Покупаем подержанный автомобиль стоимостью до 350 000 рублей

30/03 2016 8582

На новую машину не хватает денег, а ездить надо. Какие проблемы! Идем на вторичный рынок и решаем вопрос. Да и идти-то, по большому счету, пока никуда не требуется. Садимся за компьютер и изучаем предложения, соотнося с ними свои предпочтения и возможности. Так-то оно так. Но что если эти самые возможности жестко ограничены суммой, например, до 350 тысяч наших родных российских рублей? Можно ли за эти деньги приобрести что-нибудь более или менее приличное? Попробуем разобраться.

Итак, вы располагаете суммой в 350 000 рублей. Негусто. Но и не критично, если автомобиль для вас — средство передвижения, а не какая-то пафосная штучка. О статусности будущей тачки, желании произвести впечатление на друзей и знакомых надо забыть до лучших времен. Грубо говоря, за эти деньги вы покупаете колеса, то есть автомобиль, который как минимум должен быть на ходу и как максимум не требовать ремонта, а, тем более, восстановления.

С небес — на землю

Готовы вложиться сверх бюджета? Это другое дело, однако, вряд ли за означенные деньги отыщется «автомобиль мечты», который после покупки и замены кучи проблемных деталей и узлов не станет вечной головной болью. Живой пример: человек продает Range Rover за сумму, чуть больше превышающую 200 000 рублей. Как раз в вашем диапазоне! Но вместе с крутизной бренда вы получаете пробег, переваливающий за 300 тысяч километров, проблемы с электроникой и коробкой передач. И вряд ли у гаражного мастера их устранишь.

А внешне все так заманчиво: «Рэндж» за двести тысяч… Одна только мысль о том, что эта недосягаемая тачка вдруг станет твоей, уносит в облака. Поездишь месяц — два, а потом машина выдаст, одну за другой или пакетом, все свои хвори, накопленные за 18 лет. Подлечить ее, конечно, можно, но за очень большие деньги, которых у тебя нет.

Надо спуститься на землю. Логичнее, все-таки, подыскать что-нибудь более скромное, но относительно надежное и практичное, чтобы без проблем добираться из пункта, А в пункт Б и обратно, тем более, что в указанном ценовом диапазоне, при всей кажущейся широте выбора (да-да, он есть!), не очень-то и разгуляешься. Вплоть до того не разгуляешься, что придется забыть про некоторые опции, материалы обивки, размеры дисков и так далее, и принять как должное какие-то недостатки.

«Забыв» и «приняв», то есть, расставшись с иллюзиями, следуем дальше. Спокойно и уверенно. В самом деле, чем мечтать о чем-то в данный момент несбыточном, не лучше ли четко уяснить основные параметры поиска. На первом месте здесь, естественно, цена, точнее — ее верхняя планка. Ну, с ней уже определились. На втором — репутация марки, надежность и долговечность конкретной модели. Важно знать эксплуатационные характеристики машины, с тем, чтобы представлять себе, сколько придется платить, чтобы на ней ездить, а также — за ремонт. Наличие и доступность запчастей тоже входит в сферу ваших интересов, как, впрочем, и ликвидность автомобиля, если вы не собираетесь ездить на нем вплоть до сдачи в утиль.

Так легче будет выбрать что-то стоящее, а не «кота в мешке».

Тонкости выбора: общие правила


Определился, приблизительно или точно, с маркой, моделью, мощностью двигателя, типом кузова и трансмиссии — молодец! Однако главное — впереди. Перелопатив ворох объявлений о продаже, и выбрав для себя несколько самых подходящих, вы должны подготовиться к встрече с владельцем и осмотру автомобиля. Это — самый ответственный момент.

Вроде бы, все всем известно, прописные, знаете ли, истины. Более того, правила, которых следует придерживаться, выбирая автомобиль, универсальны, они распространяются на представителей всех сегментов рынка. Однако напомнить об этих правилах, прежде чем перейти к нюансам конкретной ценовой категории, очень важно. И вот почему: часто, считая себя чуть ли не экспертами по правильному выбору автомобиля, мы садимся в лужу, забыв обо всем, о чем необходимо помнить, и покупая совсем не то, что надо. Хорошо, коли сделка еще не состоялась, а если денежки уже в руках у продавца? И винить некого, кроме себя, потому что вы поддались эмоциям, клюнув на вполне приличный внешне экземпляр, а еще — на уверения владельца в том, что этот красавец только вас и дожидался, а лучшей цены вы просто нигде не найдете.

То, что выглядит естественным при покупке новой машины, в данном случае совершенно не является приемлемым. Отправляясь на осмотр автомобиля, вы должны быть бесстрастным. Абсолютно! Никакой суеты — полное самообладание, терпение, холодный расчет. Исключите спонтанные решения, настройтесь на длительный поиск. Это поможет не сделать ошибки и сохранить или сэкономить деньги. Кроме того, тем самым вы можете приблизить желаемый результат.

