ВАЗ-2114: Вне времени и пространства

23/01 2015 16123

Посмотри на «четырнадцатую». Вблизи и на расстоянии. Под разными ракурсами. Что видишь ты? Может быть, свое прошлое. Или — настоящее. Но уж никак не будущее. Ты в этом уверен. В твоих планах — иномарка. Не «Мерседес», нет. Что-то гораздо более простое, не подрывающее до основания твой семейный бюджет, но греющее водительское самолюбие. ВАЗ-2114 — пройденный этап. Отныне ваши дорожки разошлись. У тебя теперь свой путь. А у «четырнадцатой» — свой.

Она с него никогда не сходила. И не сойдет. У нее — железобетонная траектория, отклониться от которой невозможно. Этот путь просто нужно пройти. Не оглядываясь назад и не мечтая о перспективах. В кодексе самураев есть правило: «Живи так, как будто ты уже умер». Тогда ты свободен и не страшно тебе ничего. «Четырнадцатая» умерла 24 декабря 2013 года, когда в последний раз сошла с конвейера «АвтоВАЗа». Ее провожали с почестями. «Прощай, «зубило»!»… Щемило сердце. Тольяттинцев можно понять. Это они на протяжении десятилетий штамповали свои «тазики», на которых, однако, ездила вся страна. Потом пришла эпоха переднеприводников — золотое время в истории автогиганта.

ВАЗ-2108, 09, 099… «Четырнадцатая» — прямой потомок «ноль девятой». В принципе, та же штучка, только чуть облагороженная. Пожалуй, самый практичный аппарат из всей этой троицы. Три двери «восьмерки» — это для пижонов. Хэтч с приставленным к нему багажником (ВАЗ-21099)- для «седанопоклонников» («Да, у меня маленькая машинка, зато — с трехобъемным кузовом, и поэтому я крут»). На ВАЗ-2109, а позже — 2114 обращали внимание люди посолиднее. Для тех времен это был идеальный вариант семейного автомобиля, если отталкиваться от качества, удобства (слово «комфорт», все-таки, вряд ли будет уместным) и невероятной ремонтопригодности за очень небольшие деньги. Впрочем, и сегодня по всем этим параметрам «четырнадцатую» превзойти никому не удалось.

Потому что никуда она не пропала. Не ушла в вечность. И не покрылась патиной забвения. Она живет, но только своей жизнью. Оглянись вокруг — вон их еще сколько! Шустрят в потоке некогда диковинных, а теперь обычных, привычных, порой уже набивших оскомину своим «глобальным» сходством иномарок. Их на улице — как собак нерезаных. И среди этого однообразного многообразия — «четырнадцатые». Не через вторую, так через пятую. И это — тоже хорошо. Потому что так надо.

Надо, чтобы выбор был. Между шиком и скромностью. Понтами и рациональным взглядом на жизнь. Сгреби сейчас в утиль все «восьмое» или «тринадцатое» семейство — и десятки, сотни тысяч не научатся водить машину, пока еще молоды — денег на иномарку не хватит. А «четырнадцатая» — вот она, рядом, надо только заглянуть на вторичный рынок, который для многих, вообще-то, первичный.

Впервые ВАЗ-2114 был показан в 2001 году. Что сказать… Та же «девятка», только чуть лучше. Допотопную переднюю панель поменяли на более презентабельную, поставили регулируемый по высоте руль от «десятки», новую печку. Чуть сгладили капот, изменили переднюю оптику, фальшрадиатор. Вот тут бы и надо остановиться — с героями своего времени экспериментировать надо деликатно. Ан-нет, воткнули иной бампер. Прежний славился своей неубиваемостью, а новый, выполненный из нежного пластика, крошится как скорлупа даже от легкого удара. Хотя выглядит симпатично.

«Герой» — это не шутка. Для своего времени все «восьмое» семейство было коллективным героем. Или кумиром — как хотите. Да вы еще помните. Позже этот подвиг повторили 2113, 2114, 2115. Морально устаревшие, квадратно-угловые, тесные и низкие, шумные и скрипучие, но для многих такие желанные… Однако я о «четырнадцатой», как о самой гармоничной из этой бравой компании.

Чтобы протиснуться между рулем и сиденьем, вспоминаю, как проделывал это на своей «восьмерке». Итак, правую ногу сгибаем в колене и быстро суем под «баранку, одновременно плюхаясь «пятой точкой» в кресло. Аккуратно подтягиваем левую конечность. Елозим немного по «сидушке», сдвигаем, куда надо, кресло, то есть оптимальную посадку ищем. Но это все на тот случай, если часто ездишь, потому как протрешь рулем штаны над коленями, поцарапаешь обувь о край двери… А ведь автомобиль не должен портить имущество своего хозяина.

Я — не хозяин, и на «четырнадцатой» собираюсь поехать, может, пятый раз в жизни, но привычка ужом ввинчиваться в интерьер вазовской техники уже в крови. Устроился, наконец. Клаустрофобией не страдаю, но теснота немного давит. Ничего, вот заведемся, поедем, и перестану ощущать себя загнанным в клетку зверьком. В движении вообще многого не замечаешь, кроме дороги, разумеется. Тут не до ахов и охов по поводу разных неудобств — на «четырнадцатой», как и на остальных представителях этой ветви вазовской «фамилии», трудиться надо.

