Нижний Новгород - Володарск, дом Бугрова и Святые озера, путешествие на RAV4

14/08 2017 8963

 Статистика в цифрах

Про Светлые озера слышали? Говорят, там очень красиво. И вода чистейшая. И воздух прозрачен, и дышится по-другому. Душевные места. Из тех, которые всегда близко и всегда далеко, потому как тянет нас к морям и океанам, а того, что рядом, — не замечаем. И проходит мимо нечаянная радость… Обидно, но поправимо. Итак, понедельник, утро, нас четверо, включая новый кроссовер Toyota RAV4, который любезно предоставил Тойота Центр Нижний Новгород. До места по карте — всего 100 километров. На деле оказалось больше — это мы пару «лирических отступлений» от маршрута сделали, и они были прекрасны!

Схема проезда Нижний Новгород - Володарск

 Схема проезда Нижний Новгород - Володарск

Особняк купца Бугрова в Володарске

 Тойота на фоне особняка купцова Бугрова в Володарске

Вот уж никогда бы не подумали, что в Володарске есть на что посмотреть: город, точнее, городок, каких множество… Да простят нас все его 58 000 жителей — были неправы. Заехали мы сюда почти экспромтом: в самом деле, до Светлых озер — почти рукой подать, туда мы точно не опоздаем, а тут — какой-то терем купеческий, красоты, говорят, неописуемой. Надо посмотреть.

Тойота Рав 4

От Нижнего минут тридцать езды по М7 до соответствующего указателя. Сворачиваем налево с трассы, затем — прямо, по асфальтированной дороге «меж берез и сосен» до железнодорожного переезда. За ним — центральная площадь со зданием администрации, магазинами, учреждениями.

Тойота Рав 4 на трассе

История дома Бугрова

 Чуть в сторонке, окруженный зеленью, и находится особняк Бугрова. Такую красоту не разглядеть невозможно — видно издалека. Мы немного промахнулись — взяли правее и удлинили путь, проехав к центру через другой переезд, но заблудиться здесь в принципе невозможно — все дороги ведут к «терему» Бугрова, а мы бы еще добавили — к «Бугровской площади».

Когда-то здесь было общежитие для рабочих бугровских мельниц, а теперь-городская администрация

А что, было бы очень даже справедливо называть ее именно так. Ну, сами посудите, весь комплекс сооружений в центре города возведен стараниями Николая Александровича Бугрова, и на его собственные средства! Знаменитый нижегородский купец-старообрядец, хлебопромышленник и меценат начал строить в Володарске мельницы еще со второй половины XIX века, одним из первых в России внедряя паровые машины вместо водяного привода.

Объект культурного наследия регионального значения

Так вот: корпуса мукомольного завода, двухэтажное каменное общежитие для рабочих, где сейчас располагается администрация, мучная лавка (тоже из камня), в которой и сегодня работают магазины — разве это не достопримечательности, достойные внимания нижегородцев и гостей нашей славной земли?!

А еще есть больница и ряд других сооружений, появившихся также благодаря Бугрову. И вот этот «пряничный» терем… Он как с картинки сошел, хотя пережил полное разорение: после революции были разграблены интерьеры, снят старинный паркет, разобраны печь и лестница, уничтожен парк.

"Пряничный" терем Бугрова

Сохранились лишь остатки липовой аллеи, а главное — само здание, где было, кстати, и отопление, и ванная комната, которое основательно пострадало, но полностью не было разрушено. «Терему» в какой-то степени повезло: сначала здесь располагались партийные и советские организации, затем в него вселили районный Дом пионеров, а, как известно, любой дом жив до тех пор, пока в нем есть люди.

Экспонаты особняка бугрова

Особняк Бугрова сегодня

 Сегодня летняя дача Бугрова, в которой ее хозяин принимал знаменитейших людей — писателя Алексея Максимовича Горького, выдающегося государственного деятеля царской России Сергея Юльевича Витте (на тот момент — министра финансов), принадлежит Володарскому районному музейному центру. Дом-музей открыт для посещения в понедельник, вторник, среду, четверг — с 8.00 до 17.00, в пятницу — с 8.00 до 16.00, последняя пятница месяца — санитарный день. В субботу и воскресенье музей работает по предварительным заявкам.

