В аптеку за…бензином или Как женский каприз привел к развитию сети АЗС. Часть первая

26/07 2016 4602

«Аптека (от греч. apotheke — склад, кладовая) — учреждение для приготовления, хранения и отпуска лекарств и других медицинских товаров».

«Автозаправочная станция (АЗС) — сооружение для снабжения (заправки) автомобилей, мотоциклов и других самоходных машин жидким топливом, маслом, водой и воздухом, а также для продажи фасованных нефтепродуктов, автопринадлежностей и запасных частей».

Большая советская энциклопедия

Автомобили появились раньше заправочных станций. Где же пополняли топливные баки первые самобеглые коляски с двигателями внутреннего сгорания? В аптеках! Да-да, именно в аптеках. Не было никаких колонок, шлангов, пистолетов. Горючее разливалось по разнокалиберным склянкам — для медицинских целей и выведения пятен. Но в один из летних дней 1888 года к аптеке в немецком городе Вислох подъехал автомобиль, которому потребовалось много пузырьков. Это был исторический момент: водителю впервые отпустили топливо для заправки машины. Так аптека вошла в историю еще и как первая в мире АЗС.

Отважная Берта

«Все начинается с дороги»

Ахмедхан Абу-Бакар «Ожерелье для моей Серминаз»

Трехколесным экипажем, что подъехал к аптеке, был Benz Patent-Motorwagen, Type 3 1888 года выпуска, а управляла им Берта Бенц (1849 — 1944) — жена прародителя автоидустрии, инженера, изобретателя, построившего в 1885 году автомобиль с двигателем внутреннего сгорания, Карла Бенца (1844 — 1929). Параллельно над созданием машины, которую приводит в действие ДВС, трудились и другие выдающиеся личности, но именно он первым запатентовал свое детище, юридически застолбив за собой право считаться пионером автомобилизма.

Патент был получен 29 января 1886 года. В течение двух лет были построены еще две машины, но бюргеры не спешили пересаживаться с конных экипажей в трехколесный аппарат, двигатель которого имел огромный маховик, приводивший в действие задние колеса. Они считали самобеглую коляску Бенца чудачеством, забавой, изделием столь же странным, сколь и бесполезным. И тогда случилось то, что прославило и фрау Бенц, и ее мужа, и его детище.

5 августа 1888 года, ничего не сказав мужу, Берта, захватив с собой двух сыновей, отправилась на его «патенте» из Мангейма в Пфорцгейм. Она хотела повидать родителей, но кто знает, не было ли это всего лишь предлогом, истинная же причина столь смелого поступка состояла в том, чтобы показать как можно большему числу людей изобретение Карла, рассказать об устройстве и преимуществах автомобиля, выражаясь современным языком — настоящая маркетинговая акция! Или, всего лишь, экспромт, женский каприз? А хотя бы и так, главное, что «мероприятие» прошло блестяще.

Берта преодолела расстояние в 106 километров, на что ушел весь день, ведь машина могла двигаться со скоростью не более 15 километров в час. По сути, это был первый в мире автопробег, а его единственная участница стала первой в мире женщиной — автомобилистом и, по совместительству, испытателем автомобильной техники.

Были моменты, когда вместе с детьми она толкала машину в пригорок, случилось несколько поломок, но фрау Бенц не растерялась: шпилькой для волос прочистила штуцер подачи бензина, чулочной подвязкой изолировала заискривший провод, а у сапожника заменила кожаные тормозные накладки.

За всеми этими манипуляциями следили десятки зевак, а она, нисколько не раздражаясь, со всем красноречием, на которое была способна, пропагандировала достоинства автомобиля. По возвращении домой, Берта посоветовала Карлу добавить еще одну передачу, чтобы легче было преодолевать возвышенности и передвигаться по грунтовым дорогам, а также установить фары для движения в темное время суток.

Будем объективны и признаем: автомобиль двинула в массы женская интуиция — фрау Берта быстро смогла осознать, что у пока еще неказистой повозки с прилаженным к ней двигателем, фантастические перспективы. Вряд ли можно усомниться в том, что это понимал и ее муж, иначе к чему все его труды, но она первой занялась продвижением «Бенца», сделав так, чтобы о нем узнало как можно больше людей.

