ВАЗ 2115: Не попрощались?

23/12 2014 14035

Что такое ВАЗ 2115? Первенец семейства Samara2. Отечественный переднеприводный седан, который мы до сих пор продолжаем видеть на российских дорогах. Особенно часто он встречается в регионах, хотя уже и не выпускается. Теперь бал правят всякие там «гранты» и «калины». А жаль, я хорошо помню «пятнадцатую». Сознаюсь, что у нас был продолжительный роман на протяжении трёх лет и незабываемые 120 000 километров совместного пробега.

Появившись на свет в далёком сейчас 1996 году, четырёхдверка сразу привлекла к себе множество заинтересованных взглядов. Одной из причин повышенного внимания к машине стала оптика — таких оригинальных фару вазовских моделей ещё не было никогда! Кроме того, к эксклюзиву можно отнести передние крылья и капот скругленной формы, багажную крышку. Список изюминок продолжают дверные молдинги, обтекатели порогов и спойлер с дополнительным стоп-сигналом. Вы вдумайтесь, спойлер, который ставили серийно на гражданский автомобиль из России! Крутизна!

С переработанными бамперами, окрашенными в цвет кузова — отдельная история. Они стали на порядок жёстче, не терпят даже слабенькую деформацию и не позволяют притираться к чему попало. Чуть что — сразу трескаются. Помню, лет пять назад я испытал это на собственном опыте. Дело было зимой, дорога в посёлке шла на подъём и в какой-то момент машина перестала ехать в крутую горку. Решив хорошенько разогнаться и взять препятствие с наскока, я дал задний ход. Однако в нужный момент «пятнашка» не смогла остановиться и легонько тюкнула кормой занесённый снегом металлический столбик. И всё! После этого задний бампер украсила такая здоровая трещина, как будто в него специально вгоняли зубило!

Но вернёмся к дизайну. Почти все кузовные панели производители, недолго думая, позаимствовали от ВАЗ 21099. Многозначительно кивая на «пятнадцатую», господа из Тольятти утверждали, что им удалось создать второе поколение «девяносто девятой». Однако на деле можно говорить только о фейслифтинге, по большей части техническая начинка осталась прежней — она из конца 80-х годов прошлого века.

А жаль, ведь первоначально инженеры собирались основательно доработать подвеску, как и трансмиссию вкупе с тормозной системой. Увы, прожекты так и остались прожектами. Справедливости ради надо сказать, что электрооборудование сделали более современным (например, добавились маршрутный компьютер, иммобилайзер, центральный замок), а салон действительно другой.

Внутри стало гораздо больше плавных линий, как и снаружи — в этом плане интерьер гармонирует с экстерьером. Щиток приборов полностью изменился. Он теперь компактнее, как и рулевая колонка, но информативности не потерял. Не узнать даже козырёк, прикрывающий спидометр и тахометр. К ним, кстати, добавились маленькие монохромные ЖК-дисплеи, первый из них показывает время, второй — пробег.

Архитектура центральной панели получила новую компоновку, в верхней части появились кнопки включения габаритов, ближнего света, противотуманных фонарей, обогрева заднего стекла. Ниша под магнитолу, прикуриватель, водительская пепельница, блок управления «печкой» — всё это оказалось на непривычных местах. Решётки воздуховодов увеличились в размере, преобразился бардачок. Но пользоваться им чертовски неудобно. Для открытия к защёлке приходится прилагать чрезмерные усилия, в результате она залипает, и крышка бардачка не закрывается.

Номинально внутреннее пространство рассчитано на пятерых. Но если в кресле водителя сидит человек достаточно высокого роста (допустим, я при своих 183 см), то приходится отодвигаться по-максимуму, зажимая задних пассажиров. Так что идеальный вариант — передвигаться на машине вчетвером.

Пластик отделки жёсткий, но выглядит вполне прилично. А главное — он совершенно не пахнет, не то что в нынешних современных «Ладах». В то время, когда «пятнашку» ставили на конвейер, ещё было не модно использовать бедовое китайское сырьё.

Из полезных опций на борту есть подогрев сидений, прилагаются вечно заедающие передние стеклоподъёмники с электроприводом, а ещё бесконечно бесят всевозможные сигнализаторы. Они постоянно ноют, что седану не хватает тосола и плачут про перегоревшие лампочки в заднем блоке фар. Последнее, кстати, соответствует истине. Это фирменная фишка всех тольяттинских машин, сохранившаяся до наших дней. На первом светофоре у тебя отключается левый стоп-сигнал, на втором — правый, на третьем — финита ля комедия.

Присмотримся к линейке двигателей. В отличие от «девяносто девятой», карбюраторные бензиновые «четвёрки» объёмом 1,1 л (54 л.с.) и 1,3 л (64 л.с.) «пятнашке» не достались, попав под списание. На неё сразу поставили более мощный 1,5-литровый агрегат. Через несколько лет после выхода модели на рынок он стал инжекторным и был форсирован с 70 до 78 сил. Последняя реинкарнация ВАЗ 2115 двигалась с помощью 1,6-литрового ДВС мощностью 80 лошадиных сил. Тем не менее, в плане динамики мало что изменилось. Как седан набирал «сотню» примерно за 13 секунд, так и продолжал это делать — без особой торопливости. Идти на обгоны с таким содержимым моторного отсека невесело, особенно, если надо обставить фуру — большая вероятность не успеть вернуться в свою полосу.

Во всех случаях за переключение передач отвечает пятискоростная «механика». По сути, у меня к ней только одна претензия — реверс и «первая» включаются практически одинаково. Из-за этого многие владельцы «пятнашек» частенько попадают впросак. Например, человек хочет тронуться в горку без отката, хорошенько газует и… машина делает резкий рывок назад, разбивая «морду» ни в чём неповинного автомобиля, который подъехал сзади.

Если на старых добрых классических «жигулях» рычаг переключения передач был длинным и голым, то у «пятнашки» он укорочен и упакован в кожух. Дешёвый такой кожух, в котором быстренько образуются дыры — исключений здесь не бывает. Хотя нет, если вы на машине не ездите, а бережно храните в гараже, то всё шикарно.

Помимо всего прочего, ВАЗ 2115 стоит полюбить за короткие свесы и хороший клиренс. В зависимости от года выпуска, автомобиль отделяло от земли от 160 до 170 миллиметров. Поэтому, даже несмотря на небольшие 13-дюймовые колёса, торчащие над асфальтом люки, бордюры и прочие подобные неприятности никогда не были проблемой, как и зимняя эксплуатация — чтобы сесть днищем на ледяной горб, намерзающий между колеями, надо умудриться. С энергоёмкостью подвески тоже никаких проблем — разнокалиберные ухабы в любой точке страны отрабатываются вполне себе добросовестно.

Несколько лет назад руководство «АвтоВАЗа» приняло решение о том, что семейство Samara2 пора снимать с конвейера. Седаны с индексом 2115 ушли в историю в 2013 году. С ними мы попрощались первыми. Или всё-таки не попрощались? Ведь есть рынок «бэушек», на котором более-менее свежая «пятнашка» сейчас стоит в районе 250 000 рублей.

Фото: drivenn.ru

При любом использовании материалов сайта активная ссылка на www.drivenn.ru обязательна.

Автор: Анатолий Белецкий

Записаться на тест-драйв

#lada (ваз)#lada (ваз) samara 2115

Фото ВАЗ 2115: Не попрощались?

Комментарии


Как можно перепутать первую с задней, если первая включается просто толчком вперёд, а задняя - влево и вперёд?