«Белый ад»

06/04 2015 4467

Этот уникальный объект находится в трехстах километрах за Полярным кругом, посреди нетронутой природы Лапландии. Экстрима в этой части страны Суоми хоть отбавляй, но горнолыжные трассы, «сафари» на снегоходах, оленьих или собачьих упряжках меркнут перед тем, что происходит на тестовом полигоне Nokian в Ивало.

Полгода в любую погоду


Поэтические «лед и пламень» здесь вовсе не выглядят гиперболой: леденящий холод полярной ночи, резкие перепады температур весной, полный штиль, сменяющийся сильным ветром — нормальная лапландская погода.


Чтобы создавать шины, которые обеспечивают максимальную безопасность на переменчивых зимних дорогах, как раз такая «засада» и нужна. Вот почему более половины своего исследовательского бюджета компания тратит на испытания шин в условиях, максимально приближенных к «боевым», а тест-пилоты утюжат отполированный ветрами лед и снежные треки с ноября по май — до тех пор, пока на озерах не растает лед.


…Температура воздуха в Хельсинки ушла в «плюс». Что-то около трех или пяти градусов. А за девятьсот с лишним километров отсюда картина несколько иная: когда наш борт приземлился в аэропорту Ивало, самом северном в Финляндии, на термометре было — 6, через полчаса в Саарисельке, где группа разместилась на постой, — 10, утром — 13, а днем уже немного припекало. Бывало столбик термометра опускался до — 18. Конец марта, но вечерами на улицах — настоящая зимняя сказка. Ну, все как в новогоднюю ночь…


Утренний морозец и легкая метель сменяются солнцем, хочется подставить физиономию под его теплые лучи и никуда не ехать, но впереди нас ждет «расслабуха» иного рода. Петляющая по тундре дорога приводит автобус с журналистами к арке с надписью «Nokian Tyres. White Hell». Это означает, что дальше начинается тот самый «Белый ад», о котором уже ходят легенды.


Добро пожаловать, господа! И не пугайтесь, он хоть и ад, но, все же, белый! На площади, превышающей 700 гектаров, оборудованы и поддерживаются в постоянной готовности два десятка треков различной конфигурации, часть испытаний проводится на скованных льдом трех озерах. Вокруг — тундра. Она простирается до самого горизонта. Пейзаж захватывает дух, но еще больше впечатляет то, что здесь вытворяют с шинами.


А проверка не слабая: каждая покрышка проходит комплекс испытаний, включая разгон — торможение на снеге и льду, слалом, крутой подъем, движение по дуге. И все это в темпе.


«Значение полигона в Ивало трудно переоценить. Созданный в 1986 году, он помогает разрабатывать шины, которые проявляют зимой максимум своих лучших качеств, потому что никакие стендовые испытания не заменят тестирование в реальных условиях», — говорит руководитель отдела технической поддержки клиентов Nokian Tyres Матти Морри, более известный в компании и среди журналистов как «Мистер шина».

Hakkapeliitta 8 SUV: как всегда на высоте


Он ведет нас в длинный ангар, предупреждая, чтобы мы передвигались внутри точно так же, как и он — шаркающей такой походкой, не отрывая подошв ото льда. По абсолютной гладкости этот лед может сравниться разве что с выбритой до блеска головой еще одной примечательной личности — Анти-Юсси Тахтинена, вице-президента Nokian Tyres по маркетингу и коммуникациям. Без него в Ивало не проходит ни одного мероприятия, связанного с визитами журналистов, которых, похоже, он помнит всех в лицо.


Так вот, если на этой отполированной поверхности загремишь, то мало не покажется. А каково испытателям вести в этой «трубе» автомобиль, проверяя его на разгон и торможение?!

-Вот покрышки без шипов, — говорит Матти Морри, показывая на колеса Porsche Cayenne, — смотрите, с каким трудом автомобиль стартует на льду…

Вроде бы, наивно все это звучит, сегодня каждый школьник знает, что на шипах зимой как-то сподручней. Можно было бы и без азбучных истин обойтись, но у хитрого финна все отрепетировано. Если хотите, это такая подводка к следующему сюжету.


…На том же самом кроссовере, который, совершив вялый разгон, вернулся на исходную позицию, шипы появляются, словно по мановению волшебной палочки. Ага, этот фокус я уже видел чуть больше года назад. Тогда Nokian впервые показала журналистом концептуальную шину с выдвигающимися шипами: только что резина была фрикционной, а нажал кнопку в кабине — и она уже вся, как еж в иголках. Водитель может (точнее — когда-нибудь сможет, потому что перед нами всего лишь экспериментальные образцы) «перенастраивать» покрышку под сухой асфальт (шипы — долой) и активируя их на льду. Одновременно на всех четырех колесах. При этом тело шипа остается неподвижным, в действие приводится его жесткий металлический сердечник.

