Lada 4x4: Легенда по доступной цене

25/12 2014 19343

Ну, и кто здесь не слышал про старую добрую «Ниву», она же ВАЗ 2121? Про ту самую, настоящую, нашу «Ниву», вставшую на конвейер в далёком сейчас 1977 году? Этот автомобиль, выпускающийся без малого уже 37 лет, — подлинный долгожитель, легенда советского и российского… да что там — мирового автопрома. В общем, сегодня речь пойдёт о нём — компактном внедорожнике, который в своё время сумел заткнуть за пояс продукцию Land Rover и Jeep.

Сегодня его принято называть Lada 4×4. В 2006 году от имени «Нива» отказались из-за контракта, подписанного Волжским автозаводом и заокеанским концерном General Motors. Но это уже совсем другая история…


Отцами-создателями легендарного автомобиля принято считать Владимира Соловьёва и Петра Прусова. Представьте себе, тут даже дизайнер поработал. Да-да, и не надо снисходительно хмыкать, вспоминая незамысловатый кузов с его рублеными формами. Благодаря Валерию Сёмушкину, старушку «Ниву» легко причислить к обычным легковушкам. Её внешность умело скрывает серьёзный внедорожный потенциал.

А он, между прочим, самый что ни на есть внушительный. Неотъемлемой частью является полный привод типа full-time (читайте — постоянный), а также двухступенчатая раздаточная коробка и блокируемый межосевой дифференциал. Здесь сразу же надо сказать о замечательной геометрической проходимости, складывающейся из ультракоротких свесов (угол въезда — 32 градуса, угол съезда — 37 градусов) и 22-сантиметровом дорожном просвете. Вот такой коктейль и позволил автомобилю заслужить любовь и уважение во всём мире.


Так что не удивляйтесь, услышав про и поныне здравствующие клубы любителей «Нивы» в Европе, особенно она приглянулась жителям Англии и Германии. Кроме того, наш внедорожник доехал до Латинской Америки и Соединённых Штатов, добрался до Африки с Австралией и даже стал единственной советской моделью в истории, которая экспортировалась в Японию. Что интересно, после этого в Стране восходящего солнца появился предшественник современной и любимой россиянами Suzuki Grand Vitara

Вплоть до сегодняшнего дня автомобиль серийно выпускается на «АвтоВАЗе» в двух модификациях — в виде трёх- и пятидверного универсала. Многие зарубежные фирмы, занимающиеся тюнингом, делали свои интерпретации в кузовах «кабриолет» и пикап», но по России такие экземпляры не ездят. По крайней мере, мне их видеть не довелось, как и спортивно-гоночные модификации.

А такие были, и «Нива» даже достигла определённых успехов автоспорте. Она участвовала в элитных ралли-рейдах, в том числе, в Париж-Дакар, Париж-Пекин, «Ралли Фараонов» — и это далеко ещё не полный список. Европейцы устраивали сумасшедшие заезды «Нивальп», что можно считать аналогом Camel Trophy.

Мы уже отмечали, что основой дизайна стали рубленые кубические формы, как и у большинства «Жигулей» того времени. Кстати, Lada 4×4 построили, используя их узлы и агрегаты. Например, от «шестёрки» был позаимствован редуктор заднего моста, коробка передач, 1,6-литровый бензиновый двигатель с цепным приводом ГРМ. Первые образцы имели в редукторах мостов главные передачи от «копейки» с передаточным отношением 4,3.


Остановимся на линейке двигателей подробнее. Под капотом современных автомобилей, которые ежедневно сходят с конвейера, можно обнаружить только один силовой агрегат — атмосферную бензиновую «четвёрку» объёмом 1,7 л. Её мощность составляет 82 лошадиные силы, максимальное значение крутящего момента достигает 127 «ньютонов».

Согласитесь, негусто. С таким мотором даже в паре с пятискоростной «механикой», которая в своё время сменила на посту морально устаревшую «четырёхступку», хорошей динамики ждать не приходится. Трогаясь с очередного светофора, ты понимаешь, что «Нива» действительно старушка. На разгон до 100 км/ч она тратит около 16 секунд — вечность по меркам 21-ого века.

Но не стоит грустно вздыхать, уже в 2015-му году производители обещают прибавить внедорожнику силёнок. Давно пора! Согласно предварительным данным, «Нива» обзаведётся 98-сильным силовым 1,6-литровым агрегатом, который сейчас устанавливается на модели Granta, Kalina и Priora. Он порадует покупателей восемью клапанами и своей эластичностью, будет хорошо работать на высоких оборотах без провалов на «низах». Испытания тестовых машин уже идут, их проводит партнёр Волжского автозавода — фирма «СуперАвто». В списке прочих доработок числится новая рулевая рейка, незнакомый поддон картера и карданные шарниры в трансмиссии, иной подрамник.


