Машины Победы. На чем ездили в Великую Отечественную войну? Часть 1.

07/05 2018 312

1. Спасительная «полуторка»

2. Фронтовая неотложка

3. Автомобиль для командира

4. «Козлик» по военному бездорожью

Автомобили служили верой и правдой в годы Великой Отечественной войны. Главные помощники армии, они подвозили боеприпасы, забирали с фронта раненых, доставляли продукты и вывозили гражданское население с территорий, к которым подходил враг.

В войну автомобили были незаменимы. Туда, куда нельзя было добраться по железной дороге, ехали фронтовые машины.

В 1940-е автомобильная промышленность была представлена в основном продукцией двух предприятий — ГАЗа и ЗИСа (Завода им. Сталина).

Нижегородцы могут гордиться — наш Горьковский автомобильный завод внес большой вклад в годы войны благодаря выпуску военной продукции и машин, трудившихся на всех фронтах и в тылу. Несмотря на то, что завод бомбила немецкая авиация, и часть цехов была разрушена, завод продолжал работать и днем, и ночью.

Военный ГАЗ фото

 

Спасительная «полуторка»

ГАЗ-АА или «полуторка» стал самым известным автомобилем времен Великой Отечественной войны. В 1932 году автозавод запустил серийное производство этого грузовика. Выпускали по 60 грузовиков в сутки. Такое название в народе грузовик получил благодаря своей грузоподъемности в 1,5 тонн. Прототипом «полуторки» стал американский грузовик Ford AA. Но умелые отечественные инженеры дорабатывали его, поэтому впоследствии он стал настоящим советским автомобилем. На ГАЗ-АА устанавливали двигатель 3.2 литра, мощностью 42 лошадиных сил. Грузовик развивал скорость до 70 км\ч. Простой, крепкий, надежный!

ГАЗ-ММ — это модернизированная версия «полуторки» с более мощным 50-сильным мотором, усиленной подвеской и обновленными узлами. На момент начала ВОВ в Красной Армии насчитывалось 150 тысяч этих грузовиков. За годы войны выпустили почти 140 тысяч машин ГАЗ-АА и производных от этой модели, за всю историю существования грузовика эта цифра приближается к миллиону. Это самый массовый грузовой автомобиль в СССР того времени. Подробнее — в статье «Культовые советские грузовики».

ГАЗ-ММ фото

Именно «полуторка» перевозила продукты по Дороге жизни в блокадный Ленинград и спасала людей из окруженного города. Грузовик стал героем фильмов и песен. У «полуторки» есть свой гимн, прозвучавший в фильме «Репортаж с линии огня», — «Грузовичок-фронтовичок»:

С тобой в объезд и напрямик
Прошел дорог немало я,
Мой знаменитый грузовик,
Полуторка бывалая.
…………………………….
Ты шел сквозь мрак и сквозь туман
Лесами да полянами.
Ты весь покрыт, как ветеран,
Осколочными ранами.

ГАЗ времен войны фото

Фронтовая неотложка

На базе ГАЗ-ММ выпускали советский санитарный автобус ГАЗ-55. Очевидно, что раненных с поля боя нельзя вывозить грузовиками. Пострадавшие нуждались в особом транспорте. Так и появился специальный автобус с мягкими рессорами и хорошим ходом, по сравнению с грузовиками. В нем можно было перевозить людей, лежащих на носилках. Сидеть можно было на откидных скамейках. В салоне был обогреватель и система вентиляции.

Санитарный автобус стал незаменим на фронтовых дорогах. Он не скакал и не вилял на колдобинах и щадяще относился к своим пассажирам. Его ласково звали — «фронтовая неотложка».

ГАЗ-55 фото

Автомобиль для командира

Если «полуторка» была самым массовым грузовиком, то ГАЗ-М-1 («Эмка») стала самым распространенным военным легковым автомобилем 1930–1940х годов. Всего завод выпустил почти 63 тысячи машин. При создании за основу также взяли модель Ford, но, как и с «полуторкой», советские инженеры кардинально изменили машину. Автомобиль с цельнометаллическим кузовом оснащали двигателем объемом 3.2 литра, мощности 50 лошадиных сил. «Эмка» могла развивать скорость до 105 км\ч.

«Эмка» стала автомобилем для командиров. Машина была готова в любой момент отправиться в путь и по любым фронтовым дорогам. Она стала символом войны, таким же, как «полуторка», танк Т-34 или штурмовик ИЛ2. Самым знаменитым пассажиром «эмки» был маршал Жуков, который в войну пересел с американского «Паккарда» на отечественный М-1, который мог ехать по фронтовому бездорожью.

ГАЗ-М-1 фото

На базе «Эмки» в начале войны выпускали машины БА-20 (бронеавтомобиль с таким же двигателем, как у ГАЗ-М1, вооруженный одним пулеметом), БА-21 (модель с двумя пулеметами). Подходили они для разведки и охраны армии. Еще перед началом Второй Мировой войны эти бронемашины показали себя в боях на Халхин-Голе в Монголии.

БА-21 фото

«Козлик» по военному бездорожью

ГАЗ-64 — военный полноприводный автомобиль — считается первым отечественным внедорожником. Машину с открытым верхом и вырезами вместо дверей использовали как авто для командования, а также для коротких перевозок пехотинцев. Крыша была предусмотрена только в виде простого брезентового тента. Иногда выполнял роль тягача для артиллерии. Называли его ласково «козлик», видимо, за то, как резво он скакал на кочках фронтовых дорог. Первая партия машин с двигателем 3.2 литра, мощностью 50 лошадиных сил вышла в августе 1941 года. Разгонялся советский джип до 100 км\ч.
Это самостоятельная разработка специалистов ГАЗа, созданная на шасси ГАЗ-61, советского легкового авто повышенной проходимости. Автомобиль с двигателем 3.5 литра мощностью 76 лошадиных сил развивал скорость до 105 км/ч. Во время ВОВ это был штабной автомобиль высшего командования Советской Армии. А модификация ГАЗ-61-73 стала первым в мире седаном с полным приводом.

На базе «козлика» выпустили бронеавтомобиль БА-64. Он перевозил двух человек и пулемет и использовался для разведки. Он стал первой советской бронемашиной с полным приводом. Всего выпустили чуть больше 9 тысяч автомобилей этой модели.

На ее базе выпускали также бронеавтомобили — транспортер для пехотинцев, дрезину и снегоход.

военный бронетранспортер фото

Текст: Наталья Халезова

Фото: интернет- ресурсы

 

Посмотрите также наши видео

Что еще почитать

Секретный способ самому открыть авто без ключа за 30 секунд
Секретный способ самому открыть авто без ключа за 30 секунд Случается, что села батарейка или сломалась сигналка, машина заблокировалась с ключами внутри, или вообще потерялись ключи.
В каких случаях толщиномер дает осечку?
В каких случаях толщиномер дает осечку? Многие автомобилисты считают, без толщиномера не стоит выбирать подержанную машину.
LADA Vesta SW Cross: сравнение комплектаций и цен
LADA Vesta SW Cross: сравнение комплектаций и цен LADA Vesta SW Cross относительно недавно появилась в продаже сразу в 8 комплектациях, но вопреки общепринятой практике в ее арсенале нет привычной базы.

Комментарии