В пути ей пришлось не раз пополнять запасы горючего, но так уж случилось, что именно аптека в Вислохе вошла в историю как первая в мире АЗС. Фрау Берта попросила у аптекаря «Лигроин» — так называлось распространенное в те времена средство против пятен, основу которого составлял бензин. Но вот беда: в каждой бутылочке было всего 50 граммов этого самого средства. Представляете, сколько склянок потребовалось опустошить, чтобы машина снова ожила! По сути, та памятная поездка Берты Бенц дала толчок развитию новой инфраструктуры, в которой заправки играют ключевую роль, ведь без них владение автомобилем теряет всякий смысл.

Прогресс в развитии техники для заправки автомобилей топливом был не столь быстр как, например, в военной отрасли, но и на месте не топтался. В двадцатых годах Германия удивила первыми механическими дозирующими АЗС, причем, колонки в немецких населенных пунктах стояли прямо на тротуаре. Остановился рядом, залил горючее посредством насоса и поехал дальше. Удобно, пока автомобилей немного, но неуклонный рост парка требовал расширения и совершенствования инфраструктуры. Тридцатые годы были отмечены появлением первых электрических колонок, но затем началась война и лучшей АЗС водителя — военного и гражданского — стала… канистра.

Сент-Луис, Сиэтл, Алтуна… Далее — везде

«Наша машина мчалась сквозь строй газолиновых станций, на каждой из которых было шесть, восемь и даже десять красных или желтых колонок. У одной из них мы остановились, чтобы наполнить бак».

И. Ильф, Е. Петров «Одноэтажная Америка»

В конце 1935 — начале 1936 года авторы знаменитых романов о великом комбинаторе по заданию газеты «Правда» отправились в США, чтобы рассказать о великой стране изнутри, глазами обывателя, представив ее без «глянца», со всеми достоинствами и недостатками. С этой целью был куплен новый Ford «благородного мышиного цвета», на котором, вместе с супругами Адамс, за два месяца они пересекли Штаты от Атлантического до Тихого океана. Побывав во множестве городов, национальных парках, пустынях, встречаясь с разными людьми — простыми и знаменитыми, и фиксируя все это на фотопленку, они собрали интереснейший материал для еще одной замечательной книги, которую назвали просто и очень точно — «Одноэтажная Америка».

Ильф и Петров открыли Америку не только для себя, советского читателя, но и для… самих американцев, которые, благодаря этому путешествию, смогли взглянуть на свою жизнь со стороны. В рецензии на книгу нью-йоркское издание New Masses писало: «Ни на одну минуту авторы не дали себя одурачить. Рядом с центральными улицами они видели трущобы, они видели нищету рядом с роскошью, неудовлетворенность жизнью, всюду прорывавшуюся наружу».

Но они же показали то хорошее, что было и есть в США, в частности, работу АЗС. И лучше них, пожалуй, никто этого не сделал. Но прежде, чем процитировать соответствующую часть текста, приведем немного статистики. Заправочный бум начался в США на рубеже 20-х годов — к тому времени по всей стране были открыты примерно 12 000 станций. В начале тридцатых их было уже несколько десятков тысяч, а к моменту приезда в Штаты нашего писательского дуэта, как утверждают некоторые источники, — более ста тысяч!

И здесь не обошлось без Генри Форда, который задался целью поставить Америку на колеса: внедренный им конвейерный способ производства позволил собирать новый автомобиль каждые три минуты. В итоге — 10 миллионов машин, построенных к 20-м годам, большинство из которых составляла модель Ford Model T.

Для такой армады требовалась разветвленная сеть АЗС. Первая специализированная заправка появилась на территории США в 1905 году в Сент-Луисе (штат Миссури). Второй стала станция нефтяного гиганта Standard Oil of California, открытая в 1907 году в Сиэтле (штат Вашингтон). А в 1909 году появилась АЗС, которая, можно сказать, стала легендой. Открыл ее кузнец по имени Джордж Хинкл, возможно, раньше других коллег сообразивший, что гужевой транспорт вот-вот уйдет в небытие, уступив место экипажам с двигателем внутреннего сгорания, которым подковы не требуются — им другая «материя» нужна.

