Зимние шины 2014: Правильно выбираем и вовремя переобуваемся

11/11 2014 4252


Советским автомобилистам, простите за цинизм, жилось проще: целые поколения были избавлены от мук выбора зимней резины. Вообще — любых шин. Потому что это был страшный дефицит. Но времена изменились, и сегодня мы рассуждаем уже не о том, где найти заветную покрышку, а как бы не проморгать первый снегопад…

Снег накрывает Россию неожиданно. Особенно неожиданно он выпал в этом году. И ведь все знали, что синоптики «заказали» снежную пятницу, но никто не поверил, что к вечеру все обледенеет. Думали, растает, ан-нет: «временами снег» превратился в сплошной снегопад со всеми вытекающими… Из моих знакомых только пара человек успела переобуться до наступления «дня жестянщика», остальные, в том числе и я, возвращались вечером на летней резине под неустанный стрекот ABS. Вовремя сменить покрышки — это почти искусство. Правильно их выбрать — высший пилотаж.

Гонка технологий

От обилия моделей рябит в глазах. От ухищрений разработчиков захватывает дух. А иногда и слюнки текут — это когда слышишь про апельсиновое масло в составе резиновой смеси или скорлупе грецкого ореха, внедренной в покрышку для улучшения сцепных свойств. В современных шинах используется более ста различных компонентов. Они все работают или разные там «ароматизаторы» — не более чем маркетинг? В принципе, большинству безразлично, сколько силики вбухано в резиновую смесь, и есть ли в этой силике рисовая шелуха и прочие добавки. Главное, чтобы зимняя шина сохраняла свою эластичность при низких температурах, протектор оставался цепким при любых обстоятельствах, и колесо эффективно тормозило на льду.


Химический состав, конечно, играет свою роль, от него и в самом деле зависит очень много, но вы посмотрите, во что превратился сам протектор! Его поверхность, в отличие от самых первых зимних покрышек, которые «гребли» за счет довольно примитивного, по сегодняшним меркам, рисунка, представляет собой сложную комбинацию шашек, ламелей, широких продольных канавок, тормозных усилителей. Их расположение, конфигурация совершенствуются год от года, превращая шину в высокотехнологичный продукт, способный преодолеть многие стихии.


Процесс эволюции покрышек бесконечен: чтобы более уверенно маневрировать на трассе придумали самоблокирующиеся 3D-ламели.

3D-ламели усиливают шашечные блоки, соединяя их в одно целое. Чтобы компенсировать слабость боковин (результат снижения веса покрышки, продиктованного заботой об экономии топлива), их усилили арамидными волокнами, правда, эта технология не лучшим образом отражается на стоимости колеса. И так далее, и тому подобное.

В итоге резина стала настолько совершенной, что автомобилисты разделились примерно на два равных лагеря: один признает только «шипы», другой — исключительно «липучку». Шипованные шины, которые, казалось бы, достигли пика совершенства, все же не остаются в стороне от прогресса. Главное предназначение шипов в том, чтобы они вгрызались в лед и не давали сорваться в занос, чтобы работали независимо от капризов погоды, когда все начинает таять, или при сильном морозе, когда прозрачная корка по прочности сродни бетону. А поскольку зимы в России давно уже стали нестабильными-то снег, то оттепель, одна из основных задач, стоящих перед шинниками — исключить или свести к минимуму потерю шипов при движении по асфальту.


Многогранный якорный шип нового поколения от Nokian Tyres опирается фланцем на более эластичную резиновую смесь, которая смягчает его воздействие на дорогу. Это позволило использовать больше шипов, чем на прежней шине.

Кто-то начал придавать шипам объемную форму, кто-то — сажать их на клей. Появились граненые шипы — считается, что они лучше держат лед. Если, конечно, не слишком
глубоко посажены. Это — к вопросу о качестве ошиповки, которое может свести на нет самые выдающиеся технологические достижения. А тут еще в Европе вступили в силу правила, согласно которым на один метр пробега шины должно быть не более 50 шипов. Правда, есть оговорка: шипов может быть и больше, если производитель докажет, что такое-то их количество не разрушает твердое покрытие.