«Порш» срывается с места легко, оставляя на льду фирменную «гравировку»…


— Видите, как работают шипы. В таких условиях они незаменимы. Если мы говорим о безопасности зимой, то речь идет, в первую очередь, о шипованных шинах. Нет сегодня фрикционной покрышки, которая вела бы себя лучше, чем шипованная, особенно на льду, покрытом водой. Согласно нашей статистике, количество ДТП зимой может быть снижено на 83 процента, если использовать именно такую резину. В то же время у нас, в Финляндии, применение только фрикционных шин способно увеличить число аварий со смертельным исходом на 9 процентов.


И ни слова о технологиях, задействованных при создании универсальной чудо-покрышки, которая, наряду с шипованной, дает возможность пользоваться лучшими качествами фрикционной резины, к коим относятся очень низкое сопротивление качению и малошумность. Мы все же пытаемся выведать секрет, задавая «наводящие» вопросы. Какая наивность!

-Без комментариев, — улыбается Матти, — без комментариев…

С этой улыбкой он сопровождает нас к машинам, еще немного и мы на своей шкуре испытаем, что такое «Белый ад». Делимся на две группы. Одна спустится на 420-сильных Audi RS4 на лед одного из озер. Я же попадаю в конвой. На Audi Q5 мы протестируем покрышки Nokian Hakkapeliitta 8 SUV на укатанном снегу тундры и дорогах общего пользования. Потом поменяемся с теми коллегами, то на «Эр Эс». На всякий «пожарный» нас, в который уже раз, призывают держаться чуть подальше от обочин, потому что их здесь нет. Снежные брустверы по краям трассы — ловушка: если окажешься в этом сугробе, то провалишься непременно, а потому колонну замыкает «техничка».


И было еще одно напутствие накануне вечером. Дословно: «В Финляндии сбить оленя — хуже, чем сбить человека». В общем, увидел — не пытайся опередить, лучше пропусти сохатого, а заодно полюбуйся, ведь это такая красота. Иначе… А вот о том, какая кара грозит автомобилисту в стране Суоми за смерть «священного животного», сообщить забыли. Но олени нам ни разу не попались, а так хотелось посмотреть. Кто-то где-то видел лису — вот и весь наш визуальный «улов».


Нажимаю на ключ зажигания — гибридный «Кю пять» оживает. Поехали. На дорогах общего пользования держим скорость не менее восьмидесяти. Иногда разгоняемся чуть шибче. Дистанция — метров пятьдесят. Но и ее мало: когда снежная пыль, выбивающаяся из — под колес впереди идущей машины, напрочь перекрывает «картинку» за лобовым стеклом, становится немного не по себе. Ну, что сказать… Все довольно однообразно — и пейзаж, и дорога. К резине не придерешься: Nokian Hakkapeliitta 8 SUV отменно цепляется за утрамбованный снег, эффективно тормозит, и разогнаться позволяет довольно резво.

Количество шипов имеет значение


Ты просто понимаешь, что если не пускаться во все тяжкие, то обязательно доедешь до конечной точки маршрута, каким бы скользким ни был путь. Потому что на сцепление новой шины со снегом, льдом, покрытым ледяной коркой асфальтом работают сразу несколько технологий, в частности, новая концепция ошиповки Nokian EcoStud8, которая в этих сложных условиях ведет себя отменно.


Многогранный и широкий якорный шип опирается фланцем на более эластичную резиновую смесь, которая работает как пружина, смягчая воздействие на дорогу. Это позволило использовать на 50 процентов шипов больше, чем в предшествующих моделях Nokian Hakkapeliitta. Причем, шипы равномерно распределены по всей площади протектора, и ни один из них не перекрывает своего «соседа».


Количество шипов, на самом деле, очень важный момент. С 1 января 2015 года в России вступил в силу Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств». Этот документ вводит обязательность применения зимних шин в период с декабря по февраль, и запрещает эксплуатацию автомобилей на шипованной резине в июне, июле и августе, хотя, по мнению менеджера по корпоративным вопросам компании Nokian Tyres Россия Елены Тимохиной, правильнее было бы запретить использование летом любых зимних шин, и в этом она абсолютно права.


