Матти Морри, человек, который знает о шинах все

28/04 2015 8697


Руководитель отдела технической поддержки клиентов Nokian Tyres Матти Морри, невысокий сухощавый человек, с виду удивительно спокойный, совершенно преображается, рассказывая о шинах. В действие вступают мимика, жесты, почти театральные паузы… Да, в артистизме ему не откажешь — каждая презентация новинок, это рутинное, казалось бы, дело, в его исполнении выглядит как театр одного актера. С таким вдохновением — о резиновых «бубликах»? Но в этом весь Матти, человек, который знает о шинах все и может говорить о них бесконечно.

Свой монолог он всегда начинает и заканчивает одним и тем же — безопасностью. Попробуйте убедить его в том, что зимняя фрикционная резина ничем не уступает шипованной. В ответ услышите, что на льду, покрытым водой, последней равных нет, а у нас, как раз, сплошные перепады температур, что тормозной путь на обледенелой поверхности со скорости 50 километров в час у нее на семнадцать метров короче, чем у «липучки». А если вдруг решите заговорить о восстановлении покрышек, имейте в виду: все ваши аргументы будут разделаны под орех. И так далее, и тому подобное.


В компании, среди дилеров и журналистов Матти больше известен как «Мистер шина». Не знаю, что нужно сделать для того, чтобы получить этот, вероятно, родившийся экспромтом, неофициальный титул, который, вообще-то, стал почти официальным. Но в одном не сомневаюсь: второго такого «мистера» в Nokian нет и быть не может. По крайней мере — в обозримом будущем.

- Матти, как получилось, что вас начали называть «Мистер шина»?

- Ну, видимо, это связано с тем, что я очень долго занимаюсь шинами и работаю на Nokian Tyres 27 лет.

- Приятно, когда вас так называют или уже привыкли?

- Конечно, это очень приятно. Когда я еще только начинал в Nokian Tyres, то работал с разными шинами — для сельскохозяйственной и лесной техники, шахтных и других работ. Одновременно занимался грузовыми покрышками — это было в Великобритании в Бирмингеме. Однако я быстро понял, что невозможно охватить сразу все направления, и поэтому сфокусировался исключительно на легковых шинах. И теперь моя зона ответственности — работа с рекламациями. То есть я получаю все запросы от всех наших торговых организаций с тех рынков, где представлена продукция Nokian Tyres. Поэтому меня все знают — и в России, и на Украине, и в других странах. Когда мы начинали работать в вашей стране, я очень много путешествовал, рассказывал о том, что вообще такое — резина для автомобилей, обучал сотрудников шинных центров, объяснял, чем отличаются покрышки Nokian Tyres от других. Потому что не всегда обнаруживалось понимания темы. Но сейчас многое изменилось.


- Как вы соблюдаете этот баланс: с одной стороны, когда поступают рекламации, вам надо честь компании отстоять, с другой — удовлетворить претензии клиентов?

- Когда поступают обоснованные рекламации, у меня всегда есть возможность прийти в любое подразделение компании, которое, скажем, занимается материалами или рисунком протектора. Благодаря этому очень легко обозначить проблему и внести изменения в какие-то технологические процессы, если требуется.

- В России вашу должность назвали бы «расстрельной», ведь получается, что вам, как человеку, к которому стекаются все жалобы на продукцию, за все отвечать…

- Допустим, есть какое-то негативное обращение, рекламация. Главное — разобраться, в чем причина того или иного дефекта. Если это, действительно, наша недоработка — мы производим какую-то компенсацию. Однако может выясниться, виной всему -неправильная эксплуатация, а такое часто бывает, или шины не соответствовали параметрам автомобиля. То есть производство здесь ни при чем. Тогда мы доносим эту информацию до клиента и даем советы, как обращаться с шинами правильно.


- Часто человек не задумывается, подходит ли выбранная им резина к конкретному автомобилю, условиям эксплуатации, и тогда наступает разочарование… Вы могли бы оценить, насколько хорошо разбираются в шинах сами потребители?

-Молодое поколение сейчас гораздо больше читает о шинах, понимание того, что это — сложный продукт, растет. В Интернете есть вся информация от производителей, результаты шинных тестов, описание конкретных моделей, которые человек изучает перед покупкой. И получается, что клиент, иной раз, подготовлен лучше, чем менеджер, который эту шину продает.

- Но это же непорядок, когда клиент знает больше продавца…

- Поэтому мы и занимаемся обучением дилеров, продавцов шинных центров, чтобы они знали о последних моделях, инновациях как можно больше.


