Nokian Hakkapeliitta 8 SUV: В Лапландии выручат и в России не подведут

29/09 2014 3736


С новинкой предстоящего зимнего сезона от Nokian — шинами для кроссоверов Hakkapeliitta 8 SUV — журналистов познакомили еще в начале года. Но впереди нас ждали весна и лето, поэтому подробный отчет об испытаниях был отложен до сентября. Да, сейчас снега тоже нет, но задуматься об обувке на зиму — уже самое время. Тем более, что в случае с Nokian придется подтянуть средства: стоимость одной покрышки Hakkapeliitta 8 SUV в самом популярном типоразмере 215/65R16 колеблется в пределах 6 300, а за резину 255/55R19 для больших вседорожников придется выложить до 12 200 рублей. Дорого, но эти шины стоят того, чтобы на них обратили внимание.

Зимняя финская сказка


Чтобы узнать, как ведут себя шины Nokian на голом льду, укатанном или рыхлом снегу вовсе не обязательно ехать на родину этих покрышек. Их давно производят в России, и купить их можно везде, правда, сначала надо ограбить банк. Другое дело, когда тебе предлагают протестировать новинки, которые еще никто не видел. И не где-нибудь, а в Лапландии, там, где и расположен полигон компании Nokian Tyres. Вот тогда есть смысл снять с полки чемодан, и, упаковав в него теплые вещи (все-таки, мероприятие проходит в январе, да еще за Полярным кругом), выдвинуться в сторону аэропорта.

Прилетев в Домодедово, можно немного поскучать в ожидании борта, и, затем, чартером отправиться в Ивало, где расположен самый северный аэропорт Скандинавии. Он одноэтажный и напоминает финский домик, только с пограничниками и таможней. В нем очень уютно и тихо, никакой толчеи. Единственный аэропорт на земле, где висит табличка с указанием времени работы — если кто-то прилетает или кому-то надо отбыть, то его откроют, а потом повесят замок и уйдут в целях экономии электроэнергии.


Еще, в здании аэровокзала есть небольшая картинная галерея и музей золота — в хорошее место прилетели! А где-то между местечком Вуотсо и горнолыжным курортом Саариселька, куда мы и едем на ночлег, расположена деревня золотоискателей Танкаваара. В ней каждый совершенно законно может попытаться найти самородок или хотя бы несколько крупинок желтого металла, чтобы потом обратить их в деньги, а деньги — в шины Nokian Hakkapeliitta 8 SUV.


Итак, мы в Ивало — столице региона Инари. Место уникальное, как, впрочем, и вся Лапландия. Суши на родине Санта Клауса — 92 000 квадратных километров, 6 тысяч занимают озера и реки. Плотность населения — два человека на квадратный километр, если, конечно, не считать туристов. Мы посмотрели на местность с высоты птичьего полета — действительно, не густо. В том же Инари проживает всего 15 тысяч человек и на них приходится, мы сначала не поверили, 20 тысяч оленей. Больше, чем людей! При этом, сохатые сами по себе по лесам не гуляют: все учтены и у всех есть хозяева. Ощущение — будто ты на краю света, но почему-то на этом краю хочется остаться…


Отель Riekonlinna, где мы разместились, мил и приветлив. По пути к лифту натыкаюсь на… музей. Его экспонаты — лыжи, которые в свое время принадлежали самым знаменитым спортсменам Финляндии. Рядом — их фотографии, медали и кубки. На самом почетном месте стоят лыжи президента Урхо Калева Кекконена (1900–1986) — с деревянными палками, давно устаревшими креплениями — настоящий антиквариат, да еще с такой родословной! Кекконен, кстати, был заядлым лыжником, где-то даже есть лыжня его имени — очень длинная, говорят — чуть не до Норвегии.


В номерах отеля — надписи на русском, за окном — зимняя финская сказка. Мы погружаемся в нее довольно интенсивно — на разграбление сувенирных лавок организаторы теста выделили всего лишь пару часов. Это поначалу нам показалось, что мало. На самом же деле, хватило бы и получаса — городишко-то крохотный. Но разными безделушками для туристов, свидетельствующими об их пребывании в Лапландии, он просто завален.


Мы идем по пустой улице. Под ногами скрипит снег. Больше — никаких звуков. Свет от фонарей и гирлянд пронзает иней на деревьях, отчего он кажется хрустальным. Морозец потихоньку пробирается под куртку, руки начинают мерзнуть, нос пощипывает, но мы не замерзнем, зная, что впереди ждет тепло и финский ужин.


Оленина и картошечка, только что испеченный хлеб… Простая и невероятно вкусная еда. А варенье из морошки! Как, вы никогда его не ели?! Ну, я, в общем-то, тоже в первый раз. Знаете, оно стоит двух перелетов и нудного ожидания самолета в аэропорту Домодедово. Все это можно перетерпеть. Можно проскочить мимо того самого золотого прииска, опоздать на самолет, но отказаться от «царского» варенья…

И я налегаю на него — вкусное, маслянистое и чрезвычайно питательное, зная, что завтра будет другой день, возможно — другая еда, но прежде — много работы.