Выставка-продажа произведений местных мастеров искусств.

Нас, как уже говорилось, было четверо. Toyota RAV4, по вполне понятным причинам, была оставлена на улице. Мы же поднялись на крыльцо и вошли в это удивительное здание. Билет стоит 50 рублей. Экскурсия — 200. На троих вышло 350 рублей. Можно без экскурсии, но лучше послушать то, что вам здесь расскажут. Узнаете много интересного: о жизни, о быте, о самом Бугрове. О том, например, что после пожара на мельнице он ввел для своих людей 8-часовой рабочий день: чтобы не уставали и не засыпали, поскольку полыхнуло именно по этой причине. Что раз в неделю на площадь перед мельницей вывозили зерно и раздавали его бесплатно всем нуждающимся. Каждому полагался ковш, а входило в него 3 килограмма муки. Многие семьи насчитывали тогда до 12 -14 детей, теперь сами судите, какой весомой была эта помощь.

Один из таких лотков, которым отмеривали муку, сохранился в экспозиции музея. Кроме векселя, подписанного Бугровым, это — единственная оригинальная вещь, совершенно точно связанная с его именем. Остальной интерьер примерно соответствует тому времени, но не из этого дома. И все же, аромат эпохи присутствует здесь в каждом уголке.

Два этажа… Кажется, что комнат должно быть больше, но их немного. Одна полностью посвящена Николаю Александровичу Бугрову. Задерживаемся здесь как минимум на полчаса — экскурсовод честно отрабатывает экскурсию. Диктофон, кажется, вот-вот лопнет от обилия информации. Но все подробности, кроме тех, что уже выдали, раскрывать не будем: приезжайте сами, посмотрите, послушайте, погуляйте по саду, обойдите этот чудо-терем со всех сторон. Снова поднимитесь по монументальное деревянной лестнице (вроде, с тех времен она еще сохранилась) на второй этаж, может, выйдете на балкон — для нас сделали такое исключение.

Лестница на второй этаж в доме Бугровых

Не сомневаемся, вам понравится абсолютно все, что вы увидите. И люди. Они здесь душевные. Нам даже позволили проехать через пожарный проезд — вплотную к терему, чтобы снять «Тойоту» на фоне этой красоты, за что — отдельное спасибо.

Как доехать в поселок Фролищи из Нижнего Новгорода

 Тойота Рав 4 на природе

А он-то как проник в наши планы? Тоже «экспромт»? Не совсем. Дело в том, что путь до Светлых озер и до обители — один и тот же. Просто древний мужской монастырь расположен выше, в поселке Фролищи. Слышали мы, что место это — уникальное. Поэтому решаем ехать сначала в Свято-Успенскую Флорищеву пустынь, а уже затем вернуться к озерам.

Навигатор

С точки зрения географии все просто: движемся по трассе М7 в сторону Москвы, проезжаем поворот на Мулино и через 4 километра поворачиваем направо по указателю Фролищи. Еще более заметный ориентир — поклонный крест. От Нижнего Новгорода до этого места — около 70 километров. Впереди нас ждут еще примерно тридцать. Ехать нужно никуда не сворачивая, то есть по главной.

Центральное военное лесничество

И чего только не видимо мы по пути к святой обители. Буквально через несколько километров после поворота с М7 справа по ходу движения перед нами разворачивается приличных размеров рубленое деревянное «строение», сообщающее о том, что здесь располагается «Центральное военное лесничество». А мы и не подозревали, что существуют такие военные объекты. И чем, интересно, там занимаются? Хотя, может быть, это — строжайшая военная тайна. Поэтому — рот на замок.

