Ностальгия в Martigny

15/04 2014 2661

Будете в Швейцарии – не поленитесь отыскать на карте местечко Martigny. Выберите время и устройте себе экскурсию. Добраться туда можно из любой точки страны на электричке. Много времени это не займет, но лучше выезжать с утра, потому что возвращаться не захочется. И дело не только в богатой событиями истории, виноградниках, фруктовых садах, отменном вине, роскошной местной кухне, молва о которой давно шагнула за пределы этого свободолюбивого государства. Любитель искусств будет рад знакомству с местным музеем, парком скульптур, артефактами, обнаруженными во время археологических раскопок. А еще в этом крохотном городке расположен автомобильный музей. Всего –  пятьдесят экспонатов. Немного, но в количестве ли дело, когда перед тобой – раритеты, выпущенные в период с 1897 по 1939 год, причем, некоторые из них существуют в единственном экземпляре. Более того, все автомобили прекрасно отреставрированы, и все – на ходу!

Маленький рай


Внешне Швейцария может показаться спокойной, размеренной, почти сонной. И в самом деле, в понедельник многие магазины открываются в два, а то и в три часа дня – хозяева и продавцы не спешат на работу. Население это устраивает – оно тоже, кроме офисных работников, затягивает уикенд. Единственное место, куда по-настоящему торопятся швейцарцы – горнолыжные спуски. Альпы-то под рукой! Вот они, манят заснеженными вершинами. Мужчины, женщины, подростки, дети откажут себе в чем угодно, только не в удовольствии скатиться вниз. Поэтому в сезон все ждут суббот и воскресений. И тогда города вымирают.

Приезжая на Женевский автосалон, я всегда останавливался в небольшом, но исключительно уютном и душевном городке Веве (Vevey). До выставочного комплекса Palexpo оттуда примерно 50 минут на электричке, зато – гостиница дешевле и воздух какой-то особый. Однажды удалось выкроить время, чтобы немного остальную страну посмотреть. Был воскресный день, когда я отправился в Ивердон (Yverdon). Увы, замок, в котором расположен музей, был закрыт, а жизнь напоминала о себе только на вокзале. Тогда я поехал в курортный Невшатель (Neuchatel ), и вот здесь-то меня поджидал уже настоящий шок. Город был пуст! С десяток прохожих – не в счет, хилый поток машин – тоже. И даже некое шевеление в историческом центре не избавило меня от несколько тревожных ощущений.


Зайдя в бистро выпить кофе, я  поинтересовался у человека за стойкой, куда все подевались. На меня посмотрели как на лунатика, и показали на стоящие в углу чьи-то горные лыжи… Весьма далекий от этого вида досуга, я наконец-то все понял. В том числе и про странную привычку отдыхать после выходных.

Больше лыж швейцарцы любят только свободу. Веди себя прилично – и ты свободен практически во всем. В то время как остальная Европа вводила драконовские законы против курильщиков, в местных магазинах рядом с  кассами стояли пепельницы – кури, сколько влезет, пока тебе оформляют покупку! Кури в электричках, кури прямо внутри выставочного центра, не отвлекаясь от созерцания автомобильных новинок года!

Поэтому я нисколько не удивился, когда в номере гостиницы TheFamily, что в моем любимом Веве, обнаружил увесистую пепельницу. Однако через пару дней пепельница исчезла вместе с окурками - антитабачная кампания докатилась-таки и до этих мест. Но если бы не она, я никогда бы не побывал в удивительном месте под названием Мартини…

Читайте все подряд 

Курить пришлось в холле на первом этаже. И вот, однажды вечером, мне в голову пришла незамысловатая идея обследовать информационную стойку для туристов. Среди прочих, на глаза попался буклет, где достаточно подробно рассказывалось о расположенном в излучине реки Роны городке Мартини (Martigny). Я узнал множество интереснейших вещей. Оказывается, это местечко упоминалось еще в записках Гая Юлия Цезаря (тогда оно называлось Октодурус). О римской империи здесь напоминают остатки крепостей, терм, жилых домов, а вершины Альп помнят армию Наполеона. Здесь издавна любили вкусно поесть, готовили так, что местной кухне отдавали должное Руссо, Гете, Стендаль, Лист. А еще в этих краях, расположенных рядом с перевалом Гран Сен-Бернар (Grand Saint-Bernard) вывели знаменитую породу собак – сенбернаров. По этому случаю даже открыли музей, рядом с которым находится щенятник.

Но главная достопримечательность Мартини – Фонд Пьера Джанадды (FondationPierreGianadda), где, среди прочих экспозиций находится уникальный автомобильный музей, сплошь состоящий из редких и редчайших экспонатов. Смотрю на карту – да это же  в тридцати минутах езды на электричке, где я раньше-то был?!