«Зыбучие» снега…


Перед финскими водителями можно снять ушанку: дороги в стране, помешанной на экологии, реагентами зимой не обрабатывают. Покрытие — укатанный снег, как правило, покрытый тонкой наледью. Посыпают все это какой-то крошкой, но, похоже, не везде. Резкие маневры здесь чреваты ДТП. Да и при спокойной езде вас поджидает одна коварная засада.

Дорожное полотно в Финляндии имеет более выпуклый профиль, чем в других местах. В дожди это хорошо — вода стекает к обочинам. А зимой… Зимой, с непривычки, можно легко застрять в сугробе, да так, что самому не выбраться. Фокус вот в чем: если близко прижаться к краю трассы и зацепить колесами даже небольшой сугроб, снег мгновенно затягивает машину, ее запросто может развернуть. Сначала мне показалось это розыгрышем. В России, ведь, тоже снега бывает немало, и если ты в него угодил, то вовсе не факт, что сразу «сядешь». В стране Суоми — факт. Снег, что ли, у них другой?

Может и другой. У нас он быстро уплотняется — под воздействием осадков (считай — тех же реагентов), каких-то кошмарных смесей, что разбрасывают на дорогах. Кроме того, наши люди любят ездить по обочинам. Вот он и утрамбованный такой. А у финнов ничего этого нет, снег надолго остается рыхлым, почти девственным, вот и отлавливает зазевавшихся граждан.


После того, как впереди идущая машина нашего конвоя, состоявшего из вереницы Audi Q5 и BMW X3, оказалась в такой вот ловушке, я окончательно понял: финны не шутят. Коллега чуть-чуть сместился вправо и — на тебе. Но у руководителя отдела по технической поддержке клиентов Nokian Tyres Матти Морри, которого в компании уважительно называют «Мистер шина», процесс вызволения машин из снежного плена отработан до автоматизма: он быстро накинул буксировочный трос, сдернул машину назад и наш пелетон продолжил движение по укатанной лесной просеке.


А примерно через пять километров уже я почувствовал нечто странное: «мой» BMW X3, вроде, едет прямо, но немного боком и его как будто стаскивает в сторону и назад. А ведь отклонился от траектории всего-то сантиметров на пятнадцать. Успеваю вытащить «бэху» газом, помощь «Мистера шины» не требуется. Покрышки демонстрируют все свои лучшие качества, отчаянно цепляясь за более твердый снег, но и они бы не спасли, хватани я снежную целину сразу передним и задним правыми колесами.


И все же покрышки Nokian Hakkapeliitta 8 SUV изрядно добавили уверенности на требующих привычки финских дорогах. Ты просто понимаешь, что если не пускаться во все тяжкие, то обязательно доедешь до конечной точки маршрута, каким бы скользким ни был путь. Потому что на сцепление новой шины со снегом, льдом, покрытым ледяной коркой асфальтом работают сразу несколько технологий. Новая концепция ошиповки Nokian EcoStud8 даже в этих сложных условиях ведет себя отменно.


Многогранный и широкий якорный шип нового поколения опирается фланцем на более эластичную резиновую смесь, которая работает как пружина, смягчая воздействие на дорогу. Это позволило использовать на 50 процентов шипов больше, чем в предшествующих моделях Nokian Hakkapeliitta. Причем, шипы стоят не рядом, а равномерно распределены по всей площади протектора, и ни один из них не перекрывает своего «соседа».


Сцепление при торможении на снегу повысили благодаря тормозным усилителям в задней части шашек протектора. Зубчатый рисунок усилителей, как утверждает Матти Морри, особенно хорошо работает на заснеженной поверхности зимней дороги.

За эластичность покрышки, ее способность держать дорогу, как при нулевой температуре, так и при сильном минусе, отвечает резиновая смесь HakkapeliittaCryo-silane второго поколения на основе криосилана и зимней силики. Отсюда — хорошее сцепление на мокрой поверхности и едва ли не самое низкое сопротивление качению среди конкурентов.

Стабильность и точность вождения достигнуты за счет специального усиления между шашками протектора в плечевой зоне. Зона жесткости добавляет комфорта в управлении, а быстрая реакция на действия рулем — результат применения диагональных поддерживающих 3D-ламелей в центральной части протектора.


В свою очередь, самоблокирующиеся 3D-ламели в наружной части «плеча», при касании с дорогой усиливают шашечные блоки, соединяя их в одно целое и помогая маневрировать на трассе.

На шинах Hakkapeliitta 8 SUV впервые применена технология Nokian AramidSidewall: арамидные волокна, использующиеся в космической отрасли и оборонной промышленности, делают боковину покрышки более упругой, устойчивой к разрывам при внешних ударах.


Наконец, Hakkapeliitta 8 SUV, как и предшествовавшая ей модель, имеет направленный рисунок протектора, его четкий дизайн в виде стрелок эффективно предотвращает аквапланирование и способствует самоочищению в глубоком снегу.


