Шанс «АвтоВАЗа»

08/09 2014 3469

Сегодня рыночная доля продаж автомобилей Lada в РФ составляет около 17 процентов. Помимо собственных разработок, «АвтоВАЗ», перешедший под контроль Renault-Nissan, выпускает и «российские» продукты альянса. В последнее время на заводе ведется активная работа по созданию новых модификаций уже известных моделей, анонсируются и будущие новинки. Пока они представлены в виде концептов, но уже скоро мы увидим серийные седан Lada Vesta и городской кроссовер XRay, которые олицетворяют «новое лицо» предприятия и дают ему шанс на обновление. Интерес к ним огромен. Чтобы убедиться в этом, достаточно было посетить стенд «АвтоВАЗа» на ММАС 2014: здесь постоянно толпилась публика, а в день прессы президент компании Бу Инге Андерссон общался с журналистами, практически, в режиме нон-стоп. Ответил он и на вопросы DRIVENN.RU, причем, по времени наша встреча как минимум вдвое превысила отведенный лимит, и была, как нам представляется, очень откровенной.


Из досье DRIVENN.RU. Бу Инге Андерссон родился 16 октября 1955 года. Окончил Военную академию Швеции, Стокгольмский университет, Школу бизнеса Гарвардского университета (продвинутая программа делового администрирования). С 1975 по 1987 год служил в вооруженных силах Швеции (уволился в звании майора). 1987–1993: Saab Automobile (вице-президент по закупкам). 1993–2009: General Motors (исполнительный директор по международным закупкам электротехники, вице-президент по европейским закупкам, руководитель направленияпо международным закупкам, вице-президент группы по закупкам и развитию сети поставщиков, член Стратегического совета автомобильного направления GM и Стратегического совета отделения GM в Северной Америке). 2009–2013: «Группа ГАЗ» (председатель совета директоров и генеральный директор автомобильного завода «ГАЗ»). 14 января 2014 года вступил в должность президента ОАО «АвтоВАЗ».

— Господин Андерссон, ваш уход с «ГАЗа» был для подавляющего большинства неожиданным. Вы посчитали свою миссию выполненной, или «АвтоВАЗ» сделал такое предложение, от которого нельзя отказаться?

— И то, и другое. Я бы сказал, что «Группа ГАЗ» все еще остается в моем сердце. У меня как будто двое детей — «ГАЗ» и «АвтоВАЗ». Каждый раз, когда я приезжаю в Москву, я горжусь тем, что могу увидеть на дорогах много «Газелей Next», и я чувствую, что помог предприятию завершить этот проект. В то же время, я понял и почувствовал, что выполнил большинство планов, которые мог реализовать на Горьковском автомобильном заводе, потому что, в основном, я — кризисный управляющий. Я прежде не приезжал на «АвтоВАЗ», когда работал на «ГАЗе». Хотя, один раз, все-таки, был, когда там проходило совещание, на котором присутствовал Путин. Поэтому, когда я впервые попал на завод — это произошло 9 января этого года-то был удивлен. Скажу так: он очень сильно отличался от моих представлений, и не в лучшую сторону. Но с тех пор уже многое изменилось.


— Проинспектировав завод и увидев, какие имеются проблемы, вы наверняка сказали себе: «А вот это надо менять в первую очередь». С чего вы начали?

— Во-первых, в прошлом году «АвтоВАЗ» пообещал произвести 60 тысяч автомобилей Nissan, а сделал только 20 тысяч. Поэтому, мои действия, прежде всего, были направлены на то, чтобы улучшить ситуацию на производстве. Итак, 9 января я приехал в Тольятти. Люди подготовили большое количество презентаций. Я сказал: «Не надо, поехали на завод». Сначала проверил туалеты — выглядели они очень плохо. Один, другой, третий… И тогда я сказал: «Сегодня мы сконцентрируемся на одном: вычистим туалеты, отремонтируем их, и вечером в шесть часов я приеду и проверю». Вот так начиналась моя работа на «АвтоВАЗе».

Далее я рассмотрел структуру завода. Выяснилось, что в производстве было восемнадцать уровней управления. У каждого руководителя имелся заместитель, а у некоторых было и два, и даже три зама. Сегодня у нас всего пять уровней.

Третье, что мы сделали — поделили завод на одиннадцать частей. Из них — пять автомобильных производств. Затем, разбили производство комплектующих на двигатели, коробки передач, шасси, трансмиссии, штамповку и пластмассовые изделия.

Наконец, я ввел ту же систему, что и на «ГАЗе»: каждое утро эти одиннадцать человек — руководители производств — отчитывались мне о проделанной работе. И сегодня подразделения завода функционируют достаточно хорошо. Сам я каждый день четыре часа провожу на производстве. Думаю, что это оценили рабочие. Они мне даже дали новое имя — Борис Иванович. Руководство, менеджмент зовет меня немножко по-другому. Но это нормально.


— Не так давно, объясняя, почему на «АвтоВАЗе» было много иностранных управленцев, вы сказали, что русские не были готовы работать с полной отдачей. Ситуация изменилась?

— Да. Как я и говорил, у нас было много иностранцев. Я их отослал домой. Сегодня почти никого не осталось. Если взять производства, сейчас все их руководители — это россияне. И работать так гораздо лучше, потому что, им некуда спрятаться.