Техрегламент определяет остаточную глубину протектора зимних (4 мм) и летних шин (1,6 мм), а также вводит требования к маркировке зимних покрышек (три горных пика, M+S, M and S, M S). «Три горы» — это высший пилотаж, просто так, без европейских испытаний, этот значок никто не поставит. Кроме того, впервые регулируются масса шипов (для шин, изготовленных после 1 января 2016 года): не более 1,6 г — для легковых покрышек, 2,8 г — для легких грузовых шин и 3,5 г — для грузовой резины, а также количество шипов — не более 60 штук на погонный метр протектора. Можно и больше, но только в том случае, если независимая аккредитованная испытательная лаборатория подтвердит, что такие шины не вызывают более значительный износ дорожного покрытия, и при этом не ухудшаются сцепные свойства резины.


К утверждению типа шипованных шин члены Таможенного союза (ЕврАзЭс) имеют такой же подход, как и Скандинавские страны, однако техрегламент пока еще не предложил процедуру тестирования и утверждения типа. Ну, это чисто по-нашему, впрочем, можно не сомневаться, что у компании Nokian Tyres, проблем не возникнет: два завода — один в Финляндии, другой — в России (мощность — 15 млн. покрышек в год) выпускает продукцию в точном соответствии с финским законодательством, а с ним, как уже отмечено, гармонизирован и техрегламент ТС.


Но вернемся к Nokian Hakkapeliitta 8 SUV. Сцепление при торможении на покрытой снегом поверхности инженеры компании повысили благодаря тормозным усилителям в задней части шашек протектора. Зубчатый рисунок усилителей особенно хорошо работает именно в таких условиях. За эластичность покрышки, ее способность держать дорогу, как при нулевой температуре, так и при сильном минусе, отвечает резиновая смесь HakkapeliittaCryo-silane второго поколения на основе криосилана и зимней силики. Отсюда — адекватное поведение на мокрой поверхности и едва ли не самое низкое сопротивление качению среди конкурентов.

Стабильность и точность вождения достигнуты за счет специального усиления между шашками протектора в плечевой зоне. Зона жесткости добавляет комфорта в управлении, а быстрая реакция на действия рулем — результат применения диагональных поддерживающих 3D-ламелей в центральной части протектора.


На этих же шинах впервые применена технология Nokian AramidSidewall: арамидные волокна, использующиеся в космической отрасли и оборонной промышленности, делают боковину покрышки более упругой, устойчивой к разрывам при внешних ударах. Наконец, Hakkapeliitta 8 SUV, как и предшествовавшая ей модель, имеет направленный рисунок протектора, его четкий дизайн в виде стрелок эффективно предотвращает аквапланирование и способствует самоочищению в глубоком снегу.

«Фигурное катание»


В машине тепло, играет музыка, дворники легко смахивают с лобового стекла снежную пыль, а за окном мелькают лапландские дали. Так и задремать недолго… Но кто же даст! Колонна съезжает на скованную льдом поверхность озера, на котором расчищена трасса для «фигурного катания».


Два круга, три заноса — и заряд бодрости получен. Надо отметить, что Audi Q5 продемонстрировала в этом ледовом сражении все свои лучшие зимние качества. При поддержке Hakkapeliitta 8 SUV, конечно. Те срывы задней оси в крутых виражах, что имели место быть, ни разу к вылету в сугроб не привели — все системы работали отлично.


Пересаживаемся на Audi RS4 уже на другом озере. Здесь трасса подлиннее и покруче, с такими виражами-кренделями, что неплохо бы сначала пройти по ней пешком, чтобы каждый поворот запомнить и траекторию движения в уме прочертить. Но времени на это не отпущено. Сели — поехали.


Стартовой прямой достаточно, чтобы почувствовать характер 420-сильного мотора. Затем — сплошные виражи, где машину лучше не распускать, иначе придется бороться с центробежной силой. Если, при входе в поворот, держаться максимально близко к внутренней кромке, а потом резать угол, приближаясь к очередному виражу, то удержаться не сложно. Несколько попыток заноса пресекаются игрой «газом» и замечательной работой шин. Дальше — «змейка», резкое торможение и — очередной круг, который проходишь и смелее, и быстрее.


…Как ласкает слух звук врезаемого шипами льда! Этот звук нынче какой-то особый, наверное, потому, что отполированный панцирь слегка присыпан снегом и оттого хрустит как подсушенный хлеб. Белый лед, белая тундра, «Белый ад»… Всех, кто прошел его круги, ждут традиционная сауна, ужин, два горячих поющих финских парня, северное сияние, и фирменный тост: «Хаккапелла»!

Фото: DRIVENN.RU

При любом использовании материалов сайта активная ссылка на www.drivenn.ru обязательна.

Фото «Белый ад»

Комментарии