…Дальше еду, прижимаясь к воображаемой осевой линии. На дорогах общего пользования стараюсь этой линии не изменять. Разгоняешься здесь (конечно, в пределах правил) поначалу с опаской — а вдруг придется резко тормозить, и что тогда? Тревога напрасна: протектор и шипы работают без помарок, на «тормозе» машину не ведет. Идиллическая получается картина, но это, если придерживаться зимнего скоростного режима, который действует на территории Лапландии до начала апреля. В этот период на подавляющем большинстве дорог максимальная скорость ограничивается 80-ю километрами в час, кое-где можно разгоняться и до сотни, но не больше. И еще надо опасаться парнокопытных — в любой момент могут выскочить, так что, будь готов к «лосиному тесту»!

Northproof — «Северная проба»


И все же, хотелось испытать Nokian Hakkapeliitta 8 SUV в более динамичном режиме, и такая возможность была предоставлена. Попетляв по окрестностям Ивало, едем на озеро Паасасярви, откуда и стартовал наш «пробег». Здесь поджидает уже настоящий экстрим: на полноприводных Audi RS4 с 450-сильными моторами надо сделать несколько кругов по расчищенной от снега и хитро петляющей трассе. Тут уже справа, на всякий пожарный, садится финн — инструктор. Покрытие — отполированный ветрами до зеркального блеска лед, местами припорошенный тонким слоем снега. Средства преодоления — новый протектор шин, шипы, точные действия рулем, газом и тормозом, расчет и везение.


Первый круг — сплошная борьба с центробежными силами. Во что бы то ни стало стремящимися выбросить машину на снежный бруствер. Самый крутой и противный — последний вираж: автомобиль здесь основательно мотает, но он, все-таки, воздерживается от скольжения в сугроб. Финны это знали и сделали поворот широким, чтобы хватило времени и места на отлов летящей к брустверу «эрэски».


На втором круге-то же самое. А на третьем инструктор разрешил отключить систему стабилизации. И, о чудо! Я лучше стал понимать машину. Все эти три извилистых километра прошел гораздо чище и быстрее. Объяснение этому только одно: ESP слишком умничала, «зажимая» машину и мешая прохождению виражей так, как я это видел. Не то, чтобы у меня соображалки больше, просто мы с машиной при посредничестве системы друг друга не понимали.


Однако свою работу система выполняла исправно, не позволяя слишком распускать машину, ведь одно дело — экстремально-показательно-валидольная трасса, где никого, кроме тебя нет, и совсем другое — дорога общего пользования, где, если начнешь колбасить, система может и жизнь спасти.


А шины… Они старались удержать «Ауди» из последних сил, и надо отдать им за это должное. Машина срывалась с траектории, скользила боком, почти разворачивалась, но каждый раз ее удавалось обуздать. На спидометр смотреть времени не было. Мне казалось, что лечу. На самом деле, более-менее разогнаться — километров до 50–55 — может быть до 60, успевал только на коротких прямых. Audi шла без отклонений, в болтанке на виражах приходилось сбрасывать газ, и тут уже мне помогали полный привод, протектор и шипы Nokian Hakkapeliitta 8 SUV.


Думаю, мы заслужили иметь в паспортах штампики Northproof («Северная проба») — точно такие, как на бортах тестовых машин, только уменьшенные. Но с пограничниками и таможней лучше не шутить — им юмор по должности не положен.

80 лет назад…


На таких лыжах, как у Кекконена, что стояли в музее нашей гостиницы, никто уже в лес не выходит. Ну, так и времена другие. Кстати, о временах. В этом году Nokian Tyres отмечает 80-летие первых зимних шин. По этому случаю, прямо в лесу, девушки в национальных саамских одеждах устроили нам огненное шоу. Поздний вечер, мелькающие огни и — разом вспыхнувшая огромная цифра «80»…


В ресторане нас поджидает еще один сюрприз — покрышка Kelirengas («Погодная шина»). С них-то, в далеком 1934 году все и началось. В Nokian утверждают, что это — первые в мире шины, которые были разработаны специально для зимы. С их появлением у водителей грузовиков и автобусов отпала необходимость использовать громоздкие цепи противоскольжения — поперечные канавки Kelirengas вгрызались в снег как зубчатые колеса, а рисунок протектора был таким, что сам хорошо очищался во время езды. В 1936 году были созданы зимние шины для легковых автомобилей. Их назвали Snow-Hakkapeliitta. Так что, у нынешних покрышек Nokian очень глубокие корни.


…Как сообщала реклама тех лет, «торможение стало более эффективным, боковое скольжение в поворотах полностью исключено». После теста в снегах, на льду и DRIVENN.RU подписался бы под такой «характеристикой».

Фото: DRIVENN.RU и Nokian Tyres

При любом использовании материалов сайта активная ссылка на www.drivenn.ru обязательна.

Фото Nokian Hakkapeliitta 8 SUV: В Лапландии выручат и в России не подведут

Комментарии