ВАЗ 2110: «Руссишен моторен» или немного ностальгии

15/10 2014 18588

…Она доехала до Парижа и даже вернулась в Нижний. Сама. Все выдержала, кроме головотяпства наших сервисменов. Но об этом позже. Сейчас хочу сказать о том, как я зауважал редакционный автомобиль ВАЗ 2110 после нашего с коллегой путешествия в столицу Франции. Почти 8000 километров туда и обратно, и всего — две поломки, да и то не по вине машины. «Десятка» оказалась «своим парнем» — шумным, иногда вздорным, неудобным, но в доску своим. Можете смеяться, но с таким напарником я бы пошел в разведку.

Мы отправились в славный город на берегах Сены, чтобы в качестве аккредитованных журналистов подготовить обзор Парижского автосалона. Лучшего тест-драйва — и для автомобиля, и для экипажа — придумать невозможно. Нас было трое — я, мой товарищ и машина. В качестве моральной поддержки — ремкомплект в багажнике. Лучше бы мы его выкинули с парома где-нибудь между Турку и Стокгольмом… Выкинули и забыли. Ан-нет, прокатили по всей Европе, уже зная, что толку от него — никакого: топливный насос прикинулся склянкой для анализов, ремень ГРМ — каким-то мочалом, мы — двумя придурками, и только «десятка» оставалась сама собой, честно приближая нас к конечной точке маршрута.


Итак, ВАЗ 2110. Недавно в Сети прочитал, что у этой машины было три прозвища: «матрешка», «беременная антилопа» и «обмылок». Не знаю… За пять лет эксплуатации «десятка» не услышала от меня ни одного обидного слова. Она же не виновата в том, что постоянно-периодически донимала нас разными болячками. В первый же месяц полетел стартер — было, поначалу, у всех «десяток» такое слабое место. Затем потекла охлаждающая жидкость — из-за вибрации то и дело шланг перетирался и она убывала из системы иногда со скоростью курьерского. Пока не решили эту проблему — постоянно возили с собой канистру тосола. Иначе — хана мотору. А отваливающиеся ручки, ломающиеся стеклоподъемники, отказывающиеся функционировать повторители поворотов, и что самое противное, зависающая стрелка спидометра… Но, когда надо, машина могла собраться и не подводила. Так кого надо ругать? Конструкторов, технологов, поставщиков комплектующих, но только не ее.

Ей просто не повезло. Всем нам не повезло с нашим автопромом. Впрочем, ему не повезло тоже. Дитя плановой экономики, он десятилетиями делал то, что ему говорили. Никакой инициативы, ничего такого, что могло бы выйти за идеологические рамки. И все же ВАЗ 2110 и его семейство — универсал ВАЗ 2111, пятидверный хэтчбек ВАЗ 2112, а также модификации на их базе, могли стать вполне передовыми для своего времени автомобилями. Если бы вовремя появились…


А вот с этим у автопрома СССР было очень туго. Он мог работать как часы, но только во время войны — на героизме, самоотдаче и прочих доблестях, которые в мирное время благополучно спали. Вот и «АвтоВАЗ», возможно, проспал свой звездный час. Работы над проектом ВАЗ 2110 начались еще в 1983 году. За основу будущего седана взяли трехдверный хэтчбек ВАЗ 2108, но в процессе работы возникло столько идей, что о простом превращении хэтча в перспективный седан не могло уже идти и речи. Проекты разделили: к «восьмерке» приделали багажник и получили ВАЗ 21099, а «десятка» пошла своим путем. Пошла, да заблудилась — во времени, пространстве и еще черт знает в чем.

И, ведь, вроде бы все шло хорошо: в 1985 году сделали первый опытный образец, казалось бы, еще чуть-чуть… Но вот незадача — предсерийная версия автомобиля «засветилась» только в 1992 году. Фото изображало будущую «десятку» на полигоне компании Porsche, что особенно вдохновляло. Но что происходило все эти семь лет? Ну, в общем, космические корабли бороздили просторы Вселенной. Народ ездил за дефицитом в Москву. Потом — перестал, потому что распался наш Союз. А Волжский автомобильный все еще работал над «десяткой»… В итоге первые автомобили были собраны в опытно-промышленном производстве только в июне 1995 года, а серийное производство началось в 1996-м.


От старта проекта до его реализации прошло тринадцать лет. ТРИНАДЦАТЬ! Для автомобиля это целая жизнь. Нет, даже две, а то и три жизни. Но это там, на Западе, где частая смена поколений запрограммирована конкуренцией. А у нас тут была своя свадьба. Мы не спешили совершить прорыв, и вышло, что к моменту появления «десятки» на рынке технологии западного автопрома ушли далеко вперед. ВАЗ 2110 уже нельзя было назвать абсолютно новым автомобилем, но для нас он таковым, все-таки, стал.

