По прозвищу «Тигр»: Один из самых крутых внедорожников мира создали в Нижнем Новгороде

28/03 2016 5690

Современные тенденции в автомобилестроении не радуют бывалых джиперов, ох как не радуют. Практически каждый год от нас уходит очередной рамный внедорожник, и его последующее перерождение отзывается ноющей болью в сердцах любителей грязевых замесов, так называемого настоящего полного привода и дифференциалов повышенного трения. Nissan Pathfinder, KIA Sportage, Mitsubishi Pajero, Suzuki Grand Vitara, Land Rover Discovery — по большому счёту, все они потеряли мужское достоинство (читайте — «body on frame»).

Казалось бы, удел экстремалов в наше время сводится к набившему оскомину валенку-«УАЗу» или последним самураям семейства Land Cruiser, но не тут-то было. Давайте не будем забывать про ГАЗ 2330 по прозвищу «Тигр». Поездка за рулём этой безумной отечественной махины гарантированно обеспечит прилив лошадиной дозы восторга, либо полные штаны — кому как повезёт.

Тигр смело можно назвать братом Hummer, но от другой мамы. Как и американец, наш парень выпускается в разных версиях, основное разделение идёт на военную и гражданскую. С 2005 года производством занимается машиностроительный завод в городе Арзамасе, который расположился в сотне километров от столицы Приволжья — Нижнего Новгорода. А придумали автомобиль светлые умы завода «ГАЗ».

Сумасшедшему 6,4-тонному внедорожнику всё нипочём. Конструкцией предусмотрены полный привод и самая правильная рама, независимая подвеска четырёх колёс на торсионах, кузов вмещает от 4 до 9 человек в зависимости от версии и от 1200 до 1500 кг груза. Сфера применения — широчайшая, начиная от перевозки грузов и людей и до участия в операциях военных и спецслужб.

В своё Арнольд Шваргценеггер невероятно перевозбудился от Хамера, та же история случилась с именитыми звёздами и политиками в России при знакомстве с «Тигром». Его гражданскую версию с удовольствием загнали в свои гаражи Никита Михалков, Владимир Жириновский, Андрей Михалков-Кончаловский и, естественно, губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев. Что интересно, Жириновский в мае 2014 года передал свой экземпляр украинским ополченцам в Луганскую область.

Как всё начиналось

Прежде чем углубиться в подробности, давайте вспомним как всё начиналось. «Тигр» появился 11 лет назад с подачи… кто бы мог представить… короля Иордании Абдулы Второго! Монарх действовал не напрямую, заказчиком выступила фирма из Объединённых Арабских Эмиратов под названием Bin Jabr Group Ltd (сокращённо BJG — примечание редакции). Теперь вы понимаете, почему первые образцы Тигра были продемонстрированы не в Москве, а на международной выставке вооружения в Абу-Даби?

В проект было инвестировано ни много ни мало 60 миллионов долларов! В конечном итоге исполнителем воли августейшей особы стала наша фирма ЗАО «Промышленные компьютерные технологии», дочернее предприятие Горьковского автозавода.

Тигр пришёлся Абдуле Второму по душе, но… контракт на поставки из России он подписывать не стал. Вместо этого хитрый король решил сделать ход конём — начал выпускать клоны свежеиспечённого внедорожника у себя. Автомобиль благополучно переименовали в Nimr, с июня 2005 года его начали штамповать на совместном арабо-иорданском предприятии Advanced Industries of Arabia (сокращённо AIA), 80% акций принадлежит упомянутой фирме BJG.

На «ГАЗе» отреагировали спокойно, ведь в стенах завода остались все необходимые наработки, документация и прочее. Руководство дало команду инженерам сделать тот же «Тигр», но придумать новый салон и дизайн. Получился внедорожник, который впоследствии показали широкой общественности на международных смотринах в Москве, состоявшихся в 2002 году. Чуть позже «Тигром» заинтересовалось столичное отделение СОБР, на службу в отряд быстрого реагирования заступили два опытных экземпляра. Внедорожник по достоинству оценило руководство МВД, сделав заказ на серийное производство в Арзамасе.

Техника

«Тигр» или «ГАЗ 2330» сконструирован на раме, которая несёт на себе основные агрегаты и кузов. Последний представляет собой однообъёмную цельнометаллическую конструкцию.

Пятидверная бронированная модификация с четырьмя людьми на борту может увезти с собой ещё и 1,5 тонны груза. Салон отделен от багажника перегородкой, место вещей при необходимости займут четыре человека. Если говорить о версиях для полиции или армии, они трёхдверные, вмещают от 6 до 9 человек, плюс 1,2 тонный груз. Дорожный просвет — фантастические 400 мм!

