Mercedes-Benz F-Cell: сколько преимуществ у водорода?

26/05 2011 3983

В руководстве концерна Daimler AG абсолютно уверены, что в обозримом будущем автомобили на водородной тяге будут колесить по дорогам всего мира – именно этим объясняется идея кругосветного турне Mercedes-Benz F-Cell World Drive.

По программе развития автопарка на топливных элементах в немецком Наберне в ручную собрано всего 13 автомобилей и только 5 из них отправились в кругосветку. Преодолев уже более 20 тысяч километров по 3 континентам, уникальный автопробег 17 мая 2011 года достиг Нижнего Новгорода. Встречать «автомобили на воде» нас пригласил официальный Мерседес в Нижнем Новгороде компания Плаза. Дело в том, что для заправки двигателя с электрохимическим генератором (ЭХГ) необходима огромная оборудованная площадка, сравни сервису коммерческих автомобилей, которая есть в распоряжении дилера. Генератор ещё называют блоком топливных элементов (fuel cells stack), для их работы как раз и нужен водород.

Уже к вечеру, первый автомобиль Mercedes-Benz F-Cell прибыл на стоянку. Покрытый добротным слоем дорожной пыли, он всё же отличается от других машин в потоке яркой желто-зеленой окраской и обилием наклеек на кузове, обозначающих особое предназначение транспортного средства.

Прибытие первого водородного Мерседеса на парковку Плазы нельзя назвать громким событием, но только в прямом смысле этого слова. Автомобиль поражает своей бесшумностью - даже при акселерации снаружи можно услышать только глухой свист компрессора, нагнетающего воздух в блок топливных элементов. Вышедший экипаж Мерседеса молча открывает капот автомобиля, и двигатель сразу становится объектом пристального внимания журналистов.

С первого взгляда – мотор как мотор. Лишь немного разобравшись, находим в плотной упаковке подкапотного пространства систему воздушного питания ЭХГ (которая и издает звук при езде), развитую сеть водного охлаждения всех агрегатов, вакуумные усилители тормозов и руля, а также всевозможные электронные компоненты силовой установки. Водородная силовая установка находится ниже – её мы не видим, точно также, как и сам топливный бак, который надежно прикрыт защитными листами под днищем автомобиля.

Интерьер также не шокирует эксклюзивностью – обычный B-klasse. Из доработок – система навигации и особый GPS-передатчик с красной кнопкой Alarm.

На панели приборов вместо тахометра расположен особый эконометр. Стрелка ниже горизонтальной линии – идет зарядка аккумулятора, выше – разрядка.

Багажник B-класса почти пуст, внутри только самые необходимые вещи. Сделано это ради уменьшения веса автомобиля, меньше везешь – меньше расход топлива.

Вслед за B-классом на парковку прибывает вся королевская конница, вся королевская рать – пара фургонов, внедорожник, седельный тягач с прицепом и самарскими номерами и даже пожарный автомобиль МЧС, который сопровождает автопробег по территории города, мало ли…

«Фура нужна для перевозки драгоценного водорода, – поясняет нам Дмитрий Крицкий, специалист по маркетингу автоцентра Плаза. – Водород перекачивают в мобильную насосную станцию фирмы Linde, откуда он под высоким давлением поступает в бак автомобиля». Заснять захватывающую процедуру заправки нам так и не удалось – та самая заправочная станция Linde была ещё в пути между Чебоксарами и Нижним Новгородом.

«Мы едем достаточно независимо друг от друга, все машины прокладывают свой маршрут и устанавливают собственный график, нас объединяют лишь общие временные рамки прибытия в контрольные точки, - рассказывает одна из участниц пробега. Действительно, второй F-Cell прибыл на стоянку спустя почти полчаса после первого, третий так и вовсе не объявился.

На втором автомобиле к Плазе приехал Юрген Банкен (Jurgen Banken), руководитель пробега на этапе от Казахстана до Германии и один из разработчиков топливной системы. Юрген сразу же принимает решение прокатить местных журналистов по городу, чем вызывает у нас детский восторг – когда ещё удастся проехать на водородном гибриде по дорогам Нижнего Новгорода, пусть и в качестве пассажира.