А теперь давайте вспомним, что было раньше. Во второй половине 70-х годов прошлого века под капотом стояло почти всё тоже самое — агрегат 1,6 л и 80 сил. С 78-ого года стали делать экспортный вариант — 1,3 л и 69 сил. Его продавали в странах с высоким налогом на ДВС объёмом более 1,5 л, например, в южной Европе. Легко догадаться, что спрос был абсолютно никакой из-за низкой тяги и убогих динамических характеристик на дорогах общего пользования. На экспорт шли и праворульные машины, в основном выпускавшиеся для английского рынка. Одно время (с 1999 по 2007 год) зарубежные поставки формировались из модификаций с дизелями от Peugeot, улучшенными бамперами, накладками и легкосплавными колёсными дисками. К разряду экзотики можно отнести армейскую амфибию «Река», разработанную на узлах и агрегатах ВАЗ 2121.


На отделке салона даже не хочется останавливаться. Оформлен он чрезвычайно скромно, можно сказать, аскетично. Пластик — «дубовый». Кресла — далеко не эталон эргономики и удобства, хотя высокой посадке водитель радуется, как ребёнок. К рычагу КПП приходится тянуться. Комбинация приборов позаимствована у ВАЗ 2106, лампа включения дифференциала с правой стороны внизу. Руль огромный, ему просто необходимо стать компактнее. Если в пятидверке и можно разместиться более-менее комфортно с пассажирами, то внутреннее пространство трёхдверки — это теснота.

Наверное, вы уже поняли, что Lada 4×4 модернизировалась весь свой немалый жизненный цикл. Мелкие доработки продолжают следовать одна за другой, что должно и освежить машину, и подогреть интерес публики к ней. Начиная с 2006 года, ДВС стал удовлетворять нормам экологического стандарта Евро-2, ещё через пару лет дорос до Евро-3, в 2011-ом на экспорт уезжали «Нивы», адаптированные под Евро-5. Тогда же в Тольятти решили, что для России и Евро-4 сгодится.

В 2008-ом последовали очередные метаморфозы. Изменилась оптика, обивка салона, кое-какие детали унифицировали с родственным проектом Chevrolet Niva. Привычные крестовины заменили на ШРУСЫ (шарниры равных угловых скоростей). В результате вибрации, идущие от трансмиссии стали меньше, зато снизились внедорожные возможности — долго месить грязь новшество не позволяет. Устойчивость автомобиля на офф-роуде (в частности на «гребёнке») улучшилась за счёт переработанной задней подвески. Небывалое дело, но все экземпляры получили гидроусилитель руля, а некоторые и антиблокировочную тормозную систему.


С прошлого года габаритные огни выполняют функцию дневных ходовых огней — ярко вспыхивают при включении зажигания. Быть может, вы будете смеяться, но президент «АвтоВАЗа» Бу Инге Андрессон решил представить народу версию исключительно для города и женской аудитории. И он сделал это, показав в 2014-ом своё детище с кондиционером, бамперами из пластика и заниженным дорожным просветом.

Возможно, со временем «светлые» головы догадаются вырезать и раздаточную коробку. Ждём очередной рестайлинг Lada 4×4 к 2016-ому, а затем и новое поколение модели. Не знаю, что будет тогда со спросом, но сейчас россияне берут «Ниву» охотно. За поистине впечатляющую проходимость её любят как простые обыватели, так и охотники с рыбаками, обожающие забраться в самую непролазную глушь. Слава богу, легенда пока продаётся по доступной цене. Несмотря на инфляцию, покупателю требуется иметь в кармане меньше полумиллиона рублей.

Фото: drivenn.ru

При любом использовании материалов сайта активная ссылка на www.drivenn.ru обязательна.

Автор: Анатолий Белецкий

Записаться на тест-драйв

#lada (ваз)#lada (ваз) 2131 (4x4)

Фото Lada 4x4: Легенда по доступной цене

Комментарии


Ребятттточки, вы не зарабатываете на рекламе???
У меня нива с 13 года прошла 20000 тысяч никаких проблем лазил по дорогам где ходят лесовозы ни разу не буксовал. Очень нравится машина мне и моей жене.частенько езжу в питер по трассе визжат передачи но с этим мы уже смирились
старово обрас