Ford Focus RS на брифинге в Бельгии

29/04 2016 2857

Алан Малалли, бывший руководитель компании Ford, оставил свой пост ещё в июле прошлого года. Однако стратегия One Ford («Единый Форд»), придуманная им, продолжает приносить плоды — разбросанные по всему миру инженеры американского концерна вместе разрабатывают автомобили для глобального рынка. Одним из самых интересных примеров подобной работы является хот-хэтч Ford Focus RS третьего поколения, созданный новым подразделением Ford Performance.

Сила Форда

Команда Ford Performance была образована путём слияния подразделений компании Ford Motor, которые занимались разработкой спортивных и гоночных машин, а также узлов и агрегатов для них. Речь идёт об известных в кругу знатоков брендах: Team RS, Ford Special Vehicle Team (SVT) и Ford Racing.

По большому счёту, объединённая команда Ford Performance выполняет ту же роль, что и её предшественники — является инновационной лабораторией и экспериментальной площадкой для создания уникальных моделей, способных дарить клиентам незабываемые ощущения. Однако в концерне рассчитывают на то, что связав воедино гонки и спортивные автомобили, инженеры Ford Performance смогут выполнять свою работу быстрее, благодаря чему интересных разработок у «Форда» станет больше. Кроме того, специалисты команды получили в своё распоряжение существенные ресурсы: местом их работы стали не только гоночные треки, но и центры разработок Ford Motor, расположенные в Европе и Северной Америке, включая и новый технический центр, который находится в Шарлотте, в Северной Каролине.

Правда, подразделение Ford Performance нагрузили и дополнительной работой. Оно должно заниматься вопросами снижения веса, а также совершенствованием аэродинамики, электроники, ходовой части и даже топливной эффективностью. Боссы Ford Motor надеются, что наработки спецкоманды найдут применение в широком портфолио продуктов компании.

Невероятно интересен и кадровый состав Ford Performance. В частности, директором этого подразделения был назначен Дэйв Перицак. Он известен тем, что до этого назначения был главным инженером проекта Ford Mustang шестой генерации, и как мы теперь знаем, со своей работой справился блестяще. Второй человек в команде Ford Performance — главный инженер Джамал Хамиди. Прежде Джамал возглавлял отделение Special Vehicle Team, где он заменил самого Йоста Капито, перешедшего из «Форда» в «Фольксваген». И хотя у меня сложилось впечатление, что больше внимания Хамиди уделял созданию невероятного Ford Shelby GT350 Mustang, в разработке Focus RS он также принимал самое непосредственное участие.

В частности, оба руководителя Ford Performance оказались отнюдь не кабинетными начальниками и отправились в испытательный пробег по Арктике, где они крутили баранки прототипов Focus RS, как заправские водители-испытатели. А производственные совещания менеджеры проводили в палатке, установленной прямо на льду замёрзшего озера.

Разумеется, в данном пробеге принимал участие и непосредственный руководитель проекта Ford Focus RS Тайрон Джонсон. Биография этого инженера просто удивительна — Джонсон трудится на «Форде» уже тридцать лет, из них последние два десятка — в Европе. Так что пойди разберись, европейский автомобиль новый Ford Focus RS или американский. Хотя, исходя из истории бренда RS, и судя по инженерным решениям, заложенным в этот автомобиль, конечно же — европейский. Однако отныне Ford Focus RS будет продаваться по всему миру, включая и рынок США.

Кстати, именно Тайрон Джонсон проводил технический брифинг для журналистов, о котором я упомянул в начале материала, на полигоне «Форда» недалеко от города Ломмел.

Как у Мустанга?

Впрочем, Америку и Европу, а также Mustang и Focus RS связывают не только люди, но и моторы. Дело в том, что на новом хот-хэтче Ford Focus RS используется 2.3-литровый 4-цилиндровый двигатель EcoBoost с той же базовой структурой, что и у соответствующего мотора «Мустанга». Как минимум, речь идёт об одинаковых блоке цилиндров и коленчатом вале. Возможно, совпадают и детали шатунно-поршневой группы.

А вот гильзы цилиндров, головка цилиндров, а также её прокладка у «эрэски» другие. Гильзы обладают повышенной прочностью, а головка цилиндров и прокладка — улучшенной термостойкостью. Кстати, головку цилиндров для RS разрабатывала известная британская инжиниринговая компания Cosworth.

Тем не менее, двигатель «эрэски» отличается от «мустанговского», главным образом, навесным оборудованием. В моторе RS используется малоинерционный турбонагнетатель Honeywell с двухканальным направляющим аппаратом, а также промежуточный охладитель воздуха увеличенных размеров. Кроме того, системы впуска и выпуска мотора RS обладают пониженным сопротивлением. В выпускной системе имеется клапан, который способствует оптимизации баланса противодавления выхлопных газов и выходной шумовой мощности. Он управляется электроникой.