Для чего нужна эта невозмутимость? Для того чтобы продавец вас не расслабил потоком дифирамбов в адрес своей машины. Полностью игнорируя его, не задавая никаких вопросов, вы вовсе не демонстрируете некое неуважение, а, напротив, занимаетесь делом. Ваш знакомый, хорошо разбирающийся в автомобилях (оценивать приглянувшийся экземпляр лучше, все-таки, не одному) должен придерживаться той же тактики.

Не забудьте взять с собой блокнот и ручку, чтобы пометить любую подозрительную неровность, обнаруженную во время осмотра. На реплики владельца не обращайте внимания, и записывайте, записывайте, записывайте любую мелочь. Для вас это — хороший аргумент, чтобы сбить цену, а для продавца — повод стать более покладистым во время торга.

Предварительный осмотр начинайте от переднего бампера и далее — по «кругу». Если на этой стадии ничего, кроме незначительных шероховатостей, не смутило, а машина действительно нравится, переходите к более детальному знакомству — не расслабляясь и сохраняя невозмутимость: продавец не должен понять, что вы уже готовы к покупке, иначе партию выиграет он.

Наружный осмотр кузова


Прежде всего, нужно понять — не сватают ли вам битую машину, побывавшую в серьезной аварии, ведь одно дело — небольшая отметина на двери, крыле или бампере, с которыми еще можно смириться, основательно сбив цену, и совсем другое — пошедшая волнами боковина, или крыша.

Присядьте на уровне фар в двух — трех метрах от машины и сфокусируйтесь на боковой поверхности кузова. Таким нехитрым способом вы лучше разглядите вмятины и сразу обнаружите волнистость — результат серьезного ДТП. Отсюда — и гофрированные плоскости. Если такой дефект имеется на двери — это еще полбеды, ну, а если в «гофру» собралась крыша или имеются какие-то неровности по ее периметру — это свидетельствует о нарушенной структуре кузова, а такие «сюрпризы» не нужны даже даром: заканчивайте осмотр и уходите.

К подозрительным местам приложите магнит: если крыло или дверь не поддаются идеальной рихтовке, мастер накладывает больше шпаклевки, а потом аккуратно закрашивает проблемное место. Да так, что не придраться, но вот вы поднесли магнит, и он к поверхности не «прилип» — еще один «минус» в ваш драгоценный блокнот.

Обязательно проверьте колейность: присядьте метрах в трех позади заднего колеса и мысленно совместите его с передним. Если колеи не совпадают, значит, автомобиль основательно перекосило в момент аварии, и он будет ехать немного боком. Такому аппарату место разве что на свалке.

Предположим, все совпадает, но сомнения остаются. Вот простой и надежный способ: прокатитесь по луже и, выехав на сухой участок, посмотрите на отпечатки протекторов передних и задних колес. Если геометрия кузова не нарушена, то они совпадут. Все в порядке, осмотр можно продолжать.

Зазоры между кузовными панелями, дверцами должны быть равномерными. Возможно, это требование слишком жесткое, если присматривается отечественный автомобиль: у него уже при рождении могут быть «перекосы». Да и время, а, особенно, дороги кузов не щадят. Однако слишком большие перепады должны насторожить.

Проверьте двери на вертикальный люфт. Незначительное проседание водительской дверцы — это нормально. Если же такая картина наблюдается на всех дверях — машина, скорее всего, битая, и во время ремонта вернуть кузову начальные параметры не удалось.


Как убедиться в том, не перекрашивалась ли машина? Очень просто: следы свежей краски могут остаться на уплотнителях, их видно невооруженным глазом, но это — если работа была грубой. Такое встретишь нечасто. Применяем простой способ: поддеваем резиновый уплотнитель у лобового или заднего стекла, под которым — родная краска. Сразу становится ясно, наводился ли «макияж» после аварии.

Можно использовать специальный прибор под названием «толщиномер». Заводской слой краски обычно толще, чем последующий, а если поверхность еще и основательно прошпаклевана, то датчик покажет большие значения.

В конце-концов, сравните оттенок краски под капотом или в багажнике с тем, что вы видите снаружи. Только — не под яркими лучами солнца, которые искажают восприятие. И еще: не проходите мимо машин с небольшими царапинами, сколами — они могут оказаться куда более привлекательными, нежели экземпляры, сверкающие как начищенная пряжка у дембеля, потому как свидетельствуют о том, что железо не повреждено. В большинстве случаев это — «честные» машины, хозяева которых не лукавят.

О чем поведает осмотр салона

Истертый, отполированный до блеска подлокотник на двери со стороны водителя, продавленный локтем уплотнитель бокового стекла, грязный, мгновенно пачкающий ворот белой рубашки ремень безопасности, истертые в прах накладки на педали говорят об очень большом пробеге.

