Современные тенденции в автомобилестроении не радуют бывалых джиперов, ох как не радуют. Практически каждый год от нас уходит очередной рамный внедорожник, и его последующее перерождение отзывается ноющей болью в сердцах любителей грязевых замесов, так называемого настоящего полного привода и дифференциалов повышенного трения. Nissan Pathfinder, KIA Sportage, Mitsubishi Pajero, Suzuki Grand Vitara, Land Rover Discovery — по большому счёту, все они потеряли мужское достоинство (читайте — «body on frame»).
Казалось бы, удел экстремалов в наше время сводится к набившему оскомину валенку-«УАЗу» или последним самураям семейства Land Cruiser, но не
Тигр смело можно назвать братом Hummer, но от другой мамы. Как и американец, наш парень выпускается в разных версиях, основное разделение идёт на военную и гражданскую. С 2005 года производством занимается машиностроительный завод в городе Арзамасе, который расположился в сотне километров от столицы Приволжья — Нижнего Новгорода. А придумали автомобиль светлые умы завода «ГАЗ».
Сумасшедшему 6,
В своё Арнольд Шваргценеггер невероятно перевозбудился от Хамера, та же история случилась с именитыми звёздами и политиками в России при знакомстве с «Тигром». Его гражданскую версию с удовольствием загнали в свои гаражи Никита Михалков, Владимир Жириновский, Андрей
Как всё начиналось
Прежде чем углубиться в подробности, давайте вспомним как всё начиналось. «Тигр» появился 11 лет назад с подачи… кто бы мог представить… короля Иордании Абдулы Второго! Монарх действовал не напрямую, заказчиком выступила фирма из Объединённых Арабских Эмиратов под названием Bin Jabr Group Ltd (сокращённо BJG — примечание редакции). Теперь вы понимаете, почему первые образцы Тигра были продемонстрированы не в Москве, а на международной выставке вооружения в
В проект было инвестировано ни много ни мало 60 миллионов долларов! В конечном итоге исполнителем воли августейшей особы стала наша фирма
Тигр пришёлся Абдуле Второму по душе, но… контракт на поставки из России он подписывать не стал. Вместо этого хитрый король решил сделать ход конём — начал выпускать клоны свежеиспечённого внедорожника у себя. Автомобиль благополучно переименовали в Nimr, с июня 2005 года его начали штамповать на совместном
На «ГАЗе» отреагировали спокойно, ведь в стенах завода остались все необходимые наработки, документация и прочее. Руководство дало команду инженерам сделать тот же «Тигр», но придумать новый салон и дизайн. Получился внедорожник, который впоследствии показали широкой общественности на международных смотринах в Москве, состоявшихся в 2002 году. Чуть позже «Тигром» заинтересовалось столичное отделение СОБР, на службу в отряд быстрого реагирования заступили два опытных экземпляра. Внедорожник по достоинству оценило руководство МВД, сделав заказ на серийное производство в Арзамасе.
Техника
«Тигр» или «ГАЗ 2330» сконструирован на раме, которая несёт на себе основные агрегаты и кузов. Последний представляет собой однообъёмную цельнометаллическую конструкцию.
Пятидверная бронированная модификация с четырьмя людьми на борту может увезти с собой ещё и 1,5 тонны груза. Салон отделен от багажника перегородкой, место вещей при необходимости займут четыре человека. Если говорить о версиях для полиции или армии, они трёхдверные, вмещают от 6 до 9 человек, плюс 1,2 тонный груз. Дорожный просвет — фантастические 400 мм!
Если говорить о бронированном варианте кузова, он настолько прочный, что не нуждается в отдельной раме. Тем не менее, её оставили в целях унификации. В результате на одинаковое шасси можно ставить разные корпуса. Их покрывают бронёй толщиной 5, либо 7 мм — пластины изготавливают из термообработанных листов.
Любой «Тигр» имеет независимую торсионную подвеску всех колёс, стабилизаторы поперечной устойчивости, гидравлические амортизаторы и колёсные редукторы. Привод самый полный, за передачу крутящего момента отвечает раздаточная коробка. Межколёсные дифференциалы повышенного трения блокируются самостоятельно, межосевой по желанию водителя. Кроме того, можно рассчитывать на электрическую лебёдку и предпусковой подогреватель.
