Дерево вместо металла - как в войну строили машины?

05/04 2019 4307

Производство автомобилей в войну

Фото: www.ontent.foto.my.mail.ru

Дерево при изготовлении автомобильных кузовов применялось задолго до начала Второй мировой, да и после её окончания. Но именно в военные годы дерево стало основным материалом для производства военных автомобилей. В это время все машины начали значительно упрощать и максимально экономить на железе, которое нужно было для производства оружия.

Колёса войны

Война – это, прежде всего, логистика, так как необходимо постоянно перемещать большое количество грузов и людей. Основную нагрузку в этом деле на себя приняли грузовики, знаменитые ГАЗ-АА «Полуторка» и ЗИС 5В. В их кузовах перевезли немыслимый объем грузов и сотни тысяч людей - и всё это по разбитым военным дорогам, а иногда и под обстрелами. Были, конечно, и американские грузовики, поставляемые по ленд-лизу, например, Studebaker US6, но всё-таки наша техника была основной.

Автомобили войны

Фото: www.s10.stc.all.kpcdn.net

Переход на дерево

ГАЗ-АА изначально был гражданской машиной. Его кабина была полностью выполнена из металла, присутствовали все дизайнерские атрибуты, свойственные автомобилям 30-х годов ХХ века. Но с началом войны страна испытывала большой дефицит в холоднокатаной стали, и заводчанам пришлось упрощать конструкцию «Полуторки», так появился ГАЗ-ММ-В. Первым делом машина лишилась дверей, вместо них повесили брезентовые шторки, красивые изогнутые крылья упростили, сделав их прямыми, используя обычное кровельное железо. Машина лишалась даже передних тормозов, что уж говорить про оставшуюся в одиночестве фару головного света.

Модификация ЗИС 5В, в отличие от «Полуторки», создавался уже в годы войны, поэтому имел максимально простую и дешёвую конструкцию. Кабина была полностью выполнена из фанеры и вагонки, внешне напоминала сарай или деревянный ящик. Применение дерева позволило снизить вес кабины на 124 кг. Крылья были сделаны из того же кровельного железа, методом простой гибки. Все элементы кабины крепились обычными гвоздями. Уже по традиции тормоза оставили только на заднем мосту. Всего за годы войны было выпущено больше 84 тысяч грузовиков ЗИС 5В.

Деревянный автомобиль

Фото: www.cdn.fishki.net

Деревянные кузова в 1950-х

После победы в войне страна по-прежнему испытывала серьёзные проблемы с материалами, и упрощенные технологии в автомобилестроении никуда не исчезли. Тот же ЗИС 5В с небольшими доработками выпускался вплоть до 1955 года. Но деревянными были не только грузовики. Например, Москвич-400 имел модификацию фургона, полностью изготовленного из дерева. Его крыша была обтянута кожзамом, а сам каркас собран из досок и брусков. Использование дерева было продиктовано не только экономией на металле, но ещё и недостатком квалифицированных рабочих. В те времена гораздо проще было найти плотника, чем автомобильного жестянщика.

Кстати, деревянные автомобили были не только в России. Начиная с 1940-х годов, в Америке активно развивалось направление так называемых вуди-каров. Автопроизводители использовали дерево дорогих пород во внешней отделке автомобилей, что считалось очень престижным.

При использовании любых материалов необходима активная ссылка на DRIVENN.RU

Автор: Сергей Михайлов
#газ

Новости партнёров

Популярное в сети

Что еще почитать

Комментарии