Сразу видно: эта машина многое повидала на своем веку…

Если при этом одометр показывает вполне приемлемый километраж, можно не сомневаться, что счетчик кое-кто уже скрутил.

Продавленные, испачканные, сильно потертые переднее пассажирское и задние сиденья говорят, что автомобиль использовался в качестве такси. Дело полезное, но свидетельствует оно только об одном — эксплуатировалась машина нещадно.

Сиденья много могут поведать и об автомобиле, и о его владельце. И хотя замызганный задний диван (фото слева) вовсе не говорит о том, что машина была бита или плохо ездит, — это хороший повод требовать дополнительную скидку

Глянцевые поверхности, которые стали матовыми, облупленная краска на вставках — из той же оперы.

Под чистым и сухим покрытием пола может оказаться ржавчина. Приподнимите коврики, чтобы убедиться в обратном или подтвердить свои опасения.

Тяжело сдвигающиеся салазки передних сидений — признак основательной запущенности автомобиля. Упритесь руками в руль, а спиной — в спинку сиденья, если его срывает с фиксации и отбрасывает назад — ищите другую машину.

Захламленный и грязный багажник — свидетельство неопрятности и наплевательского отношения водителя к своему автомобилю. Возможно, он возил в нем мешки с картошкой, стройматериалы и так далее, даже ничего не постелив и не укрыв их сверху. Кто теперь даст гарантию, что точно также он не относился к технической части машины?

Обратите внимание на окна. «Проваливающиеся» стекла стеклоподъемников сигнализируют о скором их ремонте или замене. Ну, и о конкретном таком пробеге.

Если все это вас не смущает, и недорогая, с большим пробегом, нуждающаяся, как минимум, в чистке и мелком (пока) ремонте машина, рассматривается как временное транспортное средство, то продолжаем осмотр, хотя эксперты DRIVENN.RU рекомендуют поискать что-нибудь другое. Уверяем, и за 350 000 рублей можно найти стоящую тачку. Но если вы настаиваете… Кстати, как там с «пламенным мотором»?

Оцениваем двигатель


Не сочтите за труд провести пальцем по внутренней поверхности выхлопной трубы — испачкаетесь, конечно, но зато выведаете ценную информацию. Сухая копоть пепельного цвета подскажет, что движок еще очень даже бодр. И наоборот: жирная, смолянистая масса говорит о крайней изношенности мотора. Может, на год — два его и хватит, но и такой гарантии никто не даст.

Самая главная труба в автомобиле — выхлопная, не обходите ее стороной

Поверните ключ в замке зажигания. Двигатель должен завестись сразу и уверенно выйти на устойчивые обороты.

Нажмите на педаль акселератора. Если при этом агрегат начинает работать с провалами или на какое-то мгновение «зависает», с опозданием набирая обороты, ездить нормально вы не будете. Возможно, проблема выеденного яйца не стоит — заменил вышедшую из строя свечу и — вперед, но может статься, что через какое-то время потребуется дорогостоящий ремонт. Вам это надо?

Чем гадать о причинах неустойчивой работы мотора, лучше сделать диагностику на авторизованном сервисе. В данном случае, за ваш счет. Если же продавец ехать никуда не согласится, или будет зазывать вас в частную гаражную мастерскую — это серьезный повод усомниться в надежности выбираемого авто.

Тем не менее, откройте капот, послушайте мотор на холостых оборотах. Он должен работать ровно, без вибраций и металлического лязганья. Не нужно иметь музыкального слуха, чтобы понять, что все в порядке, или же — нет…

Помните, у Добрынина: «Синий туман похож на обман…»

Еще раз подойдите к глушителю: сизо — голубой дым поведает об основательной изношенности поршневой группы. Значит, впереди вас ждет постоянная детонация и гибель движка, если вовремя не сделать ремонт. Черный дым говорит о том, что горючая смесь переобогащена. Это не так страшно, но к мотористу наведаться придется обязательно.

Копоть не так неприятна по своим последствиям, как сизый дымок

Проверим работу педалей при неработающем двигателе. «Газ» не должен заедать, когда вы убираете с него ногу. «Зависание» может привести к резкому росту оборотов, повлиять на которое вы никак не сможете. Плохо. Теперь нажмем на тормоз. Свободный ход педали должен быть минимальным.

При исправной тормозной системе вы не сможете ее «дожать». Но, предположим, она уходит в пол, а вот это совсем скверно: требуется срочная замена главного тормозного цилиндра. Требуйте за это скидку. Не стесняясь, твердо, потому что поездка с такими тормозами может стоить жизни.