— В последнее время завод начал с непривычной частотой демонстрировать новинки и все чаще анонсировать перспективные автомобили. На какую из моделей вы делаете основную ставку?

— Во-первых, для меня очень важно быть ориентированным на потребителя. Автомобиль, который лучше всего у нас продается, — это Lada Granta. В мае мы запустили ее новую версию. Вторая по популярности — Lada Kalina. Поэтому мы сделали «Ладу Калину Кросс». Третья — Lada Largus. Поэтому мы сделали «Ларгус Кросс». Плюс, подготовили городскую версию Lada 4×4. Почему модификации стали появляться так быстро? Я посмотрел планы завода и сказал: «Мы не можем ждать до 2016 года». И мы ускорили процесс.

Следующий, самый важный автомобиль, — это Lada Vesta. Итак, мы запускаем «Весту» через 393 дня (если вести отсчет от 27 августа, когда проходило интервью — прим. редакции). Люди очень сильно меня критиковали за то, что сборка этого автомобиля перенесена в Ижевск. Но я это сделал по причине того, что в Ижевске мы начнем производить еще два новых продукта Nissan. Здесь появятся новый цех сварки, новый цех окраски и новый цех сборки. В Тольятти под производство «Весты» у нас ничего нового не было. Как вы знаете, на «ГАЗе» мы всегда запускали производства и модели в намеченные сроки, и на «АвтоВАЗе» будет точно так. Иногда, работая еще на «ГАЗе», я смеялся над тольяттинцами, потому что они всегда опаздывали. Может быть, поэтому я сюда и попал…

— Легко ли было пересадить топ-менеджеров «АвтоВАЗа» на автомобили тольяттинского производства? Вы и в самом деле верите, что так можно повысить качество продукции?

— Конечно, такой подход улучшит качество продукта. Я первым пересел на Largus. Был случай — он сломался и вышел из строя на целый день. Ничего страшного. Зато я знаю, что с ним может случиться. Это приводит к тому, что конечный продукт становится твоим личным делом. Я думаю, это очень важно. Да, важно, чтобы руководители завода ездили за рулем автомобиля, который сами и производят. Largus — очень хорошая машина. Но я был удивлен тем, что на заводе ее не улучшали. Сейчас — улучшили. Для меня это часть имиджа.

Когда я пришел на «АвтоВАЗ», он нес огромные убытки. Тогда было не важно, кто и на чем ездил — на «Инфинити» или на «Ладе». А сегодня я должен пользоваться нашим автомобилем. И все должны. Я бы сказал, что ничего не делается просто так. В России, если самые большие начальники ездят на «Ладах», то остальные люди тоже будут это делать.

— Сохранится ли на конвейере Lada 4×4?

— Это наша легенда, икона. Мы ее модернизируем. Передав «Весту» в Ижевск, перенесем «Ладу 4×4» на другую линию, потому что цех, где ее собирают, очень старый. Что мы сейчас делаем? Запускаем городской вариант — Lada Urban. В следующем году у нас появится обновленная модель, и, затем, мы планируем выпустить совершенно новую «Ладу 4×4». У этого автомобиля очень преданный покупатель. Когда я говорил с людьми, то услышал, что они хотят, чтобы сегодняшние габариты внедорожной «Лады» остались без изменений. Это — самое важное.

Во-вторых, было высказано пожелание усовершенствовать раздаточную коробку и коробку передач. И мы этим займемся. Да, у нас исключительно лояльные клиенты. И в этом наша большая сила. Но чем я еще удивлен: некоторые проблемы, над которыми мы сегодня работаем, существуют очень давно. Такие, например, как течь через ветровое стекло, или неплотное закрывание дверей на «Гранте» и «Калине». Мы повысили жесткость кузова с 75 до 95 процентов, заменили уплотнитель. С 1 июля эта проблема решена.


— Как вы оцениваете перспективы завода в свете санкций, которые уже поставили заслон на пути некоторых иномарок в Россию, и обвального падения продаж, ставшего результатом нестабильности в экономике? Для «АвтоВАЗа» это шанс, или тяжелое испытание?

— Шанс. Очень важно, я это повторю, что у нас в регионах много лояльных покупателей. Я люблю данные и постоянно отслеживаю, где у нас самые хорошие продажи. Я привык работать с цифрами. Я привык делегировать полномочия. Но я также привык контролировать исполнение своих поручений. Я очень много работаю с руководством. Нижний Новгород и область — не исключение. В мае мы показали у Кремля наши автомобили. Демонстрация прошла успешно. Вы знаете, что меня как-то не очень любили на «ГАЗе», а когда я появился в мае, мне показалось, что меня встретили очень тепло. Но, как говорят у нас в Швеции, нечего скучать по корове, когда она убежала…

Поначалу, придя на «АвтоВАЗ», вместо точных выкладок, я слышал эти «грубо», «примерно». Это все равно, что летать без приборов. Но за последние четыре месяца мы улучшили наши позиции, потому что рассматриваем специфику каждого отдельного региона, укрепляя связи с местными властями, местными дилерами и местными СМИ. Шанс стать безоговорочным лидером рынка России у «АвтоВАЗа» действительно есть, и мы постараемся его не упустить.

Фото: DRIVENN.RU и «АвтоВАЗа»

При любом использовании материалов сайта активная ссылка на www.drivenn.ru обязательна.

#московский международный автомобильный салон 2014

Комментарии