Если говорить о бронированном варианте кузова, он настолько прочный, что не нуждается в отдельной раме. Тем не менее, её оставили в целях унификации. В результате на одинаковое шасси можно ставить разные корпуса. Их покрывают бронёй толщиной 5, либо 7 мм — пластины изготавливают из термообработанных листов.

Любой «Тигр» имеет независимую торсионную подвеску всех колёс, стабилизаторы поперечной устойчивости, гидравлические амортизаторы и колёсные редукторы. Привод самый полный, за передачу крутящего момента отвечает раздаточная коробка. Межколёсные дифференциалы повышенного трения блокируются самостоятельно, межосевой по желанию водителя. Кроме того, можно рассчитывать на электрическую лебёдку и предпусковой подогреватель.

Ещё один обязательный момент — автоматическая централизованная система подкачки шин, управляемая электроникой. Она позаимствована у БТР, как и межколёсные дифференциалы кулачкового типа вкупе с подвеской на сдвоенных поперечных рычагах. Понижающая передача включается рычагом, межосевой дифференциал — кнопкой.

Антиблокировочная тормозная система, кондиционер, магнитола, электропривод стеклоподъёмников и дополнительные отопители причислены к излишествам, то есть к опциям, которые нужно устанавливать отдельно. Но все они предусмотрены разработчиками, и это потрясающе! Вы только вдумайтесь, кондиционер в военной махине!

Под капотом может быть один из двух моторов — американский Cummins B205 или наш ярославский ЯМЗ-5347-10. Оба являются шестицилиндровыми турбодизелями на 5,9 л, отдача составляет 180 и 205 лошадиных сил. Переключением передач заведует 6-ступенчатая механическая трансмиссия, на прототипе «ГАЗ 2975» был также предусмотрен 5-ступенчатый «автомат». Первые версии «Тигров» оснащались агрегатами Cummins B180 и B-215, ГАЗ-562 (он же лицензионный Steyr).

Основные разновидности

Разновидностей «Тигра» довольно много. Что из него только не делали за прошедшие годы — специальные автомобили полиции, армейские машины с баллистической защитой, внедорожники для перевозки командного состава, противотанковый ракетный комплекс и штурмовые спецавтомобили. Мы решили подробно рассмотреть только самое интересное.

Для полиции

Аббревиатура СПМ расшифровывается как специальная полицейская машина. Легко догадаться, что её создавали для сотрудников МВД. В данном случае «Тигр» является трёхдверным универсалом и бывает двух видов — СПМ-1 и СПМ-2, заводские индексы — «ГАЗ 233034» и «ГАЗ 233036».

У СПМ-1 корпус обшит бронёй, класс баллистической защиты кормы и бортов — третий, спереди — пятый. СПМ-2 целиком защищена по 5-ому классу, толщина брони составляет 7 мм. Крыша оборудована парочкой прямоугольных люков. Экипаж может стрелять через открывающиеся бронированные стёкла/бойницы из личного оружия. И поверьте, они есть не только в дверях.

При желании на СПМ-1 можно разместить «Лафет» — установку, осуществляющую отстрел специальных средств для разгона демонстраций. Есть места для блокиратора радиоуправляемых взрывных устройств и установки радиостанции.

С двигателем Cummins B205 у СПМ-1 максимальная скорость ограничивается отметкой 140 км/ч, он кормится из двух топливных баков объёмом 68+2 л каждый. Расход топлива на привычную сотню километров пробега составляет 15 л «солярки».

Салон обеих машин рассчитан на девять человек. Семеро из них — десантники, остальные двое — водитель и старший по машине. СПМ-2 — более популярная версия, этим внедорожником пользуются не только в России, но и в странах ближнего зарубежья — Беларуси, Армении, Казахстане, Таджикистане. Иордания, Конго, Гвинея, Уругвай и Монголия тоже не прошли мимо «Тигра».

Гражданские версии

Гражданских версий «Тигра» две. Первым на свет появился автомобиль «ГАЗ-233001», он выпускался ограниченным тиражом, начиная с 2008 года. Внедорожнику сохранили уникальную проходимость и прочие характеристики, оставили даже подкачку шин, но лишили брони. В 2009-ом планировалось начать расширенное производство, однако до него дело не дошло. Как раз такую версию приобрели некоторые известные люди в России, политики и бизнесмены, в том числе, Михалков, Шанцев и Жириновский.