И вот уже Nokian придумывает новую концепцию ошиповки EcoStud8, где многогранный и широкий якорный шип нового поколения опирается фланцем на более эластичную резиновую смесь, которая работает как пружина, смягчая воздействие на дорогу. А это уже позволяет использовать на 50 процентов шипов больше, чем в предшествующих моделях Hakkapeliitta. Причем, шипы стоят не рядом, а равномерно распределены по всей площади протектора, и ни один из них не перекрывает своего «соседа»…

Невероятно, но очевидно



Шипы на этой концептуальной шине способны выдвигаться простым нажатием кнопки из кабины. Такое колесо может больно ударить по шиномонтажам, поскольку процесс переобувания машины отпадает сам собой. Правда, случится это не скоро, если, конечно, случится…

В январе этого года на полигоне Nokian в Ивало, что за Полярным кругом, журналистам показали первую в мире зимнюю шину с шипами, которые выдвигаются или убираются простым нажатием кнопки в салоне автомобиля! При смене дорожных и погодных условий водитель сможет «перенастраивать» покрышку под сухой асфальт (шипы — долой) и активируя их на льду. Одновременно на всех четырех колесах. При этом тело шипа остается неподвижным, в действие приводится жесткий металлический сердечник в центре шипа.

Получается, что сочетание свойств шипованных и фрикционных шин — уже реальность. Пока эта реальность представлена в концептуальном исполнении, но пройдет время — и этой технологией уже никого не удивишь. Потом придумают еще что-нибудь, и еще, и еще…


Bridgestone активно работает над проектом безвоздушных шин, конструкция которых не предусматривает накачивания воздухом.

Bridgestone, например, активно экспериментирует в области создания, так называемых, безвоздушных шин. Вес автомобиля удерживается спицами из термопластичной резины (из нее же и каучука выполнен протектор), распределяющими его по все внутренней поверхности шины, что позволяет снизить нагрузку и деформацию во внутренней части покрышки. Одновременно повышается грузоподъемность и производительность колеса.


Казалось бы, утопия. Однако, если во время тестов экспериментальных шин Airless Concept первого поколения автомобиль массой 100 кг мог двигаться на максимальной скорости 6 км/ч, то второе поколение, представленное в августе на Московском автосалоне, поддерживало скорость до 60 км/ч, что, как утверждают спецы из Bridgestone, приблизило безвоздушные покрышки к запуску в массовое производство.

На чем и за сколько?

Надо ли все это знать рядовому потребителю? В самом деле, пусть специалисты спорят о составе резиновой смеси, чудесных свойствах присутствующего в ней апельсинового масла, не требующих накачивания воздухом покрышках. Нам же надо ехать. Но вот тут-то и встают уже вполне практические вопросы: на чем и за сколько?


Вообще, шины — это наша безопасность. При всех прочих равных условиях, именно от колеса зависит, доедете ли вы из пункта, А в пункт Б, или окажетесь в кювете. Вот и получается, что просто быть в курсе новинок сезона уже недостаточно. Неплохо бы знать предмет более углубленно. Пусть не на уровне эксперта, но — заинтересованного пользователя (по крайней мере, в маркировке шин должен разбираться каждый уважающий себя автомобилист). Легче будет понять, что в шине работает, а что — реклама. Тогда и деньги можно сэкономить, причем, без ущерба для безопасности, то есть с умом.


Кстати, о маркировке. Если у вас не очень прыткая машина, то вам не потребуется покрышка с индексом скорости, например, «V». Эта буква говорит о том, что на такой-то конкретной резине допускается разгоняться до 240 километров в час. Владельцам «Калин» и «Логанов» просьба не беспокоиться — вам такая резина ни к чему. Нет, поставить ее, конечно, можно, но зачем переплачивать за функции, которые невозможно реализовать? Как видим, некоторые знания на самом деле не помешают, и тогда приобретение «обуви» для автомобиля превратится в приятный процесс.


