем новой, система открыток и другие.

В руки простых жителей страны автомобили было допущено выдавать с 1948 года. Тогда в Москве открылся автомагазин «Автомобили». Модели содержались на заднем дворе, выбор стоял между: ГАЗ-20, ЗИМ, «Москвич-400, «Победа». Только у простого народа не было средств в послевоенные годы, поэтому и у перекупщиков не было работы, не работали открытки и не выстраивались длинные очереди.

Спустя 10 лет все поменялось. Спрос на машины вырос, «Москвичи» и «Победы» стали дефицитными, за ними вставали в очереди, в салонах всегда стоял ЗИМ, но он был довольно дорогим.

Открытки и очереди

Скоро автомобили стали распределять по предприятиям. Но выдавали по несколько авто в год. Каждый желающий работник должен был подать заявление, сначала дождаться одобрения руководства, а затем, если оно получено, ждать свое ТС.

Проблема в том, что заявлений было очень много, и не на каждом предприятии можно было подавать заявление. Профком делал списки приоритетных лиц. При этом учитывались должности и заслуги. В первую очередь рассматривали руководителей на разных уровнях, ветеранов войны, ударников труда. Когда появился ГАЗ-24, социальное неравенство только усугубилось. В списки приоритетных лиц попадали только самые заслуженные люди. По предприятиям раздавали очень мало «Волг».

Срок ожидания своего автомобиля мог доходить до 10 лет. Покупатель узнавал о разрешении на покупку авто через открытку со своим адресом, которую он оставлял в профкоме, подавая заявление. Правда, в открытке не обязательно указывали желанную модель. К примеру, можно было получить «копейку» вместо заранее указанной «шестерки». Подавать апелляцию в этом случае некуда и некому.

Свободная очередь

Редко случались свободные очереди. Любой желающий мог подать открытку, ему присваивали номер в очереди, нужно было приезжать и отмечаться. Значительно подвинуться в очереди можно было благодаря не приехавшим.

Не было выбора и несколько очередей

С открыткой люди шли в автомагазин, где оформлялась справка-счет. Его нужно было оплатить в сберкассе и ехать за машиной на склад. Там снова вставать в длинную очередь и, наконец, забрать авто, и, с большой вероятностью, не то, что хотелось.

Бери, что дадут или отказывайся. Люди с конца очереди быстро расхватят все, от чего отказались.

Разумеется, на месте не шло и речи о том, чтобы послушать работу мотора и выбрать комплектацию.

Из-за границы

Намного проще было приобрести автомобиль тем, кто периодически был за рубежом. Такие люди располагали иностранной валютой и имели сертификаты Внешпосылторга. После командировки люди просто снимали накопленные деньги и расплачивались за машины в магазинах «Березка», в которых они стоили гораздо дешевле. К примеру, для покупки «Москвича» вполне могло хватить одной командировки.

Выигрыш в лотерею

Это редкий, но вполне возможный шанс заполучить машину. Все лотереи были под контролем государства. К примеру, мама В.В. Путина в свое время выиграла в лотерею ЗАЗ-966. И это при том, что жили они весьма бедно, в коммунальной квартире, без душа, и даже не покупали билеты. Пара лотереек им досталась в качестве сдачи в буфете.

Дорогие авто с пробегом

Подержанные автомобили обычно разбирались довольно быстро. Когда их стало слишком много, было решено создать большую площадку в московском Южном порту. Там продавцы размещали авто, устанавливали цены и ждали в течение 45 дней. Затем, если никто не покупал, цены снижались.

Но поскольку подержанных машин все равно было мало, они стоили дороже новых.

А ваши родственники стояли в очереди на авто?

Новости партнёров

Популярное в сети

Что еще почитать

Комментарии