Ещё один обязательный момент — автоматическая централизованная система подкачки шин, управляемая электроникой. Она позаимствована у БТР, как и межколёсные дифференциалы кулачкового типа вкупе с подвеской на сдвоенных поперечных рычагах. Понижающая передача включается рычагом, межосевой дифференциал — кнопкой.
Антиблокировочная тормозная система, кондиционер, магнитола, электропривод стеклоподъёмников и дополнительные отопители причислены к излишествам, то есть к опциям, которые нужно устанавливать отдельно. Но все они предусмотрены разработчиками, и это потрясающе! Вы только вдумайтесь, кондиционер в военной махине!
Под капотом может быть один из двух моторов — американский Cummins B205 или наш ярославский
Основные разновидности
Разновидностей «Тигра» довольно много. Что из него только не делали за прошедшие годы — специальные автомобили полиции, армейские машины с баллистической защитой, внедорожники для перевозки командного состава, противотанковый ракетный комплекс и штурмовые спецавтомобили. Мы решили подробно рассмотреть только самое интересное.
Для полиции
Аббревиатура СПМ расшифровывается как специальная полицейская машина. Легко догадаться, что её создавали для сотрудников МВД. В данном случае «Тигр» является трёхдверным универсалом и бывает двух видов —
У
При желании на
С двигателем Cummins B205 у
Салон обеих машин рассчитан на девять человек. Семеро из них — десантники, остальные двое — водитель и старший по машине.
Гражданские версии
Гражданских версий «Тигра» две. Первым на свет появился автомобиль
Вторая гражданская версия — «ГАЗ 3121» или «Тигр 2». По дизайну экстерьера он напоминает Hummer H2, для обустройства салона использованы комплектующие от «Волги» и «ГАЗели».
Опытный образец поразил публику ещё в сентябре 2006 года на московском
В отличие от военизированных собратьев, масса второго «Тигра» составляет всего 3,5 тонны, грузоподъёмность сохранилась на уровне — впечатляющие 1 200 кг. Лишившись 2,
Раз уж мы заговорили про динамику, надо упомянуть и «проект 420», хоть он и является военным. За индексом кроется самый быстрый бронированный «Тигр» с
Парадный кабриолет
Да, представьте себе, «Тигр» с открытым верхом тоже бывает —
Кабриолет может похвастать элитной внутренней отделкой, как у современных
Важный момент по технике — автоматическая трансмиссия Allison, позаимствованная у Hummer H1. Инженеры подружили её с
В ноябре 2008 года три первых «Тигра»-кабриолета заступили на службу в Ленинградский военный округ, чтобы выезжать на такие праздненства, как 9 мая.
Противотанковый ракетный комплекс
Помимо всего прочего, на базе «Тигра» был разработан
В обоих случаях это автоматическая пусковая установка, снабжённая прицельными системами и четырьмя контейнерами с противотанковыми ракетами. Вживую такая техника впервые приехала на авиасалон МАКС в 2011 году. Это детище тульских мастеров.
Два первых «Корнета» были смонтированы на модифицированном шасси
Nimr
Вы ещё не успели забыть о хитрости Абдулы Второго? В своё время ему достался полный пакет технической документации по «Тигру». Более того, в
Автомобиль имел четыре модификации, в том числе машины с колёсной формулой 6×6, которая могла перевозить до пяти тонн груза. Nimr получил более крутые
В 2007 году в Эмиратах выставили Nimr второго поколения. Грузоподъёмность увеличили на 2,5 тонны, мощность двигателя возросла до 350 сил. У внедорожника появилась базовая защита против мин весом до 6 кг, плюс инженеры довели круговую круговая баллистическую защиту до уровня 3 В6 стандарта STANAG 4569. Отметим, что все компоненты, за исключением мотора, трансмиссии и колёс были сделаны фирмой BJG. В том числе, её специалисты занимались бронёй и карданной передачей.
Комментарии