Как ни крути, а появление «десятого» семейства стало вехой для отечественной автомобильной промышленности. Если закрыть глаза на вечно хромающее качество вазовской продукции, то можно сказать, что автомобиль получился. Первые «десятки» были карбюраторными, но довольно быстро «АвтоВАЗ» внедрил электронную систему управления двигателем, установил бортовой компьютер. Машины могли оснащаться гидроусилителем руля, стеклоподъемниками, была освоена новая технология окраски кузовов… От «классики» ВАЗ 2110 отличался как небо от земли. Это было заметно не только внешне. Салон автомобиля получил иные сиденья, обивку, в нем было приятно находиться, хотя приборная панель выглядела несколько грубовато. Позже мы заменили ее в одной из многочисленных тюнинговых фирм Тольятти на более симпатичную, с овальным козырьком над приборами. За это несанкционированное самоуправство к нам не раз цеплялись гаишники, но мы с успехом отбивались.

При длине 4265, ширине 1680, высоте 1420 мм не сказать, что «десятка» была очень тесным автомобилем. Для города — самое то. Главное — при посадке на водительское место поднырнуть под руль, не задев его коленом. Выход также был сопряжен с неким полуакробатическим этюдом. Но это — мелочи, когда есть колеса. Хотя… Не помешали бы электростеклоподъемники, электроприводы зеркал, ГУР, кондиционер, но в конце девяностых — начале двухтысячных для наших машин это была непозволительная роскошь. Зато автомобиль оказался достаточно юрким, легким и не очень прожорливым.


Восьмиклапанный инжекторный 91-сильный мотор объемом 1,5 литра тянул неплохо, да и коробка была вполне адекватной. А вообще, все зависело от того, в какой день и кем собрана машина. Некоторым не везло с самого начала, и они до посинения бодались с сервисом, требуя ремонта по гарантии (в первое время с запчастями было, мягко говоря, не очень…). Мы не бодались: наша «десятка» в модификации ВАЗ 21102 по-крупному ни разу не подвела, а к «мелочам» можно и привыкнуть, как мы привыкли к ее не очень устойчивому поведению в поворотах. Зато на трассе вполне можно было задать жару.

Однажды, на участке от Гороховца до Нижнего Новгорода, я основательно ее раскочегарил. Поймал кураж и выдал около 170 километров в час. До ста двадцати скорость набиралась почти незаметно. Дальше все оказалось сложнее: я давил на «тапочку» и ждал: 130, 135, 150, после основательной паузы — 155, 160 и еще чуть-чуть. Складывалось впечатление, будто машина лихорадочно искала в своем «организме» какие-то скрытые резервы, и, находя их, хоть и нехотя, но отзывалась на «газ». После ста пятидесяти было уже некомфортно: и себя, и автомобиль я воспринимал пушинкой, которую в любой момент могло поднять и унести.

Обзорность, маневренность машины вполне устраивали. Еще я очень хорошо чувствовал ее габариты, что зависело, думаю, не только от компактных размеров. А вот по части шумоизоляции «десятка» требовала доработок, что многие и делали в индивидуальном порядке. За годы производства (1995 — 2007) машина получила более десятка модификаций, в том числе ВАЗ 21106 GTI 2.0 16V, оснащавшийся 2-литровым мотором Opel C20XE, спортивный ВАЗ 2110 РПД с роторно-поршневым двигателем и даже удлиненную версию.


Вторым по старшинству в семействе стал универсал ВАЗ 2111, который, по мнению многих, выглядел куда гармоничнее седана. Да и вместительность багажного отделения была не в пример выше, что сделало его популярным в качестве развозной машины в различных организациях. На конвейере он простоял достаточно долго — с 1998 по 2009 год.


В 1999 году «АвтоВАЗ» начал производство пятидверного хэтчбека. Он был короче седана на 95 мм и обладал более спортивными повадками. Сохраняя лучшие качества ВАЗ 2110, хэтчбек приумножил их за счет раздельного заднего сиденья от универсала ВАЗ 2111: при меньшем объеме багажника это решение увеличивало погрузочную площадь. Автомобиль выпускался в нескольких модификациях, в том числе — с 1,5-литровым 16-клапанным мотором (версии «Стандарт», GLI) и с 1,6-литровым также о 16-и клапанах, на котором была-таки решена проблема, связанная с их загибом.


Наконец, в 2002 году появилась трехдверная модификация «двенашки» — ВАЗ 21123, которая исходя из маркетинговых соображений, получила наименование «купе». Выпускалась малыми сериями вплоть до 2006 года и имела на вооружении 16-клапанный 1,6-литровый двигатель.