Но прежде чем пойти в магазин, определитесь с маркой, моделью и ценой. В последнее время в России активно росли премиальный и средний сегменты, хотя в нынешних непростых экономических условиях интересы могут вновь сместиться в сторону эконом-класса. Пока оставим его за скобками и выделим явных лидеров. В прошлом году на верхней строчке расположилась компания Nokian, отхватившая 27 процентов рынка, на втором-третьем местах — Bridgestone и Yokohama (по 12 процентов), за ними — Michelin, на долю которого пришлось 10 процентов рынка. Далее следуют Hankook, Kumho, Dunlop, Continental, Good Year, Pirelli и остальные.

Новинки зимнего сезона 2014 — 2015

В соответствии со сложившейся иерархией и рассмотрим новинки зимнего сезона 2014 — 2015 года. Лидерство Nokian Tyres вполне объяснимо, ведь именно она 80 лет назад сделала первую в мире зимнюю шину — прообраз модели Hakkapeliitta.


Рекламный плакат первых в мире зимних шин Nokian Kelirengas — прообраза всех современных покрышек Hakkapeliitta.

Между той, Kelirengas («Погодная шина»), и нынешней «Хаккой» дистанция огромного размера. На этом пути сменилось уже семь поколений легендарных покрышек, самая «свежая» из которых — Hakkapeliitta 8 SUV — абсолютная новинка нынешнего сезона.


Об этой шине DRIVENN.RU подробно рассказал в репортаже «Nokian Hakkapeliitta 8 SUV: В Лапландии выручат и в России не подведут», поэтому — лишь самые основные сведения о ней. Сцепление при торможении на снегу повысили благодаря тормозным усилителям в задней части шашек протектора. Зубчатый рисунок усилителей особенно хорошо работает на заснеженной поверхности зимней дороги. За эластичность покрышки, ее способность держать дорогу, как при нулевой температуре, так и при сильном минусе, отвечает резиновая смесь HakkapeliittaCryo-silane второго поколения на основе криосилана и зимней силики. Отсюда — хорошее сцепление на мокрой поверхности и едва ли не самое низкое сопротивление качению среди конкурентов.


Сцепление при торможении на снегу повысили благодаря тормозным усилителям в задней части шашек протектора. Зубчатый рисунок усилителей особенно хорошо работает на заснеженной поверхности зимней дороги.

Стабильность и точность вождения достигнуты за счет специального усиления между шашками протектора в плечевой зоне. Зона жесткости добавляет комфорта в управлении, а быстрая реакция на действия рулем — результат применения диагональных поддерживающих 3D-ламелей в центральной части протектора.
На этих же шинах впервые применена технология Nokian AramidSidewall: арамидные волокна, использующиеся в космической отрасли и оборонной промышленности, делают боковину покрышки более упругой, устойчивой к разрывам при внешних ударах. Наконец, Hakkapeliitta 8 SUV, как и предшествовавшая ей модель, имеет направленный рисунок протектора, его четкий дизайн в виде стрелок эффективно предотвращает аквапланирование и способствует самоочищению в глубоком снегу.


Стоимость одной покрышки Hakkapeliitta 8 SUV в. самом популярном типоразмере 215/65R16 колеблется в пределах 6 300 рублей, а за резину 255/55R19 для больших вседорожников придется выложить до 12 200 рублей. Дорого, но эти шины стоят того, чтобы на них обратили внимание.


Новая зимняя фрикционная шина Bridgestone Blizzak DM-V2 (в этом году будут представлены 36 типоразмеров диаметром 15 — 20 дюймов), предназначенная для кроссоверов, средне- и полноразмерных внедорожников, разработана с учетом особенностей непредсказуемых российских дорог. Как утверждают в компании Bridgestone, по сравнению с покрышками предыдущего поколения, у этой модели улучшены показатели управляемости на заснеженном и ледяном покрытиях, а также торможение на льду.


Этого удалось достичь благодаря использованию в составе резины инновационной запатентованной технологии Multi-Cell Compound, которая за счет микроскопических пор позволяет более эффективно впитывать воду из пятна контакта, обеспечивая оптимальное сцепление, в частности, на мокрой дороге. Свойства входящего в состав протектора RC-полимера не зависят от перепадов температур, поэтому шины Blizzak DM-V2 хорошо работают на всех видах зимнего покрытия и при любых погодных условиях.


