Спасибо Берте Бенц, которая, сама того не подозревая, изрядно поспособствовала популяризации автомобилизма и строительству самостоятельных заправок. Процесс пошел, особенно за океаном, где АЗС стали расти как грибы после дождя. Об этом очень подробно рассказали Илья Ильф и Евгений Петров в своей замечательной книге «Одноэтажная Америка». А по роману «Золотой теленок» можно косвенно судить о положении с заправками в СССР. Если же говорить о сервисе на заправках, то он пришел к нам относительно недавно. В общем, сегодня российские АЗС почти ни в чем не уступают западным. Итак, продолжим наш экскурс.
Эх, прокачу!
«Бензин ваш — идеи наши»
И.Ильф, Е.Петров «Золотой теленок»
О сети заправок в СССР авторы одного из главных своих произведений, бессмертного романа «Золотой теленок», писать не собирались, но поскольку в нем фигурирует автомобиль, предположительно
Читаем: «Ровно через шестьдесят километров вас прямо на дороге будет поджидать большая железная бочка с авиационным бензином. Вам нравится авиационный бензин? — Нравится, — застенчиво ответил Козлевич. Жизнь вдруг показалась ему легкой и веселой. Ему захотелось ехать в Черноморск немедленно».
Бензин, да еще такого качества, на дороге не валялся. Появился он лишь для того, чтобы наполнить баки машин участников пробега. Да и то, в бочке… В общем, не будь этого замечательного мероприятия, никто бы ни через 60, ни через 160 километров заправиться не смог.
Читаем далее: «Пока толпа, недвижимо расположившаяся вокруг кафедры, внимала словам командора, Козлевич развил обширную деятельность. Он наполнил бак бензином, который, как и говорил Остап, оказался высшей очистки, беззастенчиво захватил в запас три больших бидона горючего, переменил камеры и протекторы на всех четырех колесах, захватил помпу и даже домкрат. Этим он совершенно опустошил как базисный, так и операционный склады удоевского отделения Автодора».
Все, что приватизировал воспользовавшийся случаем Козлевич, в те времена было страшным дефицитом. А под бензин даже канистр не нашлось, пришлось наливать в бидоны. Конечно, «Золотой теленок» был придуман от начала до конца (правда, у Остапа Бендера был вполне реальный прототип), но не будем забывать, что Ильф и Петров были еще первоклассными журналистами и отлично знали все реалии тогдашней жизни.
Как видим, никаких, хотя бы относительно цивилизованных заправок на маршруте автопробега не было, участников снабжали бензином прямо из бочек. И в последующие годы, когда парк автомобилей по все стране прирастал новыми моделями, особенно, после ввода в строй Горьковского автозавода, АЗС катастрофически не хватало. В разных источниках приводится примерно одинаковая статистика, но она довольно древняя: в 1914 году в России насчитывалось около 450 «Бензиновых станций». Может быть, по тем временам этого было достаточно, но только не в двадцатые и не в тридцатые. Кроме того, в годы Гражданской войны вряд ли выжил хотя бы десяток АЗС, а, скорее всего, не осталось ни одной.
Возможно, лишь к середине двадцатых, а то и к тридцатым годам количество заправок в СССР достигло дореволюционного уровня. В различных публикациях говорится о том, что в этот период в стране продолжилось развитие сети АЗС, однако даже приблизительных цифр найти не удалось. С другой стороны, так ли уж важна эта статистика, если автомобили в личном пользовании были у немногих — военных, ученых, летчиков, народных артистов и прочих представителей советской элиты. Большую же часть автопарка огромной страны составлял служебный транспорт, для которого бензин находился всегда.
После окончания Великой Отечественной войны в страну хлынули трофейные автомобили: BMW, DKW (одна из четырех марок, входивших в концерн Auto Union, преобразованный затем в Audi),
Казалось бы, сеть АЗС должна покрыть всю страну, и количество заправок, уже начиная с
Поэтому, практически в каждом автомобиле имелась канистра с бензином — незаменимая вещь при поездке на дальние, средние и даже короткие расстояния: у нас же подробных карт с указанием заправок, как в Америке, не существовало в принципе.
Статистика свидетельствует, что в 1965 — 1967 годах в Москве имелось около 250 заправок, в Ленинграде — чуть больше сотни. В провинциальных городах — в разы меньше, а на перегонах между ними?
По сравнению с тем, что было прежде, рост заметный, но для огромной страны — капля в море. В принципе, заправок не
Между тем, в США уже в 2002 году насчитывалось более 120 000 станций, на которых никогда не было никаких очередей. А у нас были — и в
В
Что касается
Модель «318» (на фото слева) оборудовалась ручным приводом и выпускалась с 1947 по 1952 год. На смену ей пришла
Сегодня в России на АЗС используются топливораздаточные колонки Gilbarco, Dresser Adast и другие. Из отечественных отметим ТРК «Нара», которая оснащена электронным счетчиком, электроприводом и пультом дистанционного управления.
Большое количество заправок появилось в «лихие девяностые» — легальных, полулегальных и совершенно незаконных, которые открывались без
Зато цены на автомобильное топливо в те годы были чисто символическими: в начале
Горючее реализовывалось по талонам — как для частного, так и для государственного транспорта. Талоны продавались всем без ограничений, их можно было купить или получить на сдачу почти в любом магазине — за наличные топливо не продавали, лишь в канун Олимпийских игр 1980 года в Москве появились первые АЗС, где бензин и солярку можно было купить на рубли.
«Оазисы» на магистралях
«Курорт, честное слово. Солнце, воздух и бензин»
Из
К
…Вполне ухоженная территория, киоски, буфет, где можно было принять, в том числе и горячительные напитки, клумбы, цветочки. То есть, прислонившись к березе, дуба от голода не дашь, что уже хорошо. Но самая прелесть — это колонки. Со стрелками и циферблатами. Тогда они воспринимались едва ли не вершиной прогресса, а нынче это — настоящий антиквариат, которого уже нигде не встретишь.
Современная заправка, действительно, напоминает оазис, в котором жизнь иногда просто бьет ключом, и Россия — не исключение.
Правда, с душем на АЗС пока еще проблемы. Хотя, может быть,
Уверенность, видимо, основывалась на душевном отношении: персонал очень приветливый, номера без изысков, но удобные, еда в кафе вкусная, а порции большие. И все под рукой — сервис, шиномонтаж, ну, и как уже говорилось сама заправка. Мы выспались, плотно и недорого поели, заправились и тронулись дальше — в сторону Питера и финской границы. И до сих пор тот одноэтажный мотель, название которого автор уже забыл, вспоминается с
Чем ближе к границе, тем более
До пограничного перехода Торфяновка ехали уже ночью, в полной темноте, освещая себе путь только фарами — ни фонаря, ни лампочки вдоль дороги, только лес с двух сторон и сплошная темень. Это был
И почти на всех АЗС в Европе мы
Заправки в Европе, да и в России, напоминают аптеки, с которых все и началось. Только вместо лекарств в них — жевательная резинка, шоколад, газировка, печенье, орешки иногда — более серьезная еда. И — общение. Даже если у тебя нет машины, можно смело заглянуть сюда ночью. Если кончились сигареты. Или просто стало тоскливо и одиноко. Выпьешь чашечку кофе, съешь сэндвич — и полегчает. А встретишь друга — отпустит совсем.
Использованы материалы и фотографии autozapravka.com, apxiv.ucoz.ru, yandex.ru, neftepro.ru и других
При любом использовании материалов сайта активная ссылка на www.drivenn.ru обязательна.
Комментарии