Переделать кузницу в автозаправку большого труда не составило — в то время топливо хранилось в бочках, откуда подавалось в бензобаки самотеком, лишь потом появились насосы, чтобы ускорить процесс, сделать его более удобным. В общем, дела пошли. Спустя двенадцать лет расторопный американец продал бизнес некоему поставщику топлива. Впрочем, это уже не важно, а важно то, что фамилия у него была Рейнхард. Так вот, станция под вывеской Reinhard’s до сих пор функционирует в Алтуне, штат Пенсильвания. Местные жители, которые, как и все американцы, дорожат любым мало—мальски значимым фактом своей истории, утверждают, что это — самая старая специализированная автомобильная заправка в мире. Действующая заправка!

Первые АЗС… Они были непритязательны, примитивны и выполняли только одну функцию — наполнить бак автомобиля. Никакого намека не комфорт. В лучшем случае рядом с «колонками» стояло строение типа «сарай». Но довольно быстро заправки стали преображаться: в них начали торговать маслами, шинами, аккумуляторами, необходимыми в пути автомобильными аксессуарами, едой, водой.

Растущая конкуренция заставляла владельцев АЗС искать нестандартные решения, приспосабливая под заправки, к примеру, авиационную технику: и оригинально, и видно издалека, и не надо тратиться на строительство помещений.

Это давало дополнительный доход и позволяло держаться наравне с конкурентами, а те двигались дальше, оборудуя АЗС туалетами, комнатами для отдыха, солидными вывесками, делая подъездные пути и устанавливая вдоль дорог указатели.

Совершенствовалась и техника, в частности, начал применяться новый насос, в котором бензин поступал сначала в стеклянную емкость, а уже потом по шлангу уходил в бензобак. Делалось это для того, чтобы клиент визуально мог оценить чистоту топлива.

Кроме того, на большинстве АЗС заправщик был еще и автослесарем — все та же конкуренция заставляла осваивать смежные специальности. Впрочем, обратимся к нашему первоисточнику, то есть к «Одноэтажной Америке»: «Из опрятного зданьица, в большой стеклянной витрине которого виднелись всякие автомобильные мази и порошки, вышел человек в фуражке с полосатым верхом и в полосатом комбинезоне. Расстегнутый ворот открывал полосатый воротничок и черный кожаный галстук-бабочку. Это такой технический шик — носить кожаные бантики. В отверстие бака он вставил резиновый рукав, и колонка принялась автоматически отсчитывать количество поглощенных автомобилем галлонов бензина. Одновременно с этим на счетчике колонки выскакивали цифры, указывающие стоимость бензина. С каждым новым галлоном аппарат издавал мелодичный звонок. Звонки — тоже технический шик. Можно и без звонков».

А потом произошло то, что Ильф и Петров никак не ожидали увидеть — что в США, что, тем более, в Союзе. Думали, что заправились и на этом все — уехали и забыли. Нет, они нарвались на такую штуку как сервис, не рассказать о котором было просто нельзя, ведь в Штатах уже на исходе тридцатых все было иначе: «Здесь мы услышали слово „сервис“, что означает — обслуживание. Бак наполнен, и можно ехать дальше. Но джентльмен в полосатой фуражке и кожаном галстуке не считает свою миссию законченной, хотя сделал то, что ему полагалось сделать, — продал нам одиннадцать галлонов бензина, ровно столько, сколько мы просили. Начался великий американский сервис. Человек с газолиновой станции (в Штатах бензин называется газолином) открывает капот машины и металлической линейкой с делениями проверяет уровень масла в моторе. Если масла необходимо добавить, он сейчас же принесет его в красивых консервных банках или высоких широкогорлых бутылках. Стоимость масла, конечно, оплачивается.

Затем проверяется давление воздуха в шинах. Мы держали давление в передних шинах тридцать шесть английских фунтов, а в задних — тридцать. Лишний воздух, выпустят, если его не хватает — добавят. Затем полосатый джентльмен обращает внимание на ветровое стекло. Он протирает его чистой и мягкой тряпкой. Если стекло очень загрязнилось, оно протирается особым порошком.