В память о брате


Прежде, чем заглянуть в это хранилище самого духа автомобилизма – несколько слов о фонде. Право, он того заслуживает. 24 июля 1976 года Пьер Джанадда, пытаясь спасти жизни своих товарищей в авиакатастрофе над итальянским городом Бари, получает несовместимые с жизнью ожоги и 31 июля умирает в госпитале Цюриха. Потрясенный этой смертью Леонар Джанадда вместе с ближайшими родственниками решает увековечить  память о младшем брате и, спустя два года, учреждает фонд его имени.

Сам Леонар - фигура примечательная. Фотограф, журналист, инженер, меценат – он многое сделал для укрепления культурных связей с Россией. Работу репортера  совмещал с учебой в Политехническом институте Лозанны. В 1957 году его командировали в Москву на VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов, откуда он привез снимки не только с официальных мероприятий, но и фотозарисовки о быте столицы, жизни простых людей. Но на родине, в силу политических причин, их не опубликовали, и, спустя несколько лет, Джанадда забросил репортерскую работу. После трагической гибели брата главным делом его жизни стал фонд.

Вот вам информация к размышлению: в городке с населением всего 15 тысяч человек, есть музей, в котором, кроме античных находок, сделанных в Мартини, собраны полотна Моне, Гогена, Ван Гога, Кандинского, Сезанна, Тулуз-Лотрека, Пикассо! Ежегодно здесь проводится несколько тематических выставок всемирных  знаменитостей настоящего и прошлого (в настоящий момент, например, экспонируются работы Модильяни), а само здание фонда окружает ландшафтный парк, который сам по себе музей, ведь его украшают  работы Родена, Бранкузи, Миро, Арпа, Мура, Эрнста, Шагала…

Я глазам своим не верил, рассматривая все это великолепие, эффектно усиленное скульптурами, сделанными подругой Родена Камиллой Клодель. На фильм же о ней (продублированный, кстати, на русском языке) уже не остался. Спустившись на самый нижний уровень, где и размещен, по мнению многих, лучший в Швейцарии автомобильный музей, и погрузившись в эту совершенно невероятную атмосферу, я просто пропал. На часы даже не смотрел. Здесь было другое время.

 Аромат эпохи

«Пропасть» в музее – значит забыть обо всем на свете. Я пробыл в нем почти до закрытия – больше шести часов, лишь изредка подкрепляясь кофе в расположенном здесь же буфете. Исписал блокнот вплоть до корок, извел весь «боекомплект» фотоаппарата. Где-то прочитал, что снимать здесь запрещено – не знаю, меня никто не останавливал.  Народу в тот день было немного. Часто я вообще оставался с экспонатами наедине, сожалея лишь о том, что не могу в них посидеть, положить руки на руль, коснуться педалей, в полной мере ощутив аромат той эпохи, когда автомобиль еще только входил в жизнь человека…


Benz (1897), Германия

Вот Benz1897 года выпуска на шасси номер 2665. Его одноцилиндровый горизонтально расположенный моторчик  объемом 1045 «кубиков», выходя на пиковые 800 об/мин, развивал всего три с половиной лошадиные силы, которые позволяли катиться со скоростью 25 километров в час. Рядом пристроился Clement(1898 год, Франция), который приводил в действие совсем уж скромненький движок – DeDion-Bouton объемом всего 269 куб. см. Мощность – две силы с четвертью, скорость – примерно та же, что и у «Бенца». 1899-м годом датируется элегантная «коляска» Jeapperrin. Ну, здесь уже 1,4 литра и целых шесть «лошадей», хотя «максималка» так и не перевалила за 25 км/ч. Но более – менее понятные нам скорости уже не за горами: Oldsmobile (1902 год, США) развивал 30 км/ч, его «земляк» Stanley(1902 год) со своим 2-цилиндровым 8-сильным мотором выдавал уже вдвое больше. Сегодня эти экипажи без особого труда можно обогнать на велике, а тогда это было достижение.


Ford T (1912), США

Впрочем, скорость тут не главное. Я хожу среди всего этого антиквариата, смотрю на всякие латунные финтифлюшки, старую кожу, деревянные, сохранившиеся еще с тех времен рули, помпезные эмблемы и не могу поверить, что ветераны по-прежнему в строю. Но это так. Они в любой момент готовы выехать на средневековые улицы Мартини, салютуя местным и туристам разноголосьем клаксонов. Ребята, это тот случай, когда надо снять шляпу.


Panhard-Levassor (1908). В центре. Франция.

