В аптеку за…бензином или Как женский каприз привел к развитию сети АЗС. Часть вторая

26/07 2016 4837

Спасибо Берте Бенц, которая, сама того не подозревая, изрядно поспособствовала популяризации автомобилизма и строительству самостоятельных заправок. Процесс пошел, особенно за океаном, где АЗС стали расти как грибы после дождя. Об этом очень подробно рассказали Илья Ильф и Евгений Петров в своей замечательной книге «Одноэтажная Америка». А по роману «Золотой теленок» можно косвенно судить о положении с заправками в СССР. Если же говорить о сервисе на заправках, то он пришел к нам относительно недавно. В общем, сегодня российские АЗС почти ни в чем не уступают западным. Итак, продолжим наш экскурс.

Эх, прокачу!

«Бензин ваш — идеи наши»

И.Ильф, Е.Петров «Золотой теленок»

О сети заправок в СССР авторы одного из главных своих произведений, бессмертного романа «Золотой теленок», писать не собирались, но поскольку в нем фигурирует автомобиль, предположительно «Лорен-Дитрих», беззастенчиво переименованный Остапом Бендером в «Антилопу-Гну», — без бензина не обошлось. Учитывая, что книга довольно точно отражала советскую действительность 20-х годов, доверять ей стоит. Так вот, судя по описанию автопробега, к которому, с подачи великого комбинатора, жульническим образом пристроился экипаж «Антилопы» и даже его возглавил, в советском государстве дела с АЗС обстояли, мягко говоря, не очень.

Читаем: «Ровно через шестьдесят километров вас прямо на дороге будет поджидать большая железная бочка с авиационным бензином. Вам нравится авиационный бензин? — Нравится, — застенчиво ответил Козлевич. Жизнь вдруг показалась ему легкой и веселой. Ему захотелось ехать в Черноморск немедленно».

Бензин, да еще такого качества, на дороге не валялся. Появился он лишь для того, чтобы наполнить баки машин участников пробега. Да и то, в бочке… В общем, не будь этого замечательного мероприятия, никто бы ни через 60, ни через 160 километров заправиться не смог.

Читаем далее: «Пока толпа, недвижимо расположившаяся вокруг кафедры, внимала словам командора, Козлевич развил обширную деятельность. Он наполнил бак бензином, который, как и говорил Остап, оказался высшей очистки, беззастенчиво захватил в запас три больших бидона горючего, переменил камеры и протекторы на всех четырех колесах, захватил помпу и даже домкрат. Этим он совершенно опустошил как базисный, так и операционный склады удоевского отделения Автодора».

Все, что приватизировал воспользовавшийся случаем Козлевич, в те времена было страшным дефицитом. А под бензин даже канистр не нашлось, пришлось наливать в бидоны. Конечно, «Золотой теленок» был придуман от начала до конца (правда, у Остапа Бендера был вполне реальный прототип), но не будем забывать, что Ильф и Петров были еще первоклассными журналистами и отлично знали все реалии тогдашней жизни.

Как видим, никаких, хотя бы относительно цивилизованных заправок на маршруте автопробега не было, участников снабжали бензином прямо из бочек. И в последующие годы, когда парк автомобилей по все стране прирастал новыми моделями, особенно, после ввода в строй Горьковского автозавода, АЗС катастрофически не хватало. В разных источниках приводится примерно одинаковая статистика, но она довольно древняя: в 1914 году в России насчитывалось около 450 «Бензиновых станций». Может быть, по тем временам этого было достаточно, но только не в двадцатые и не в тридцатые. Кроме того, в годы Гражданской войны вряд ли выжил хотя бы десяток АЗС, а, скорее всего, не осталось ни одной.

Возможно, лишь к середине двадцатых, а то и к тридцатым годам количество заправок в СССР достигло дореволюционного уровня. В различных публикациях говорится о том, что в этот период в стране продолжилось развитие сети АЗС, однако даже приблизительных цифр найти не удалось. С другой стороны, так ли уж важна эта статистика, если автомобили в личном пользовании были у немногих — военных, ученых, летчиков, народных артистов и прочих представителей советской элиты. Большую же часть автопарка огромной страны составлял служебный транспорт, для которого бензин находился всегда.