В результате модернизации мощность 2.3-литрового «Экобуста» удалось поднять на 10 процентов — до 350 л.с., при 6800 об/мин. А максимальный крутящий момент двигателя автомобиля Focus RS составляет 440 Нм — в диапазоне от 2000 до 4500 об/мин. В режиме overboost момент возрастает до 470 Нм, но кратковременно — до 15 секунд. Как отмечают разработчики, модернизированный двигатель демонстрирует превосходную приёмистость на низких оборотах и мощную тягу в среднем диапазоне. Вдобавок он легко раскручивается до максимального предела, равного 6900 об/мин.

Как следствие, «эрэска» демонстрирует хорошую динамику — разгоняется от 0 до 100 км/ч за 4.7 секунды и развивает скорость до 266 км/ч.

Вышеприведённые динамические показатели относятся к мотору, агрегатированному с шестиступенчатой ручной коробкой передач. По словам Тайрона Джонсона, на выбор КПП оказали влияние факторы массы и стоимости. Пока такой вариант предлагается в качестве единственного. Тем не менее, коробка с двойным сцеплением может появиться позже, если возникнет достаточный спрос. В этом случае время разгона Focus RS до сотни уменьшится ещё на 0.3 секунды.

GKN Twinster-differential

Своими динамическими характеристиками новый хот-хэтч обязан не только мощному силовому агрегату, но и полноприводной трансмиссии, которая называется Ford Performance AWD. На самом деле, трансмиссия была разработана компанией GKN Driveline (британская группа GKN), точнее её техническим центром, расположенным в г. Оберн-Хилс, в Мичигане. Ладно, скажем так: речь идёт тесном сотрудничестве Ford Motor и GKN.

Трансмиссия Ford Performance AWD (или же GKN Twinster-differential) представляет собой систему, в которой вместо заднего дифференциала используется обычный угловой редуктор, по обе стороны которого расположены два пакета «мокрых» фрикционных муфт.

Подобная трансмиссия используется в топовых версиях Land Rover Evoque. Однако привод Focus RS компактнее, и в нём применяется оригинальное программное обеспечение, разработанное в г. Ломар, в Германии.

Основная особенность системы GKN Twinster состоит в том, что она способна до ста процентов крутящего момента направлять на заднюю ось. Кстати, в документах Ford Motor указано число «семьдесят», но это следствие сценарного ограничения производителя (ему больше не нужно). Мало того, весь этот крутящий момент может быть передан только на одно из задних колёс — по правилам, на наружное по отношению к повороту. Таким образом, нивелируется недостаточная поворачиваемость, т. е. улучшается управляемость машины и повышается её устойчивость. Эту технологию называют функцией динамического контроля тяги в поворотах или Dynamic Torque Vectoring.

Разумеется, трансмиссия Ford Performance AWD управляется электроникой, которая постоянно меняет распределение крутящего момента между всеми колёсами, чтобы лучше соответствовать текущей ситуации на дороге. Этот процесс происходит на основе данных, получаемых от множества датчиков. И здесь некоторые цифры у партнёров тоже разнятся: Ford утверждает, что информация обновляется с частотой 100 раз в секунду. А сотрудник фирмы GKN Driveline Рей Кужера говорит о частоте замеров, превышающей «фордовское» значение в пять раз. Впрочем, не сомневаюсь, что со временем данная информация будет уточнена.

И ещё один любопытный момент: для контроля температуры жидкости в муфтах GKN применяются не датчики, а программные алгоритмы. Программное обеспечение определяет системные риски приближения к пороговым значениям температуры.

Selectable Drive Modes

Так же как и на Mustang в Focus RS применяется система выборов режимов движения Selectable Drive Modes, которая контролирует работу мотора и его системы выпуска, полного привода и рулевого управления, амортизаторов и системы курсовой устойчивости. Выбор режима управления осуществляется посредством переключателя, расположенного рядом с рычагом переключения передач. Однако работу амортизаторов можно регулировать также отдельно — кнопкой на стебле рычага указателей поворота.

В системе Selectable Drive Modes предусмотрены четыре алгоритма — «нормальный» (Normal), «спортивный» (Sport), «трековый» (Track), а ещё так называемый «дрифт-режим». Последние настройки являются уникальными, так как используются, по словам создателей Focus RS, впервые в автомобильной промышленности. Дрифт-режим облегчает водителю вхождение в управляемый занос и последующий его контроль.