И я мысленно снимаю ее конкретно перед Panhard  etLevassor (1908 год, Франция), который 23 июля 1988 года, в год своего восьмидесятилетия, взял штурмом альпийский перевал Гримзель (Grimsel) на границе кантонов Берн и Вале, забравшись на высоту 2165 метров! Его 4-цилиндровый мотор объемом 4084 куб. см. выдал свои 22 силы, которых вполне хватило, чтобы развивать временами паспортные 70 км/ч.


Rolls-Royce Silver Ghost (1923) Великобритания

Монументальный Rolls-Royce Silver Ghost 1923 года выпуска (шасси № 61!) оснащен 6-цилиндровым двигателем, мощностью 48 л.с. Максимальная скорость 110 км/ч. Для тех времен – отличный показатель. Он, действительно, какой-то «серебряный» и вправду похож на призрак, которому для антуража не хватает старинного особняка в викторианском стиле… Иду дальше и вижу Bugatti 1930 года!  Да это же он – малый «королевский»! У него под капотом -  5,4-литровый 31-сильный мотор, позволявший разгоняться до 160 км/ч. Красивая, дерзкая машина!


Isotta-Fraschini  (1931), Италия

Darrac (1914 год, Франция), а Hotchkiss (1922 год, Франция), а Isotta-Fraschini (1931год, Италия)… Кто помнит сегодня эти имена? Ну, разве что специалисты. Марки давно уже отошли в небытие, а машины вот остались…



Hispano-Suiza (1935), Франция

Еще несколько шагов – и я в сладкой истоме приваливаюсь к колонне. Очень кстати, потому что передо мной -. HispanoSuisa 1935 года (Франция). И в голову уже упорно лезут строчки из Вертинского:

Ах, сегодня весна Боттичелли

Вы во власти весеннего бриза.

Вас баюкает в мягкой качели

Голубая «Испано – Сюиза»…


Mercedes-Benz (1929), Германия

Она могла «баюкать» на скорости до 135 км/ч: 6-цилиндровый мотор объемом 5180 куб. см, развивавший 120 л. с. при 3000 об/мин, отлично знал свое дело.

…Cамый главный сюрприз поджидал у противоположной стены. Конечно, выкатить этого монстра в центр зала, значит, с одной стороны, разрушить более или менее гармоничное расположение машин, а с другой – выказать некое неуважение к данному экспонату. Ему по рангу положено стоять в гордом одиночестве, потому что это – Dalaunay-Belleville, принадлежавший Императору России Николаю II.



Delaunay-Belleville (1914), Франция

Такая встреча… Наш царь любил машины и выбрал весьма мощный по тогдашним меркам аппарат с 6-цилиндровым двигателем объемом 7,8 литра, способным разгонять довольно массивный автомобиль до 115 км/ч. Год постройки – 1914-й. Кузов работы Поля Вашера, Париж. Машина была вполне достойна монаршей особы – с гигантской колесной базой в 3600 мм и весом в 3,7 тонны она и сейчас производит впечатление огромной кареты, только покрашенной в зеленый военный цвет. И с точки зрения технологий экипаж оказался довольно интересным: две свечи на цилиндр, многодисковое сцепление, система смазки противодавлением, 4-ступенчатая коробка передач, передняя и задняя подвески – на поперечных полуэллиптических рессорах.

Сопроводительная табличка указывает, что эта модель сохранилась в единственном экземпляре – то ли потому, что второй такой же у самодержца не было, либо это действительно единственный дошедший до нас образец французской марки. Впрочем, это не так уж и важно...

Швейцарский автопром

Говорить о нем всерьез сегодня не приходится: несколько тюнинговых фирм, школа дизайна Франко Сбарро, куда он приглашает талантливую молодежь, и которая ежегодно показывает на Женевском автосалоне свои вариации на темы известных моделей, погоды не делают. Но так было не всегда. Повальное увлечение самобеглыми колясками, которым ознаменовался конец XIX - начало XX века, не обошло стороной и это небольшое государство. Одной из самых известных швейцарских марок была Martini.


Martini (1903), Швейцария

Фирма, основанная потомком дворянского рода из Баварии, дипломированным инженером Фридрихом фон Мартини (1833 – 1897), поначалу выпускала ружья системы Martini-Henri, которые были взяты на вооружение британской, португальской, румынской, болгарской, турецкой армиями. В конце 80-х годов XIX века Мартини увлекся производством двигателей, представив стационарный мотор, работающий на газе, а в 1888 году – 4-тактный бензиновый двигатель. Первый автомобиль с 2-цилиндровым мотором был построен в 1897 году. Располагался агрегат сзади, затем фирма перешла на переднемоторную компоновку. В 1903 году Martini стала выпускать под своей маркой автомобили по лицензии компании  Rochet-Shneider, а в 1908 году разработала двухместный гоночный автомобиль (Type V3), который оснастила 4-цилиндровым мотором объемом 1086 куб. см. Этот 12-сильный агрегат разгонял машину до 100 км/ч.