Специально разработанный для Bridgestone Blizzak DM-V2 новый направленный рисунок протектора с перекрестными канавками, в сочетании с 3D ламелями страхует при движении по обледенелому покрытию и снегу.

Оптимальное распределение контактного давления каждого блока сохраняет необходимый зазор между ламелями и способствует более эффективному отводу снежной массы. А новая форма плечевых блоков обеспечивает более плотный контакт с дорожной поверхностью и сохраняет превосходные тормозные характеристики, особенно на обледенелой поверхности.


Сравнение модели Bridgestone Blizzak DM-V2 c предшествующей шиной DM -V1.

На это же работают специальные отверстия в ламелях, что в итоге делает Blizzak DM-V2 по-настоящему универсальной шиной. Цена — от 3619 (R15) до 6940 рублей и выше за шину с посадочным диаметром 19 дюймов.


На суровую зиму, а в этом году обещают именно такую, рассчитана и новая шипованная шина Yokohama iceGUARD Stud iG55. Главная идея ее создателей состояла в том, чтобы обеспечить легкое и предсказуемое поведение автомобиля на льду и снежном покрытии. Для этого в резиновую смесь закачали новый состав, в котором нашли применение силика и апельсиновое масло. По словам представителей «Йокогамы», такое сочетание компонентов позволяет резине оставаться достаточно эластичной и не «дубеть» при очень сильном «минусе».


Одновременно такая смесь дает шине твердость, необходимую для надежного удерживания шипов. Рисунок протектора сделан довольно агрессивным, с тем, чтобы iceGUARD Stud iG55 хорошо держала повороты и обеспечивала проходимость в глубоком снегу. Цена вполне демократичная: покрышка R13 стоит от 2399 рублей, R17 — от 6980 рублей.


С прошлого года компания Michelin предлагает шипованную шину с улучшенной фиксацией шипов и укрепленной боковиной. Система «Умный шип» включает три запатентованные инновации: новую термоактивную резиновую смесь, специальную технологию отвода ледяной крошки и конический шип. Как утверждают разработчики, эти и другие ухищрения привели к тому, что тормозной путь на льду у этой резины сокращен на 10 процентов.


Другая приятная новость состоит в том, что в этом сезоне размерный ряд модели X–Ice North3 увеличился на 39 типоразмеров — от 14 до 20 дюймов. Цена — вполне достойна премиального бренда, но доступна далеко не всем: от 3 360 рублей за R14 до 13 459 рублей и выше за шину R19.


В этом году Michelin приподнес подарок фанатам фрикционных покрышек, представив нешипуемую зимнюю шину для мягких зим — Michelin Alpin 5. Эта модель предназначена
для легковых автомобилей и разрабатывалась она с тем условием, чтобы обеспечить максимальный уровень безопасности в любых погодных условиях с октября по апрель. И снова на авансцену выходят различные инновационные технологии, включая уникальный состав резиновой смеси, а также — «пищевые добавки» в виде подсолнечного масла, которое добавляется «для более эффективной работы шины при низких температурах».


Покрышка имеет направленный рисунок протектора с глубокими канавками и многочисленными изогнутыми блоками. Благодаря увеличенному на 16 процентов количеству ламелей улучшены проходимость и сцепные свойства на заснеженной дороге, а за счет применения технологии StabillGrip при разработке рисунка протектора эту часть покрышки удалось наделить функцией самоблокировки. Отсюда — и более четкое сцепление на различных поверхностях, и возросшая точность управления.


Компании Hankook, Dunlop, Continental, Cood Year, Pirelli еще в прошлом году выпустили ряд удачных зимних шин, которые будут радовать автомобилистов, возможно, не один еще сезон. Главное — выбрать «правильную» резину. В смысле ту, которая оптимально подойдет именно вашему автомобилю — с учетом его возраста, назначения, условий эксплуатации.

Да, и не забыть переобуться до первого «неожиданного» снегопада.


Комментарии