Тойота РАВ 4 в Нижегородской области

Нас еще в Володарске предупреждали, что дорога очень плохая, ну, совсем разбитая. Однако проехать, в принципе, можно, правда, говорили это без особого оптимизма. В общем, морально мы были готовы к тому, чтобы увидеть нечто совершенно ужасное. А реальность оказалась не такой уж и страшной. Да, «дорога» совсем никакая: яма на яме, колдобина на колдобине, более или менее ровные участки асфальта встречаются, но крайне редко — дорожники, похоже, не появлялись здесь со времен царя Гороха. И по цивилизованным меркам это, конечно, ужас. По нашим же «стандартам» — дело житейское, мы же русские, мы не ищем легких путей!

Тойота РАВ 4 на природе Вид сзади

Почти тридцать километров настоящего слалома и тряски многовато, конечно, будет. Но зато мы имеем два явных преимущества. Первое: здесь совершенно нет камер видеофиксации, которыми утыкана магистраль М7. Второе: мы проходим экстремальный тест-драйв, для которого не требуется специально готовить трассу, и за такой «аттракцион» совершенно не надо платить!

Toyota RAV4: подвеска

 Тойота РАВ 4 на грунтовой дороге

Ехать можно с любой скоростью, но, желательно, не более 15 — 20, а местами 0 километров в час (сначала остановись, потом — «ползком»). Поэтому на относительно ровных участках, метров двести длиной, не более, мы пришпориваем наш бравый RAV4 до 40 — 50 и чуть более, чтобы взбодрить и его, и себя, а заодно приблизиться к заветной цели. 2,5-литровый 180-сильный мотор, выдающий 233 Н.м и действующий в тандеме с 6-ступенчатым «автоматом», без труда позволяет совершать резкие и короткие «перебежки».

Всего-то и требуется — не терять бдительность и оттормаживаться перед самыми жуткими ямами, которых тут в избытке. Можно, конечно, и проскочить, но автомобиль не заслуживает такого к себе отношения, хотя и способен, это было видно, взять препятствие ходом. Мы же использовали возможности RAV4 процентов на шестьдесят, больше не требовалось, точнее он сам решал, что ему делать в тот или иной момент, а моменты эти менялись, порой, с головокружительной скоростью.

Тойота РАВ 4 на грунтовой дороге. Вид сзади

Преодолев очередной участок по обочине, потому что грунт в том месте оказался предпочтительнее бывшей асфальтированной проезжей части, и, выехав на относительно целые бетонные плиты, даем газ, не видя, что там дальше — серость сливается с серостью…. А там — воронки какие-то, которые не объехать. Ничего не остается, как бить по тормозам. «Корму» резко уводит в сторону, но интегрированная система динамического управления, умеющая подруливать задней осью, возвращает ее на место.

Рестайлинговая Toyota RAV4 изменилась не только внешне. И расширенным набором опций дело не ограничилось: главные отличия от прежней модели почувствуешь лишь сев за руль, потому что инженеры «Тойоты» основательно поработали над настройками элементов подвески.

Тойота РАВ 4 в Нижегородской области

Вроде бы, все то же самое — спереди McPherson, сзади — многорычажка, но чувствуешь машину еще лучше: сработала небольшая хитрость в виде задних сайлент-блоков увеличенного размера, более жестких амортизаторов и «мягких» пружин. Благодаря этому решению, и без того предупредительный по отношению к водителю автомобиль стал еще послушнее. Помимо того, что отпала необходимость подруливать на высокой скорости, ты, не замечая, проходишь стыки, мелкие и средние неровности асфальта.

Здесь такой мелочью даже не пахнет, но не вечно же мы будем ползти по этой целине! Ползем, правда, душевно — 10 процентов тяги присутствует на задней оси по умолчанию, но, если надо, можно принудительно распределить крутящий момент между осями в пропорции 50:50. Этот режим действует на скоростях до 40 километров в час, далее все зависит от воли датчиков, которые мониторят ситуацию.