- Историю компании Nokian Tyres, в известном смысле, можно проследить по «нумерации» шин Hakkapeliitta: «Хакка» первая, вторая, третья, четвертая, … седьмая, восьмая… Что дальше?

- Пока нельзя сказать, как мы будем продолжать этот ряд. То есть, сейчас мы не можем обнародовать какое-то конкретное название шины, которая последует за Hakka 8, но, естественно, мы будем сохранять Hakkapeliitta как название. Потому что имя это известно во многих странах — от Аляски до Китая.

- Силовой каркас шины, рисунок протектора, шипы постоянно совершенствуются. Производители дошли до того, что апельсиновое масло, измельченную скорлупу грецких орехов в резиновую смесь добавляют. Вы, для прочности, арамидную технологию применили. Впечатление такое, что шины в своем развитии подошли к своему пику, пределу…

- Предел только в деньгах. Например, один из путей развития — избавиться от стальных элементов в шине, то есть использовать другие материалы. Это — задачка на будущее. Пока ее реализация настолько дорога, что покрышки нашего производства не будут покупать. Если бы у нас была возможность сейчас, немедленно, убрать сталь из шин, мы бы снизили — сопротивление качению на 60 процентов! Это бы очень сильно экономило топливо, мы бы уменьшили выбросы углекислого газа в атмосферу. Очень технологичная бы шина получилась.


- Чего больше в современных шинах — технологии или маркетинга?

- Технологии. Абсолютно точно. Для нашего общего будущего важно использовать последние разработки, не останавливаться на достигнутом, создавая новые составы резиновой смеси, совершенствуя конструкцию шин.

- По-вашему, где та грань, когда даже самая лучшая шина, какой бы безопасной она ни была, уже не поможет, когда компания разведет руками и скажет клиенту, если тот выживет в ДТП, что в аварии он сам и виноват, шины ни при чем?

- Серьезное превышение скорости — самая основная проблема, из-за которой возникают дорожные инциденты. Шина в таких случаях, как бы мы ни старались, не спасет. Даже если вы едете спокойно, не совершаете резких и опасных маневров, это еще не гарантия того, что вас минуют дорожные неприятности. Позволю себе дать несколько советов. В летних шинах давление надо держать на 0,2 бар ниже, чем в зимних, поскольку летняя резина — более жесткая. Это улучшит сцепление с дорогой. Обязательно следите за разницей в глубине протектора передних и задних покрышек — она не должна превышать 2 миллиметра, иначе могут возникнуть проблемы с управляемостью.

Если на шине образовалась грыжа — немедленно меняйте колесо: вздутие говорит о повреждении корда, то есть шина в любой момент может пойти на выстрел, и имейте в виду, что ремонт боковины невозможен в принципе.

Если вы — малоопытный водитель, то зимой следует отдавать предпочтение шипованным шинам. У фрикционных покрышек есть одно замечательное преимущество — очень низкое сопротивление качению. Кто-то, возможно, захочет их купить, чтобы использовать и в летний период. Не надо этого делать, потому что они нестабильны при высоких температурах, сцепление такой резины на мокрой дороге не соответствует требованиям безопасности, и, кроме того, они быстрее изнашиваются.


Уповать на всесезонные шины тоже не стоит — эта резина разрабатывается для мягкого климата, а в России разница между зимой и летом очень ощутима. Поэтому для зимы и для лета должны быть отдельные покрышки.

Проверяйте давление в шинах не реже одного раза в три недели. Вроде, это очевидно. Однако все ли из нас об этом помнят? Боимся потерять несколько минут и совершенно не задумываемся над тем, что эти минуты могут спасти здоровье, а то и жизнь… Согласно статистике, неправильное давление в покрышках повышает риск попасть в аварию на 13, 3 процента.

Могу привести еще одну цифру: изношенные шины, в том числе шипованные, стали причиной почти 47 процентов ДТП с пострадавшими, которые случились в Финляндии в 2000 — 2011 годах. Странное дело: многие покупают для своих автомобилей дорогие устройства, а на новые покрышки деньги жалеют. Между тем, тесты Nokian Tyres показали: при остаточной глубине протектора 4 мм зимние шины надо менять, летние — при 1,6 мм (имейте в виду: такой износ приводит к аквапланированию уже со скорости 56 км/ч). Помните: мокрая дорога и изношенные шины — это опасная комбинация.

Фото Матти Морри, человек, который знает о шинах все

Комментарии