После окончания Великой Отечественной войны в страну хлынули трофейные автомобили: BMW, DKW (одна из четырех марок, входивших в концерн Auto Union, преобразованный затем в Audi), Mercedes-Benz, Opel и другие. Кроме того, Горьковский автозавод дал стране автомобиль ГАЗ М20 «Победа», отметивший, кстати, в конце июня 70-летие с начала серийного выпуска, на смену которому пришла «двадцать первая» «Волга». В 1947-м году столичный Завод малолитражных автомобилей начал серийный выпуск модели «Москвич-400», а в 1954-м — его модернизированной версии под индексом «401», в 1960-м появился первый «Запорожец — ЗАЗ-965, прозванный в народе «Горбатым». Наконец, в августе 1966 года между «Внешторгом» и компанией Fiat был подписан договор о сотрудничестве в разработке легковых автомобилей, положивший начало «АвтоВАЗу», а уже через четыре года появились первые «Жигули» — модель ВАЗ-2101.

Казалось бы, сеть АЗС должна покрыть всю страну, и количество заправок, уже начиная с 50-х годов, стало расти, но далеко не теми темпами, которые требовались.

Поэтому, практически в каждом автомобиле имелась канистра с бензином — незаменимая вещь при поездке на дальние, средние и даже короткие расстояния: у нас же подробных карт с указанием заправок, как в Америке, не существовало в принципе.

Статистика свидетельствует, что в 1965 — 1967 годах в Москве имелось около 250 заправок, в Ленинграде — чуть больше сотни. В провинциальных городах — в разы меньше, а на перегонах между ними? Где-то были, а так… Смотря какие города и расстояния между ними. В общем, к концу 70-х сеть АЗС в СССР достигла 7000 заправок.

По сравнению с тем, что было прежде, рост заметный, но для огромной страны — капля в море. В принципе, заправок не очень-то хватает и сейчас — ну что такое 45 — 50 тысяч АЗС на такую страну?

Между тем, в США уже в 2002 году насчитывалось более 120 000 станций, на которых никогда не было никаких очередей. А у нас были — и в 50-е, и в 60-е, и в 80-е, и даже в 2000-е… Возникали они по разным причинам: технический перерыв, не завезли бензин, отсутствие нужной марки, искусственно созданный дефицит (это уже в начале 2000, когда в стране все больше становилось цивилизованных (как на «Западе») АЗС.

В 80-е очереди выстраивались практически всегда и везде, так как в то время заправки разделили на государственные, где обслуживали только казенный транспорт, и частные, то есть для личных автомобилей, которых становилось все больше. И эта практика просуществовала до начала 1990-х годов.

Что касается топливно-раздаточных колонок для АЗС, то они были, в основном, отечественные и лишь некоторое количество поступало из Чехословакии. Те, кто начал ездить в советское время, помнят, наверное, как стрелки индикаторов на циферблатах отсчитывали порции по 5 литров (минимальный объем заправки). Затем в эксплуатацию поступили ТРК, где цифры вращались на роликах, а минимальный объем отпускаемого топлива составлял один литр.

Модель «318» (на фото слева) оборудовалась ручным приводом и выпускалась с 1947 по 1952 год. На смену ей пришла «324-я», которая имела отсчетное устройство стрелочного типа и задающее устройство. С производства была снята в 1957 году.

Сегодня в России на АЗС используются топливораздаточные колонки Gilbarco, Dresser Adast и другие. Из отечественных отметим ТРК «Нара», которая оснащена электронным счетчиком, электроприводом и пультом дистанционного управления.

Большое количество заправок появилось в «лихие девяностые» — легальных, полулегальных и совершенно незаконных, которые открывались без проектно-сметной документации, экспертизы и так далее. В основном, это были АЗС контейнерного типа с минимальным набором примитивного оборудования и совершенно непонятным качеством бензина.

Зато цены на автомобильное топливо в те годы были чисто символическими: в начале 70-х, например, 10 литров 93-го бензина стоили 95 копеек, Аи-76 был на 20 копеек дешевле…

Горючее реализовывалось по талонам — как для частного, так и для государственного транспорта. Талоны продавались всем без ограничений, их можно было купить или получить на сдачу почти в любом магазине — за наличные топливо не продавали, лишь в канун Олимпийских игр 1980 года в Москве появились первые АЗС, где бензин и солярку можно было купить на рубли.