Вторая гражданская версия — «ГАЗ 3121» или «Тигр 2». По дизайну экстерьера он напоминает Hummer H2, для обустройства салона использованы комплектующие от «Волги» и «ГАЗели».
Опытный образец поразил публику ещё в сентябре 2006 года на московском мотор-шоу. Внедорожник занял почётное место в экспозиции «Русские автомобили». Тогда о запуске нового «Тигра» объявил Василий Шупранов, занимающий пост директора машиностроительного завода в Арзамасе.

В отличие от военизированных собратьев, масса второго «Тигра» составляет всего 3,5 тонны, грузоподъёмность сохранилась на уровне — впечатляющие 1 200 кг. Лишившись 2,8-тонной прибавки к массе, внедорожник здорово поднялся по динамике, поскольку его комплектовали такими же мощными турбодизелями с отдачей 190 и 205 лошадиных сил. А за броню приходилось платить временем и платить существенно — стрелка спидометра достигала 100 км/ч только через полминуты после старта.

Раз уж мы заговорили про динамику, надо упомянуть и «проект 420», хоть он и является военным. За индексом кроется самый быстрый бронированный «Тигр» с 420-сильным мотором объёмом 5,9 л от пикапа Dodge Ram. В паре с «автоматом» Chrysler 545RFE силовой агрегат позволял русскому внедорожнику набирать «сотню» за 23 секунды.

Парадный кабриолет

Да, представьте себе, «Тигр» с открытым верхом тоже бывает — «ГАЗ-СП46». Ему сделали двухдверный кузов, предусмотрев жёсткую съёмную крышу на случай непогоды. Салон трёхместный, создан по формуле 2+1. Предполагалась, что передним пассажиром будет генерал, принимающий военные парады. Чтобы ему удобно было ехать стоя, конструкторы придумали поручень, регулируемый по высоте. На время парада запасное колесо с кормы снимали, размещая в багажнике вместе с аппаратурой спецсвязи.

Кабриолет может похвастать элитной внутренней отделкой, как у современных VIP-иномарок. Например, для этих целей использовалась натуральная кожа.

Важный момент по технике — автоматическая трансмиссия Allison, позаимствованная у Hummer H1. Инженеры подружили её с 205-сильным мотором. Масса автомобиля снижена до 4,7 тонны.

В ноябре 2008 года три первых «Тигра»-кабриолета заступили на службу в Ленинградский военный округ, чтобы выезжать на такие праздненства, как 9 мая.

Противотанковый ракетный комплекс

Помимо всего прочего, на базе «Тигра» был разработан «Корнет-ЭМ» или «Корнет Д» — противотанковый ракетный комплекс. «Корнет-ЭМ» — экспортное название, «Корнет-Д» — отечественное.

В обоих случаях это автоматическая пусковая установка, снабжённая прицельными системами и четырьмя контейнерами с противотанковыми ракетами. Вживую такая техника впервые приехала на авиасалон МАКС в 2011 году. Это детище тульских мастеров.

Два первых «Корнета» были смонтированы на модифицированном шасси СПМ-2. К козырям такого автомобиля можно причислить выдвижные пусковые установки на 8 ракет, пульт управления оператора-наводчика с парой экранов и дополнительный боекомплект. Испытания проходили на полигоне в Капустин-Яре.

Nimr

Вы ещё не успели забыть о хитрости Абдулы Второго? В своё время ему достался полный пакет технической документации по «Тигру». Более того, в Абу-Даби остались три прототипа, которые проходили испытание пустыней. С лёгкой руки Иордании и ОАЭ автомобиль получил имя Nimr. Начиная с июня 2005 года, за 18 месяцев на их СП было выпущено 500 броневиков. Чуть позже был подписан контракт о создании совместного предприятия «Нимров» в Индии.

Автомобиль имел четыре модификации, в том числе машины с колёсной формулой 6×6, которая могла перевозить до пяти тонн груза. Nimr получил более крутые 325-сильные двигатели и уже упомянутый «автомат» Allison. Подвеска обзавелась обычными пружинами, а кузов иной геометрией.

В 2007 году в Эмиратах выставили Nimr второго поколения. Грузоподъёмность увеличили на 2,5 тонны, мощность двигателя возросла до 350 сил. У внедорожника появилась базовая защита против мин весом до 6 кг, плюс инженеры довели круговую круговая баллистическую защиту до уровня 3 В6 стандарта STANAG 4569. Отметим, что все компоненты, за исключением мотора, трансмиссии и колёс были сделаны фирмой BJG. В том числе, её специалисты занимались бронёй и карданной передачей.

#газ#газ 2330 тигр

Комментарии