А теперь — поехали


Если все в порядке, эта группа индикаторов при пуске двигателя должна погаснуть

Поворачиваем ключ зажигания на одну позицию. Индикаторы отсутствия давления масла и зарядки АКБ обязательно должны зажечься, а при пуске двигателя — погаснуть. Если этого не происходит, вы можете нарваться на серьезные проблемы, потому как недостаточное давление в системе свидетельствует о сильном износе двигателя.

Выйдете из машины, проверьте работу всех световых приборов (заменить лампочку и самому не проблема, но вы же покупаете не фонарик, а автомобиль, который даже за 350 000 рублей или еще дешевле, даже с пробегом, даже потрепанный временем должен быть исправным от носа до кормы).

Еще раз проверьте работу всех педалей, не люфтит ли руль, не едет ли машина, условно говоря, боком, нет ли скрипов на кочках, при повороте колес, работает ли подсветка приборной панели. Особое внимание — тормозам. А, в общем, всему.

Однажды, загоревшись (хорошо, что не надолго) желанием приобрести Chrysler PT Cruiser в эксклюзивном исполнении (с бортами, выполненными «под дерево») автор пришел в салон подержанных машин, в котором, по умолчанию, все автомобили должны были пройти предпродажную подготовку, и сел за руль. Менеджер по продажам не уставал расхваливать машину за ее сохранность, особо отметил, что в России был только один владелец, который с нее пылинки сдувал.

Несмотря на 14-летний возраст и пробег под 200 000 километров, автомобиль, действительно, выглядел бодро. Даже кожа в салоне неплохо сохранилась. И двигатель живенько отозвался на педаль «газа», а вот селектор автоматической коробки приходилось передвигать с усилием и скрипом. Окончательно отвратила от покупки резко погаснувшая панель приборов, которая так и не зажглась. Остаток пути пришлось проделать, не видя ни спидометра, ни других приборов, держа скорость на глазок. «Да, это только что, все было нормально, мы исправим», — убеждал менеджер, но верилось ему уже с трудом.

PT Cruiser в России оценил лишь сравнительно небольшой круг любителей американских машин. Один профессиональный фотограф возил в нем все свое оборудование и лучшего автомобиля для габаритного груза в виде осветительных приборов, он и представить не мог, потому что места было ровно столько, сколько надо. И стильность в нем присутствует, и своеобразный шарм. Цена — вполне приемлема: можно найти экземпляр и за 200, и за 250, и за 300 — 350 тысяч рублей. И, возможно, автор статьи к этой теме еще вернется, но тогда визуальным осмотром и небольшим тест-драйвом дело не кончится. Придется, как следует, «прокачать» машину на диагностических стендах, чтобы четко уяснить, во что обойдутся ремонт, эксплуатация и сколько еще протянет привезенный из-за океана автомобиль.

Подведем итоги

Советы, приведенные выше, универсальны. Они помогут при покупке «бэушного» автомобиля почти в любой ценовой категории. У таких машин есть свои недостатки и свои достоинства. Главная выгода — в очень хорошей, как правило, цене, которую можно сбить еще процентов на 30, если, как мы и советовали, фиксировать все недостатки (чтобы не забыть) в блокноте, предъявив продавцу списком. Главный недостаток — в возможном криминальном прошлом («биографию» надо тщательно проверять), возрасте, приличном пробеге, скрытых проблемах, которые могут напомнить о себе не сразу.

К этим советам можно и не прислушиваться вовсе, а, найдя подходящую модель, купить ее, почти не глядя. На эмоциях, на кураже. И ведь может статься, что повезет, и вы приобретете достойный экземпляр. Есть много людей, который покупают подержанные тачки принципиально, потому что новый автомобиль, как только вы внесли за него деньги, теряет в цене от 10 до 30 процентов.

А тут — такая экономия. К тому же, вазовскую классику, переднеприводные модели прошлых лет, действительно, можно брать без особых проверок, ведь мы знаем о них буквально все. Тут главное, чтобы двигатель молотил, и кузов не был в дырах из-за ржавчины, а все остальное легко поправить.

Но, ведь, это — прошлый век. Хочется чего-то более свежего, комфортабельного, солидного. Оказывается, в диапазоне до 350 000 рублей это желание реализовать можно. Сайты пестрят объявлениями о продаже Toyota Corolla, Toyota Matrix, Peugeot 206, Peugeot 307, Hyundai Getz, Honda HR-V, Suzuki Grand Vitara, Chevrolet Lacetti, Chevrolet Aveo, Ford Fusion, Nissan Almera, упомянутый уже Chrysler PT Cruiser — и этот список можно еще долго продолжать.

Все эти автомобили — в разной степени сохранности (иные — внешне хороши, но требуют основательных вложений), оценивать которую лучше не со слов продавца, а придирчивым взглядом. Хотя бы так, как это сделали мы.

При любом использовании материалов сайта активная ссылка на www.drivenn.ru обязательна.

Комментарии