Чуть позже на песчаном и довольно крутом спуске-подъеме к одному из Светлых озер это нам очень помогло. Мы окончательно и бесповоротно убедились, что RAV4 — все еще настоящий кроссовер, на котором можно смело передвигаться не только по шоссе, но и по хорошему такому бездорожью, чем и является «дорога» до Фролищ.

История Флорищевой пустыни: на границе трех областей

 Тойота РАВ 4 на фоне церкви

Кажется, ерзанье по буеракам никогда не закончится. Это RAV4 все по барабану, а нам, признаться, поднадоели эти монотонные повторения одних и тех же действий: тормоз в пол, лево руля, право руля, стоп, газ, и снова — по тормозам. Перепутать дорогу, вроде, не могли, да и невозможно это: поселок Центральный уже позади, держимся главной дороги. Значит, скоро уже.

Тойота РАВ 4 на железнодорожной переезде

Встаем, на переезде, чтобы запечатлеть машину. Ну, просто потому, что никак не можем взять в толк, откуда в этой глуши взялась железная дорога, на которой нет ни одного паровоза?! И людей что-то не видно, и тишина какая-то подозрительная… Может, это тоже военный объект? Но тогда почему мы все еще на свободе? Или же это — та самая не электрифицированная одноколейка Ильино — Фролищи, по которой до 2008 года ходил тепловоз с одним — тремя пассажирскими вагонами?

Да и не важно. «Железка» — это просто ваш ориентир, подтверждающий, что к светлому месту вы двигаетесь верной, хотя и почти совсем убитой дорогой. Но вот они, купола! В самом деле, издалека видно!

Метров за двести до въезда во Флорищи начинается что-то похожее на асфальтовое покрытие. Последняя крупная яма… Ну, как не отметить это событие посредством фотографического аппарата? Снимок «на вечную память» — как напоминание о том, что прежде, чем добраться до монастыря, надо совершить пусть маленький, но подвиг.

Монастырь во Фролищах

День потихоньку плетется к вечеру, но солнце еще палит. На улицах Фролищ — ни души. Тихо на границе Нижегородской, Владимирской и Ивановской областей, стык которых и украшает этот поселок, расположенный в самом центре огромного массива из Гороховецких лесов, Ярополческого и Мугреевского бора.

Двадцать улиц, почти 1450 человек населения. Где они все? Наверное, время здесь течет как-то по-другому, не спеша, что ли. И с нас суету как будто сдувает легким ветерком, когда мы минуем ворота Свято-Успенской Флорищевой пустыни. Женщинам при входе обязательно выдадут длинные юбки и платки, мужчинам — брюки, если они в шортах. «Портки», как выразился один из местных, одному из нас, кстати, понадобились, впрочем, как и женские предметы гардероба.

Тойота РАВ 4 отъезжает от  монастыря во Фралищах

Представьте себе сочную, какой-то сказочной зелени, траву, белые стены, золотые купола и голубое небо. Можно посидеть под сенью деревьев, подумать о вечном, зайти в храм. И едут сюда люди, каждый за чем-то своим: место ведь уникальное. Не будем вдаваться во множество интереснейших подробностей, сами все узнаете, когда приедете. Ограничимся лишь несколькими фактами.

Древняя обитель была основана в начале XVII столетия, когда на Флорищевой горе поселились отшельники, а первым был старец схимонах Мефодий. Флорищева гора была необычным местом — многие из бывавших здесь людей нередко слышали дивный звон, исходящий как бы из-под самой земли. Поэтому и поставили здесь монастырь.

Монастырь во Фролищах

Первым настоятелем обители был преподобный Илларион, который по желанию царя Федора Алексеевича Романова был возведен в сан митрополита. Знаковая фигура своего времени, он был последним митрополитом из простых людей, достигших высокого положения исключительно своими духовными подвигами.

На территории монастыря во Флорищах

По указу царя, который очень уважал Иллариона, вместо деревянных церквей и келий здесь были построены каменные, да таких размеров, что, как говорят, даже у столичных жителей спадали шапки, когда они задирали головы, чтобы рассмотреть кресты на храмах.

