Полис ОСАГО онлайн: все ли так просто?

С 1 января 2017 года все страховые компании обязаны предоставить автовладельцам возможность покупать электронный полис ОСАГО. Если прежде это делалось по желанию, то теперь — по закону. Ура, конец до невозможности обидной потере времени в очередях и не всегда приятному общению со страховщиками. Застраховаться онлайн можно, не выходя из дома — и начинающим водителям, и гражданам, купившим новый автомобиль, что раньше было невозможно. Неужели все так просто?

Попробуем разобраться. Алгоритм приобретения полиса ОСАГО онлайн, внешне действительно прост. Сначала выбираем страховую компанию и посещаем ее сайт. Здесь два основных критерия — стоимость услуг и качество обслуживания. Предположим, выбор сделан и все вас устраивает. Тогда — второй шаг: создаем личный кабинет. Ну, тут и в самом деле все просто: указываем Ф.И.О., паспортные данные, дату рождения, электронную почту и номер телефона, регистрируемся, после чего получаем пароль. Далее: заполняем заявление на оформление ОСАГО. Тут, помимо паспорта, потребуются водительское удостоверение, ПТС, свидетельство о регистрации, диагностическая карта о прохождении ТО. В этой электронной анкете указываются те же данные, что и при покупке бумажного полиса у страховщика.

Страховая компания, также в режиме онлайн, проверит полученные данные через единую автоматизированную информационную систему по ОСАГО и если ваши «автобиографии» совпадут, сделает расчет стоимости полиса. Четвертое действие — оплатить полис. Банковской картой, электронными деньгами или наличными, правда, это лишает всякого смысла дистанционное приобретение автогражданки. И — завершающий аккорд: оформленный и оплаченный полис будет размещен в вашем личном кабинете на сайте страховщика и выслан на вашу электронную почту. Его нужно распечатать и возить с собой, поскольку инспектор ГИБДД не всегда имеет возможность пробить полис по базе РСА.

Как всегда, у кого-то все получится с первого раза, а кому-то придется попыхтеть, если данные в заявлении расходятся с той информацией, что есть в РСА. В этом случае придет сообщение: «Проверка данных в РСА не пройдена». А дальше с вас потребуют предоставление электронных копий документов.

В принципе, ничего страшного, поскольку с 1 января 2017 года автовладельцы могут хранить в личном кабинете сканы всех необходимых документов. Страховщику остается лишь все сверить и оформить договор. Если, конечно, он захочет это сделать (вдруг его не устроит регион или вы сами, например, по причине частых ДТП). Тогда ждите «черную метку» в виде «сбоя системы», которая выдаст «ошибку». И тогда придется идти в страховую «живьем» или зайти на сайт другой компании, что лишает смысла все ваши действия онлайн.

Сайт страховщика «плохо работает», у него может быть «перерыв». Это тоже уловка, против которой ЦБ России ввел следующие меры: перерыв не должен превышать 30 минут в сутки, а технические работы не могут проводиться чаща одного раза в месяц.

Чтобы бороться с таким способом саботажа Центральный банк установил жёсткие требования. Время для перерыва в работе сайта страховщика не может превышать 30 минут в сутки. А плановые технические работы могут проводиться не чаще одного раза в месяц и только с 22.00 до 08.00. Когда речь идёт о реальном техническом сбое на сайте, автовладельцу должно быть предложено перейти по гиперссылке на сайт другой страховой компании, которая определяется случайным образом. Если же сбой действительно случился, гиперссылка отправит вас на сайт другой компании.

Последней инстанцией остается Центральный банк. Страховщик, все-таки, увиливает от заключения договора онлайн? Пожалуйтесь ЦБ. Ни одна компания не захочет с ним связываться и быстро отыграет назад, решив вашу проблему.