Впрочем, тот же Тайрон Джонсон, уже сетует на то, что журналисты только о дрифт-режиме и пишут, упуская из виду другие достоинства автомобиля, зачастую, по его мнению, более существенные. С другой стороны, даже Радж Наир, вице-президент, ответственный за разработку всех автомобилей концерна Ford, который не так давно прилетал в Бельгию, чтобы подписать Focus RS в серийное производство, назвал данный экзотический алгоритм «бомбой»!

Не забыли разработчики хот-хэтча и о системе помощи при старте Launch Control. Их не смутила механическая коробка передач, поскольку инженеры отработали все требуемые алгоритмы на Ford Shelby GT 2013 года, да и в новом Mustang эту технологию использовали.

Водитель выбирает строчку с Launch Control в меню на панели приборов, включает первую передачу, даёт «полный газ», а затем отпускает сцепление. Всё остальное делает электроника: поддерживает максимальный крутящий момент двигателя, распределяет тягу в системе полного привода, управляет антипробуксовочной системой, а также настраивает амортизаторы. И хотя водителю приходится менять передачи, электроника и в этом случае помогает — сообщает о приближении к оптимальной точке переключения (при 5900 об/мин) и информирует о превышении предела в 6800 об/мин.

Как заднеприводный

Тем не менее, уравнивание возможностей при старте с места опытных и начинающих водителей отнюдь не было главной задачей при создании Ford Focus RS. Его разработчики, в первую очередь, стремились придать своему полноприводному детищу, по большей части, заднеприводный характер. Помимо тяговых характеристик и устойчивости, характерных для полного привода, инженеры из команды Ford Performance старались добиться наилучшей в классе управляемости в сочетании с наивысшей скоростью прохождения поворотов, а также наибольшим ускорение на выходе из них. И судя по словам специалистов, им это удалось. При этом отличное сцепление с дорогой позволяет «эрэске» развивать боковое ускорение, превышающее 1 g. Стоит заметить: не в последнюю очередь благодаря шинам Michelin Pilot Sport Cup 2, которые предназначены для улучшения динамики на треке. При этом базовые для RS шины Pilot Super Sport тоже очень хороши!

Кстати, буквально на днях между американским автопроизводителем и французскими шинниками было подписано стратегическое соглашение, согласно которому Michelin будет разрабатывать уникальные конструкции и компаунды шин для каждой модели автомобиля из линейки Ford Performance. В этот список входит и Focus RS.

Естественно, на поведение машины на дороге и треке оказывают влияние параметры подвески. Она у RS — весьма жёсткая. По сравнению с Focus ST передние пружины жёстче на 33%, а задние — на 38%. Более жёсткими стали стабилизаторы поперечной устойчивости и сайлентблоки.

Амортизаторы же Focus RS, о которых я уже упоминал, имеют два режима. В режиме Normal их жёсткость совпадает с ST. В режиме Sport — на 40% выше. По большому счёту, спортивные регулировки амортизаторов предназначены только для трека, причём для очень гладкого трека. Как рассказал Тайрон Джонсон, Северную петлю Нюрбургринга Focus RS быстрее проходит со стандартными настройками амортизаторов.

Приятно, что у «эрэски» жёстче и кузов — в целом жёсткость на кручение повышена на 23%, а некоторые ответственные места, по словам разработчиков, и вовсе усилены в три раза.

Рулевое управление у Ford Focus RS отличается усиленными поворотными кулаками, оригинальными тягами и постоянным передаточным отношением 13:1 (для лучшей обратной связи).

Конечно Brembo!

Продолжая тему партнёрства, нельзя не вспомнить о тормозах. Автопроизводитель акцентирует внимание на тормозных механизмах передних колёс RS. В них используются вентилируемые тормозные диски диаметром 350 мм (у Focus RS второго поколения было только 336 мм). Суппорты — моноблочные, алюминиевые, четырёхпоршневые, конечно же, Brembo. Они окрашены в фирменный синий цвет RS, но могут быть оформлены логотипом знаменитого итальянского производителя. Испытатели Ford Performance говорят, что после получасовой атаки на треке такие тормоза практически не теряют своей эффективности.

Заслуга в этом принадлежит и их охлаждению. Отверстия внушительных размеров, предназначенные для подвода воздуха к тормозным механизмам передних колёс, находятся рядом с вертикально установленными противотуманными фарами. Их продолжают каналы, проложенные под кузовом, плюс отражатели воздушного потока, смонтированные на нижних рычагах подвески.

Форма и функция

Безусловно, функциональность — главное качество дизайна Ford Focus RS третьей генерации. Аэродинамический баланс, а также охлаждение двигателя и тормозов — те две основные задачи, которые решались в ходе его разработки. Даже Эрнесто Рупар, дизайнер экстерьера Ford Focus RS говорит ровно о том же, даже не касаясь вопросов эстетики, она — лишь производная от функциональных характеристик.