Вот 49-метровая колокольня с вновь отлитыми колоколами и заново установленными часами-курантами (отбивающими четверти часа и каждый час). Когда-то она была четвертой по высоте в России. Вместе с огромным пятиглавым собором во имя Успения Пресвятой Богородицы ее возвели всего за один год и освятили в присутствии самого царя 30 сентября 1681 года.

Один из купалов монастыря во Флорищевой пустыне

На территории монастыря похоронен князь Борис Алексеевич Голицин. По каким причинам оказался во Флорищевой пустыни казанский воевода? Кто теперь скажет… Известно, что князь принял здесь иноческий постриг с именем Боголеп, передав в дар обители многие церковные ценности, на свои средства выстроил в монастыре двухэтажный корпус. Здесь инок Боголеп скончался и был погребен у алтаря Успенского собора.

Надо ли говорить, что в годы советской власти монастырь пребывал в полном запустении. Но начались реставрационные работы, и в 2006 году был воссоздан храм в честь Живоначальной Троицы. В 2008 году приступили к восстановлению Успенского соборного храма. Отреставрирован настоятельский корпус, ведутся ремонтные работы в Петропавловском храме, казначейском и певческом корпусах.

Светлые озера в Володарском районе

 Светлые озера в Володарском районе

…Надо где-то пообедать. Кафе или столовую не находим, но обнаруживаем пару магазинов. «Пятерочки» и Спары» сюда, конечно, не добрались, но нам вполне хватает той снеди, которую мы приобретаем в местной лавчонке. Тесно здесь, но зато продавщица приветливая. Перекусываем неподалеку на улице, открыв заднюю дверь «Тойоты». Появляются люди: местная молодежь в количестве четырех человек, парень какой-то прогромыхал на мотоцикле «Урал». Раритет! А вот — колонка, и из нее течет вода. Сто лет не видели таких. Однако, пора к «большой воде», то есть к Светлым озерам, они совсем рядом с Фролищами.

Креативный подход к вопросам чистоты

«Промахнуться» невозможно: съезды к воде видны очень хорошо. На обратном пути они будут по левую руку. Вот — один из них. Не раздумывая, сворачиваем с этой битой-перебитой дороги. К озеру ведет довольно крутой и узкий спуск. Песок сначала неглубокий, потом — уже не такой укатанный, но Toyota RAV4 гребет себе и не вязнет. У озера — почти плоская песчаная площадка. Ближе к воде — деревянный стол со скамейками. И мангал лежит на песочке. В принципе, довольно чисто — мусор сгребли в кучки, правда, попахивает от него уже не очень хорошо.

Тойота РАВ 4 на фоне Светлых озер

А озеро — прелесть, чудо, сказка! В Карелии с ее просторами круче встретишь, и это — совершенно точно. Но здесь — своя красота. Рябь от легкого ветерка на поверхности почти не заметна. Поверхность — гладкая, и в ней, как в зеркале отражается окруживший озеро лес и белые стволы березок на противоположном берегу. Рядом никого, наверное, потому что понедельник, думается, в уикенд здесь было тесно. Лишь на той стороне, правее нас — чья-то палатка. Тихо. Очень тихо. И — хорошо.

Тойота РАВ 4 в лесу во Флорищах

Воздух свеж. Вода теплая и чистая, говорят, метра на три в глубину все видно. И это здесь, у нас? А почему бы и нет. Да, что мы знаем о родных краях? Вот о каком-нибудь турецком курорте расскажем все в мельчайших подробностях. Или о Египте. Там, знаете ли, есть такие большие пирамиды, в них хоронили фараонов и прятали их же сокровища… Еще там много верблюдов и жарко… Знаем! А многим ли известно, что неподалеку от Фролищ располагается цепь из семи озер карстового происхождения, названных за свою прозрачность Светлыми? А про болото Варех что-нибудь слышали?