Все это проделывается быстро, но не суетливо. За время этой работы, которая не стоит путешественнику ни цента, человек с газолиновой станции еще расскажет вам о дороге и о погоде, стоящей по вашему маршруту».

И это еще не все

«Галантерейное, черт возьми, обхождение»

Н. Гоголь «Ревизор»

Можно предположить, что авторы великих романов получили неизгладимое впечатление от этой стороны американской действительности, которая, как известно, целиком покоилась на конкуренции. Они никак не могли остановиться! Вроде, все о тамошних заправках ими уже поведано и добавить больше нечего, к тому же впереди их ждали новые встречи и новые факты, а формат будущей книги не представлялся безразмерным… Однако они положили «вишенку» на этот «торт», рассказав и о том, что было дальше, чем окончательно добили советских читателей «Одноэтажной Америки».

«Итак, все в порядке и, казалось бы, ничего больше в области обслуживания автомобиля уже нельзя сделать. Но здесь размягченному сервисом путешественнику начинает казаться, что правая передняя дверца машины недостаточно плотно захлопывается. Благожелательно улыбаясь, полосатый джентльмен извлекает из заднего кармана инструменты — и через две минуты дверь в порядке.

Кроме того, путешественник получает превосходную карту штата, напечатанную какой-нибудь нефтяной компанией, торгующей бензином на дорогах.

Есть карты „Стандард Ойл“, „Шелл“, „Сокони“, „Коноко“, „Эссо“, или „Эссо-лубо“. Все они отлично напечатаны на прекрасной бумаге, очень легко читаются и дают абсолютно точные и самые последние сведения. Не может быть, чтобы вам дали карту, отражающую состояние дорог в прошлом году. Все карты свежие, и если на какой-нибудь дороге идет серьезный ремонт, то и это указано в карте. На ее оборотной стороне перечислены гостиницы и туристские домики, в которых, можно переночевать. Перечислены даже достопримечательности, расположенные на пути».

Заключительные строки этой части повествования невозможно было прочесть без «белой», «черной», да какой угодно зависти и рискованных междометий: «Весь сервис есть бесплатное приложение к купленному бензину. Тот же сервис будет оказан, даже если вы купите только два галлона бензина. Разницы в обращении здесь не знают. Какой-нибудь старенький „шевролишка“ и рассверкавшийся многотысячный „дюзенберг“, чудо автомобильного салона тысяча девятьсот тридцать шестого года, встретят здесь одинаково ровное, быстрое и спокойное обслуживание.

На прощанье человек с газолиновой станции сказал нам, что он лично ехал бы на новой машине со скоростью не сорока миль в час, а тридцати, — и не только первые пятьсот миль, а всю первую тысячу. Зато мотор будет впоследствии работать идеально».

Дотошные Ильф и Петров, которых интересовало буквально все, не остановились на подробном описании работы американских заправок, они занялись подсчетами и выяснили, что в Америке автомобиль, действительно, не роскошь, а средство передвижения, особенно если учесть стоимость бензина. «Мы же, мужчины, занимались вычислениями. Как приятно быть деловитым, когда нет никаких дел. Наш благородный мышиный форд показал, что расходует на каждые шестнадцать миль (1 миля равна 1609, 34 метра, прим. авт.) один галлон бензина. В штате Нью-Йорк бензин стоит шестнадцать центов за галлон (американский галлон — 3,79 литра, прим. авт.). Значит, полный бак в четырнадцать галлонов стоимостью в два доллара двадцать четыре цента давал нам возможность сделать двести двадцать четыре мили. Мили мы переводили на километры, и выходило, что стоимость автомобильного путешествия в Штатах гораздо ниже, чем в Европе».

Ну, каково?! Вот вам мой совет: перечитайте «Одноэтажную Америку», получите истинное наслаждение.

Использованы материалы и фотографии autozapravka.com, apxiv.ucoz.ru, yandex.ru, neftepro.ru и других интернет-сайтов, литературные источники: И. Ильф, Е. Петров «Одноэтажная Америка», «Золотой теленок»

При любом использовании материалов сайта активная ссылка на www.drivenn.ru обязательна.

Автор: Александр Шеронов

Комментарии