Впрочем, это даже интересно. До «автомата» или «робота» машина не дожила, значит, работаем «ручкой. Переключения вполне четкие, у рычага — короткий ход. Склонность к избыточной поворачиваемости устраняется действием рулевого колеса. Да, это целый процесс, который называется драйвом. Вспоминается моя «восьмерка». Что ж, нотки ностальгии в данном случае не помешают. Наоборот, мне приятно вспоминать свою первую машину.

Samara хорошо держит дорогу. При входе в поворот почти под прямым углом она не сваливается с траектории, чего можно было бы ожидать, например, от «десятки», и вообще — ведет себя адекватно.

Она вполне предсказуема на высоких скоростях, да и обгоны, несмотря на далеко не выдающиеся динамические характеристики, даются ей без особого труда. Благодаря жесткой подвеске, ВАЗ-2114 легко проглатывает неровности дороги. «Это же танк», — вспоминаю слова моего доброго знакомого, который и дал мне прокатиться. — Могу проехать, где иномарки не пройдут. Хоть — по сугробу, хоть по грунту. Легко». Правда, в силу этой жесткости слышно как машина «беседует» с асфальтом, ну, так можно сделать «шумку».

Главное, ты знаешь, что доработкой в свое время занимались инженеры Porsche. Это они наделили «четырнадцатую» и иже с нею покладистым характером, проявляющимся, между прочим, и в плавности хода, а также — во вполне умеренном аппетите. А шумы — да Бог с ними! Вот и мой знакомый так рассудил, причем, еще на стадии приобретения автомобиля в салоне официального дилера. Было это в 2010 году. Автомобиль в люксовой комплектации стоил тогда 250 тысяч. За эти деньги он получил машину с 1,6-литровым 8-клапанным двигателем мощностью 82 л.с. (тут же ремарка: с первых дней эксплуатации ощущения были такие, что машина едет быстрее, чем ей может позволить столь маломощный агрегат), передними электростеклоподъемниками, подогревом передних сидений, противотуманками, бортовым компьютером, велюровой обивкой салона.

При этом ни «музыки», ни динамиков не было и в помине. Вот такой ненавязчивый «Люкс»… Пришлось исправлять упущение. Магнитола Pioneer и 6 динамиков (два из них встроены сзади, два — в дверях, есть еще две «пищалки») обошлись в 10 тысяч рублей. Одновременно в багажнике прописался сабвуфер, снятый с предыдущей машины. Была это, кстати, «тринадцатая модель». Заметьте, человек звезд с неба не хватает, но, все-таки, ездит. На том, что в данный момент может себе позволить. Антикоррозийная обработка, установка защиты двигателя, тонировка также были сделаны за отдельную плату.

Вместе со всеми этими делами «четырнадцатая» обошлась почти в 300 тысяч рублей. Сейчас за такие деньги у «АвтоВАЗа» не купишь машину ни в «люксе», ни в «норме». ВАЗ-2114,как бы в пику этим обстоятельствам, выглядит, как новая. Поломки были, но мелкие: через три года потек радиатор, в прошлом году, на сорока тысячах километров, прогорел глушитель. А так — менялись только расходники (масло, фильтры, колодки). Ну, и как не отметить вазовскую «фишку» в виде часто перегорающих лампочек стоп-сигналов, габаритных огней, противотуманных фар.

Да, «детские болезни» остались, но кого ими удивишь, если отремонтировать ВАЗ-2114 можно и в городе и где-нибудь в глуши. В этой машине нечему ломаться, потому что, в общем и целом, она достаточно надежна и проста, как утюг.

Так что, катись и наслаждайся. Не автомобилем, так процессом управления. При таком подходе даже кайф себе обеспечишь. Чего не скажешь о задних пассажирах, которым ноги деть просто некуда. Очень тесно сзади, и ничего тут не поделаешь. Зато велюр хорош и пластиком не пахло ни дня. Интересно: едва ли не на каждый «минус» у «четырнадцатой» есть свой «плюс». Такой вот клубок компромиссов.

… Взгляни-ка на нее еще раз. Ты видишь рублено-граненый дизайн и более ничего? Но в прошлом он был востребован не только у нас, а на «четырнадцатой» ездить было даже престижно. Она и с сегодняшним днем вполне «монтируется». Потому что выручит в любой момент тех, у кого мало денег — машина в чистом виде, честно и более чем сполна отрабатывающая потраченные на нее средства. Автомобиль вне времени, потому что оно его не замечает, и вне пространства, которое не замечает он.

Фото: drivenn.ru

При любом использовании материалов сайта активная ссылка на www.drivenn.ru обязательна.

Автор: Александр Шеронов

Записаться на тест-драйв

#lada (ваз) samara 2114#lada (ваз)

Фото ВАЗ-2114: Вне времени и пространства

Комментарии