Первое, что бросается в глаза — внушительная трапециевидная решётка, за которой установлен радиатор огромных размеров — настолько крупные радиаторы никогда прежде не применялись на автомобилях Ford Focus RS.

Ниже помещается передний сплиттер, который в купе с задним спойлером, а также подкузовными элементами и создают тот самый аэродинамический баланс — у Ford Focus RS подъёмная сила, как спереди, так и сзади равна нулю. При этом коэффициент Cx у нового Focus RS равен 0.35, что на 6% ниже, чем у модели Focus RS второго поколения. А сила лобового сопротивления у нового автомобиля меньше на 9%.

Спойлер и диффузор и являются теми элементами, которые выделяются в задней части автомобиля. Правда, представители компании упоминают ещё и противотуманный задний фонарь, который, на самом деле, едва заметен.

Интересно, что Джонсон, не совсем удовлетворён обликом Focus RS и вспоминает с ностальгией Escort RS Cosworth. Не думаю, что ему так уж нравится «этажерка» последнего. Полагаю, инженер просто мечтает о положительных значениях прижимной силы.

И всё же, по моему мнению, Ford Focus RS выглядит так, будто демонстрирует свои намерения, во всяком случае — не скрывает их. И его облик, как мне кажется, в достаточной мере отражает тот потенциал, который за ним скрывается.

Функциональный подход доминирует и в интерьере. Здесь всё выполнено в чёрном цвете, не позволяя отвлекаться от дороги и показаний приборов, в числе которых помимо тахометра, следует упомянуть индикаторы датчиков давления в турбине плюс температуры и давления масла в двигателе.

Из «украшений» присутствуют только тончайшие акценты синего цвета: прострочка сидений Recaro, прострочка на руле и рычаге переключения передач, прострочка обивки салона и ковриков, а также логотипы RS.

Три в одном

Тем не менее, разработчики Ford Focus RS понимали, что для многих владельцев их автомобиль будет единственным, и поэтому сделали своё детище достаточно цивильным. Focus RS оснащается системой SYNC второго поколения, которая обеспечивает доступ к аудио, навигации, системе климат-контроля и мобильному телефону — как через голосовые команды, так и посредством цветного сенсорного экрана с высоким разрешением размером 8 дюймов. Помимо этого в комплектацию автомобиля может входить камера заднего вида, парковочный ассистент, а также премиальная аудиосистема Sony с десятью динамиками, включая сабвуфер. Также можно заказать систему автоматического торможения Active City Stop, которая функционирует при скоростях до 50 км/час.

В итоге у «Форда» получилось три автомобиля в одном: новый Focus RS может быть обычным семейным хэтчбеком, штурмовать Нюрбургринг или же превращаться в настоящий ралли-кар.

И всё это за смешные деньги: в Европе — от €39.000, в Великобритании — от?29.000, а в США — $35,730. Что же касается России, то у нас пока неизвестны не только цена, но и намерения. С другой стороны, если Ford-Sollers планирует продавать «Мустанги», которые собираются в США, то почему бы им не взяться за «эрэски», сделанные в городе Саарлуис, в Германии.

Да, едва не забыл: Focus RS ещё и весьма экономичен. В городе он потребляет 10.0 л на 100 км, на трассе — 6.3 на 100 км, а в смешанном цикле — 7.7 л на 100 км. В последнем случае выбросы CO2 составляют 175 г/км.

RS в квадрате


Разрабатывая Focus RS, специалисты Ford Performance настолько вошли в раж, что никак не могут остановиться. Едва закончив серийный RS (и ещё не начав его продавать), они принялись за его экстремальную версию.

Поскольку форсировать мотор больше некуда, инженеры решили сосредоточиться на снижении массы. Они планируют избавиться примерно от 100 кг. Не забывайте тот факт, что полноприводная трансмиссия увеличила массу хэтчбека на 60 кг.

В ход пойдут карбоновые кузовные панели и окна из поликарбоната, алюминиевые детали подвески и углеродно-керамические тормозные диски, а также уменьшение уровня шумоизоляции.

Помимо этого стандартную механическую КПП планируется заменить «роботом», а на передней оси появится электронно-управляемый дифференциал.

В итоге время разгона до «сотни», по расчётам инженеров, должно снизиться до 4.0 секунд.

Судя по всему, заранее эта модификация не планировалась. Она пока даже названия не имеет. И, тем не менее, интуиция подсказывает, что такая машина непременно появится. Мало того, «супер-эрэска», наверняка, пойдёт «на ура». А ещё я не удивлюсь, ежели на ней мы увидим двухэтажное заднее антикрыло — такое же, как у Escort RS Cosworth….

Источник: carexpert.ru

#ford

Комментарии