Martini Type V3 (1908), Швейцария

Последней моделью фирмы стал Martini NF, выпущенный в 1931 году. 2,3-тонный лимузин с колесной базой 3500 мм приводился в действие 4,3-литровым 6-цилиндровым мотором мощностью 30 л.с. Несмотря на внушительный вес, автомобиль развивал максимальные 120 км/ч, а просторный, комфортабельный салон располагал к дальним поездкам. Экземпляр с номером шасси 8312 хранится в музее Martigny вместе с еще четырьмя автомобилями популярной некогда марки.



Turicum Type D (1910), Швейцария

Не в каждой энциклопедии  отыщешь хоть что-то об этих машинах, однако вот они, стоят передо мной – три автомобиля Pic-Pic, два - Sigma, два -Turicum,  а также Zedel, Stella, Maximag… Когда-то вместе с Martini они и представляли швейцарский автопром, и неплохо у них это, между прочим, получалось. Stella 1911 года выпуска была довольно резвым автомобилем, развивающим 90 км/ч. В сигарообразной носовой части у  нее притаился 4-цилиндровый мотор объемом 2813 куб.см. и мощностью, как указано в паспорте, 12 – 16 л. с. Коробка передач – 4-ступенчатая (три передачи вперед, одна – задняя). Тормозная система состояла из ручного (на задние колеса) и ножного тормоза, воздействовавшего на вал привода. Колея составляла – 1300 мм, колесная база – 2700, вес – 1400 кг. По тем временам это был довольно легкий автомобиль, да и сейчас его тяжелым не назовешь.


Sigma (1911), Швейцария

История появления «Стеллы» довольно типична: компания, которая прежде была далека от автомобилей, вдруг решила попробовать заняться новым, перспективным направлением. Прежде общество CIEM (Ciedel’IndustrieElectriqueetMecanique) пользовалась высокой репутацией в сфере производства осветительных приборов и передачи электроэнергии. И вот, на рубеже XIX – XX  веков предприятие наладило выпуск одноцилиндровых двигателей воздушного охлаждения мощностью 1,5 л. с., предназначавшихся для велосипедов, затем освоило моторы для автомобилей и омнибусов. В конце 1903 года Автомобильный клуб Швейцарии и CIEM анонсировали новые экипажи с двумя вариантами двигателей – двух- и четырехцилиндровыми  V-образными мощностью 8 и 16 л. с. А 7 сентября 1906 года CIEM официально представила автомобиль Stella с 4-цилиндровым 14-сильным мотором объемом 3052 куб. см. Всего было выпущено 150 таких машин, которыми заинтересовался Чарльз Стюарт Роллс, один из основателей здравствующей и поныне компании Rolls-Royce, и в 1906 году было основано общество Stella Motor Company Ltd, штаб-квартира которой располагалась по адресу Риджент стрит, 18, Лондон. Кстати, производимые им шасси поставлялись в разные страны, в том числе и в Россию.


Maximag (1929), Швейцария

А что это за машина с таким забавным названием Pic-Pic? Да тут на самом деле все просто: в этом логотипе «зашифрованы» имена двух инженеров – Пиккара (Piccard) и Пиктэ (Pictet), которые, став владельцами обанкротившейся фирмы Societed’AutomobilesaGeneve, стали называть автомобили собственной разработки своими сокращенными именами – Pic-Pic. Все машины компаньонов имели характерный клиновидный радиатор, а в 1914 году компания продемонстрировала модель с тормозами на всех колесах и гидравлической подвеской!


Pic-Pic (1911),Швейцария

Постскриптум

…Швейцария по-прежнему славится своим сыром, шоколадом, ножами, часами, альпийскими курортами… Нет в этом списке только массового производства машин, в которых, между прочим, местная публика знает толк. Ferrariи Lamborghiniна тамошних дорогах – не редкость, а Porscheдавно уже воспринимается как непременный атрибут городского пейзажа.

Другое время – другие авто! Но когда видишь, что с экспонатов автомобильного музея Мартини буквально пылинки сдувают, понимаешь, что это – история, которую здесь чтут. Еще это – память. И, вообще-то, - справедливая гордостьза то, что все это выглядит красиво и способно ехать.

Но, покидая музей, когда с перевала Гран Сен-Бернар на долину уже опустились сумерки, я думал не о машинах. Леонар Джанадда… Один человек сделал для своего города больше, чем иногда правительство может сделать для своей страны. Как же, все-таки, трудно произносить его фамилию. Эти сдвоенные «д»…  И как легко, когда ты знаешь, кто подарил тебе этот праздник.

При любом использовании материалов сайта активная ссылка на www.drivenn.ru обязательна.

Комментарии