«Оазисы» на магистралях

«Курорт, честное слово. Солнце, воздух и бензин»

Из к/ф «Королева бензоколонки»

К 1960-м годам пресловутый сервис добрался-таки и до советских АЗС. Не до всех, конечно. Повышенного внимания удостоились заправки, расположенные на оживленных магистралях. О бурной жизни одного из таких «оазисов» рассказывает снятая в 1962 году комедия «Королева бензоколонки». На исторический документ она, разумеется, не тянет, но кое-какое представление дает.

…Вполне ухоженная территория, киоски, буфет, где можно было принять, в том числе и горячительные напитки, клумбы, цветочки. То есть, прислонившись к березе, дуба от голода не дашь, что уже хорошо. Но самая прелесть — это колонки. Со стрелками и циферблатами. Тогда они воспринимались едва ли не вершиной прогресса, а нынче это — настоящий антиквариат, которого уже нигде не встретишь.

Современная заправка, действительно, напоминает оазис, в котором жизнь иногда просто бьет ключом, и Россия — не исключение. Подтянулись-таки, ничем не уступаем.

Правда, с душем на АЗС пока еще проблемы. Хотя, может быть, где-то и у нас уже можно освежиться в пути. А ведь и вправду можно! Осенью 2004 года, следуя на ВАЗ-21102 из Нижнего Новгорода в Париж, мы с коллегой остановились переночевать в мотеле на подступах к Вышнему Волочку, что в Тверской области. Мотель вплотную примыкал к АЗС, а душ предусмотрительно оборудовали в коридоре, связывающем стойку администратора, кафе и номера для постояльцев. Если попроситься без ночлега- точно пустят. Мы были в этом уверены.

Уверенность, видимо, основывалась на душевном отношении: персонал очень приветливый, номера без изысков, но удобные, еда в кафе вкусная, а порции большие. И все под рукой — сервис, шиномонтаж, ну, и как уже говорилось сама заправка. Мы выспались, плотно и недорого поели, заправились и тронулись дальше — в сторону Питера и финской границы. И до сих пор тот одноэтажный мотель, название которого автор уже забыл, вспоминается с какой-то особенной теплотой.

Чем ближе к границе, тем более по-европейски выглядели АЗС. Где-то уже далеко за Выборгом мы остановились, чтобы немного отдохнуть, заменить старые «дворники», которые не справлялись с сильным дождем, заправиться. АЗС представляла собой целый комплекс, в левом крыле которого располагался автомагазин, в правом — просторное кафе, большой телевизор, стойки с прессой. Работали кондиционеры, воздух был свежим и даже запах имел западный. Вроде, ничего удивительного, но масштаб заправки, площадь, которую она занимала, произвели впечатление.

До пограничного перехода Торфяновка ехали уже ночью, в полной темноте, освещая себе путь только фарами — ни фонаря, ни лампочки вдоль дороги, только лес с двух сторон и сплошная темень. Это был 2004-й… С тех пор много времени прошло, возможно, «иллюминацию» уже сделали. До границы оставалось всего ничего и вдруг — огоньки! Последняя заправка на нашей территории. Как мы обрадовались ей, как обрадовались одному-единственному оператору, который в ту ночь был и администратором, и кассиром… Ну, просто потому, что в этой глуши, и в этой кромешной тьме встретили живого человека. Даже парой слов успели перекинуться.

И почти на всех АЗС в Европе мы кого-то встречали. В Германии — двух предпринимателей из Москвы, которые хорошо знали наших нижегородских знакомых, а ночью, на бельгийско-французской границе — коллег из журналистского цеха. Кстати, заправка там — огромная, с магазином, кафешкой и возможностью принять душ. Заправились, пообщались, немного перекусили, отдохнули — и в путь.

Заправки в Европе, да и в России, напоминают аптеки, с которых все и началось. Только вместо лекарств в них — жевательная резинка, шоколад, газировка, печенье, орешки иногда — более серьезная еда. И — общение. Даже если у тебя нет машины, можно смело заглянуть сюда ночью. Если кончились сигареты. Или просто стало тоскливо и одиноко. Выпьешь чашечку кофе, съешь сэндвич — и полегчает. А встретишь друга — отпустит совсем.

Использованы материалы и фотографии autozapravka.com, apxiv.ucoz.ru, yandex.ru, neftepro.ru и других интернет-сайтов, литературные источники: И. Ильф, Е. Петров «Одноэтажная Америка», «Золотой теленок»

При любом использовании материалов сайта активная ссылка на www.drivenn.ru обязательна.

Автор: Александр Шеронов

Комментарии