Первое впечатление – езда как на лифте в торговом центре. Затяжные разгоны, плавное торможение в практически абсолютной тишине. Наш водитель – Томас Руш (Thomas Rusch), показывает на эконометр: «Это всё из-за него! Мы стараемся соблюдать экономный стиль вождения и ориентируемся на показатель этого прибора. В городе часто работает электромотор, по трассе едем на водороде и аккумулятор заряжается каждый раз, когда я нажимаю на левую педаль. Более того, здесь нет тормозного механизма в его привычном виде, лишь механизм рекуперации энергии».

Не смотря на практически бесшумную езду, щелчки из-под капота слышатся регулярно – при трогании замыкается контакт тяговой батареи, на скорости около 20 км/ч раздается ещё один щелчок, означающий, что напряжение подано в систему ЭХГ. От привычного Мерседеса B-класса наш автомобиль отличает ещё и достаточно жесткая подвеска – водородное оборудование добавило к весу машины почти 200 кг. «Zero emissions!», - постоянно повторяет Томас, в ответ на любые, замеченные нами недостатки водородного двигателя. Действительно, вредных выбросов в атмосферу Mercedes-Benz F-Cell не производит абсолютно, из выхлопной трубы автомобиля стекают только капли воды. Любой, интересующийся экологической ситуацией в мире вам скажет – этот аргумент с каждым годом становится всё более весомым.

Вернувшись в автоцентр нам удалось пообщаться с Юргеном за чашкой кофе. В частности, я просто не мог не задать вопрос, который мучил меня с самого начала: откуда на одном из Мерседесов внушительная вмятина во всю пассажирскую дверь?

«А-а, это Лада! – с улыбкой ответил Юрген. – Ещё в Казахстане нас «взял на таран» местный водитель, но повреждения никак не влияют на ходовые качества автомобиля, поэтому мы приняли решение не снимать его с пробега». Приятно, конечно, что и отечественный автопром «отметился» в мировом турне Mercedes-Benz F-Cell World Drive, но жаль, что только таким образом.

По поводу развития водородных транспортных средств в России г-н Банкен высказался достаточно сдержанно: «Всё зависит от количества специальных заправочных станций. Они сейчас есть только в США, в Германии появятся через пару лет, а вот когда в России – зависит от вашего правительства». В любом случае Юрген не упомянул ещё одну вескую причину: даже появись у нас в городе десяток водородных заправок, желающих купить автомобиль B-класса по цене Майбаха найдется не так-то много, разве что настоящие любители дорогих гаджетов. Сейчас в мире существует всего 13 автомобилей Mercedes-Benz F-Cell, три из них находится в пути, ещё два едут вместе с ними в трейлерах, в качестве запасных машин и чистых моделей для фото- и видеосъемки. Оставшиеся восемь постоянно трудятся в испытательских центрах концерна Daimler AG.

Для того, чтоб автомобилям на водородном топливе стать по-настоящему востребованными, им необходимо конкурировать с традиционными машинами в целом ряде качеств. Они должны быть достаточно мощными, экологичными, компактными, доступными и безопасными. Пока из этих пяти качеств F-Cell может похвастать только первыми двумя. Энергоемкие и быстрозаряжаемые аккумуляторы безумно дороги, а те, что доступны по стоимости – недостаточно безопасны. Радует то, что работа в этом направлении со временем только усиливается. Уже к концу года у Даймлера будет около двухсот водородных гибридов, которые попадут в частные руки и крупные компании для тестирования «жизнью».

Очень жаль, что беседа с немецкими гостями оказалась столь краткой, но экипажи действительно устали, а впереди ещё Финляндия, Швеция, Норвегия, Дания, германский Штуттгарт и долгий разбор полетов.

При любом использовании материалов с сайта активная ссылка на www.drivenn.ru обязательна.

#mercedes-benz

Фото Mercedes-Benz F-Cell: сколько преимуществ у водорода?

Комментарии