Тойота РАВ 4 на берегу светлых озер

Понятно, море интересней. Но Вареху, однако, более десяти тысяч лет, это — одно из старейших болот в Европе, и является оно важнейшим звеном экосистемы, в частности, имеет водоохранное значение для Клязьмы. Проще говоря, хранит эту историческую реку. Площадь болота вместе с одноименным озером — почти две тысячи гектар. Это — природный памятник, как и все Светлые озера.

Они все расположены рядом и почти на одной оси, протяженностью 2,5 километра. Имеют округлую форму, глубину у берегов около полутора метров, в центральной части — до одиннадцати. И проживает здесь множество разной живности занесенной в Красную книгу Нижегородской области.

Тойота РАВ 4 на берегу Светлых озер Вид сзади

Поэтому не шумим, не портим лес, не гоняем дичь, если встретим, ведем себя прилично, убираем за собой мусор. Тогда Светлые озера и вековые леса вокруг них отплатят той же монетой. Они и много лет спустя дадут накупаться вдоволь, вздохнуть полной грудью, проникнуться всей этой красотой, чтобы вернуться домой немножко другими — подзарядившимися энергией, спокойными, несуетливыми, чего в городе достичь почти невозможно.

Домой

«Тест-драйв» в обратном направлении уже не производит того неизгладимого впечатления, какое мы получили, впервые ступив на эту «тропу войны». Что нам бездорожье? Щелкаем ямы как орешки, смело гнем свою линию по обочинам. За нами трясется маршрутка. Да, не завидуем мы тем, кто в салоне. Навстречу прет военный «КамАЗ». Вот это — его стихия. Но и RAV4, как выяснилось, не лыком шит, и мы, что удивительно, совсем не устали.

Тому, кто весь путь проделал за рулем, было очень комфортно: сиденье имеет электрорегулировки и прекрасно отформовано. Тот товарищ, что на заднем диване, совсем обленился и перестал покушаться на «баранку», признавшись, что ему там и без руля хорошо, что на кочках почти не болтает, а простора столько, что можно и прилечь, и вздремнуть, и вообще, чувствовать себя как дома.

Маршрутный компьютер Тойоты РАВ 4

Toyota RAV4 демонстрирует весьма умеренный «аппетит», что подтверждают показания маршрутного компьютера — в среднем мы расходуем 8,7 литра на 100 километров пути. В оба конца нам вполне хватает 20 литров, а это — 740 рублей.

Итоги:

дорога до Светлых озер с заездом в Володарск и Фролищи и обратно — примерно 220 км;

время путешествия — 10 часов;

экскурсия по даче Бугрова — 350 рублей;

Обед — 300 рублей.

 

Итого на человека — 473 рубля.

Гриб на фоне Тойоты РАВ 4

Учитывая, что это была разведка, траты — совсем мизерные. Они возрастут, если ехать с ночевкой и непременным шашлыком, но не намного. В любом случае, впечатлений будет больше, а их качество — богаче. И душа отдохнет, и тело. И машину свою узнаете, поймете и оцените. Мы ставим Toyota RAV4 5 баллов с плюсом. А сколько вы поставите своей «ласточке», ну, и себе тоже?

ГК Тойота Центр Нижний Новгород
официальный дилер Toyota в Нижнем Новгороде

 

Московское шоссе, д. 94 А
(831) 275-43-34

ул. Ларина, д. 30
(831) 425-85-85

Текст и фото: Полина Зимина, Александр Шеронов

При любом использовании материалов сайта активная ссылка на www.drivenn.ru обязательна.

Фото Особняка Бугрова и Светлых озер:

Автор: Александр Шеронов

Информация предоставлена компанией:

Тойота Центр Нижний Новгород
Нижний Новгород, Московское ш., д. 94А
+7 (831) 425-99-99
Официальный сайт
#экскурсии#toyota#тойота центр нижний новгород#toyota rav4

Фото Нижний Новгород - Володарск, дом Бугрова и Святые озера, путешествие на RAV4

Комментарии