Однако вернемся в 2004 год. К поездке на Парижский автосалон мы готовились основательно. Прежде всего — отправили машину на сервис, где сделали диагностику движка, проверили подвеску, протянули все, что надо, бросили в багажник еще одну запаску и приняли в качестве спонсорской помощи ремкомплект. Тот самый, который надо было бы утопить. Да, еще заменили ремень ГРМ и топливный фильтр. Лучше бы мы этого не делали…

Благополучно пройдя путь от Нижнего до границы с Финляндией, добравшись до Турку, где перебрались на паром, шедший в Стокгольм, совершив марш-бросок через всю Швецию до Мальме, а от него — по пятнадцатикилометровому мосту через пролив Эресунн — в Копенгаген, мы вечером следующего дня покинули Данию и заполночь ворвались в Германию, где и заночевали. Машина вела себя отменно: героически преодолев разбитые «направления» Ленинградской области, она, в качестве бонуса, получила гладкие как стол дороги Скандинавии и Европы. Но на земле немецкой нас ждала настоящая засада: в окрестностях Кельна на подъеме в горку при скорости 120 километров в час у нас оборвался… ремень газораспределительного механизма — тот, новенький, который нам поставили в сервисе накануне поездки. Мы, двигаясь по инерции, едва прошмыгнули между фур и выбрались из среднего ряда на обочину автобана.


Пытались заменить ремень сами, но мастерюги из Нижнего намертво завернули болт, крепящий на носке коленвала шкив привода генератора. К тому же, в полевых условиях невозможно было зафиксировать коленвал от проворачивания. Провозившись с ним остаток светового дня, мы на утро сдались на милость германскому сервису.

И вот здесь, говоря словами Михаила Задорнова, я требую испытать гордость за наш народ и…русские машины! На оборудованной по последнему слову техники сервисной станции городка Буршайд никто не знал, как устанавливать метки в газораспределительном механизме нашей «десятки». Деревня!!! Мы показали. Потом попросили опустить машину и проверить установку коленвала еще и по метке на маховике, чтобы не ошибиться на зуб. Ее присутствие в двигателе ВАЗ 2110 удивило тамошних мастеров — надо же, вторая контрольная метка.

Оправившись от такого открытия, они заявили, что ремень ставить все равно бесполезно, надо снимать головку блока и ремонтировать ее, поскольку погнуло клапаны. Мы доказывали, что на 8-клапранном моторе их не гнет, а они — свое, да еще на повышенных тонах. В итоге, наша взяла — с трудом, при помощи пневмопистолета отвернув центральный болт и заменив ремень, наш «геноссе» попытался провернуть трещоткой коленвал. А тот ни в какую! Радости немецких механиков, утерших нос двум заезжим фраерам, не было предела: «Ну, что, убедились, что клапаны погнуты?!" Мы же спокойно предложили им вывернуть свечи и принести пусковое устройство — аккумулятор, ведь, разрядился начисто. Две попытки запустить мотор закончились ничем. У немцах на лицах проявилось с трудом скрываемое злорадство. Типа мы — профи, мы же вам говорили… Но третий пуск оказался удачным. Далее последовала немая сцена и резюме одного из сервисменов: «О, руссишен моторен!».

Руссишен моторен!!! Вот так-то, товарищи немцы!

Вдруг к нам начали обращаться уважительно, коллегами стали называть. Мы сделали пробный круг по площадке перед сервисом, убедились, что все работает, и, наверстывая упущенное, в один присест преодолели Голландию и Бельгию, и в полночь въехали на территорию Франции. Там случились другие приключениями, но они уже не были связаны с машиной. Она же держалась молодцом, даже когда была до потолка загружена пресс-релизами и прочей литературой, полученной на мотор-шоу.


И я понял, что на «десятке» можно со спокойным сердцем пускаться в дальние вояжи, правда, при этом надо чаще отдыхать в пути и ночевать только в мотелях, иначе проблемы со спиной гарантированы. Все-таки, по части эргономики мы еще не дотягиваем. А в остальном все уже почти хорошо. Вернула же нас «десятка» домой, хотя и смертельно уставшими, но целыми и невредимыми. За что ей огромное спасибо. Несмотря ни на что…

Фото: drivenn.ru, drive2.ru

При любом использовании материалов сайта активная ссылка на www.drivenn.ru обязательна.

Автор: Александр Шеронов

Записаться на тест-драйв

#lada (ваз)#lada (ваз) 2110

Фото ВАЗ 2110: «Руссишен моторен» или немного ностальгии

Комментарии


Хачю купить понравилась