Снова зима, снова декабрь, снова снег — самое правильное время для разговоров про полный привод, он же 4WD, AWD или 4×4. Если вы ещё не знаете что это и с чем его едят, усаживайтесь поудобнее и вникайте, предстоит интересное чтиво. Добро пожаловать в мир
Полный привод значительно улучшает сцепление с дорожным покрытием, влияя на управляемость автомобиля, его проходимость и даже банальный процесс трогания с места.
Разберём по косточкам обычный старт со светофора. Машина легче и быстрее начнёт движение, когда вращаются сразу все колёса. Система 4×4 уменьшает их проскальзывание даже на сухом и ровном асфальте, снижает нагрузку на ведущую ось.
Не бойтесь прорубаться сквозь снежные заносы. С полным приводом они перестанут быть проблемой по пути в родную деревню или офис. Нет места на расчищенном паркинге? Стоянкой без проблем может стать ближайший сугроб, а для преодоления обледеневшей горки не понадобится команда спасателей.
Полноприводные автомобили лучше других сопротивляются заносу при активном прохождении поворотов, поэтому 4×4 — это ещё и залог безопасности. Или перчинка, позволяющая подрифтовать в своё удовольствие, отключив систему стабилизации — здесь всё зависит от водительского мастерства.
Частенько дополнением к полному приводу выступает блокировка дифференциалов. Жёсткая блокировка позволяет колёсам одной оси вращаться одновременно без разницы в моменте. Электронная имитация блокировки, тесно работающая в связке с ESP, подтормаживает колесо с худшим сцеплением, перебрасывая момент на противоположное.
Основные типы 4×4:
«оn demand» — по требованию
В наше время самый распространённый тип полного привода носит название «on demand», чаще всего он встречается на кроссоверах. Большинство из них с одной ведущей осью, как правило, передней. Задняя подключается электроникой или вручную при пробуксовках, либо желании выехать из ранее упомянутого сугроба. В остальных случаях на ведомую ось подаётся превентивная тяга (усилие в 5–10%), либо она пассивна.
В случае «on demand» задняя ось подключается за счёт муфты. Нет, это не меховой цилиндрик, греющий руки вместо перчаток, который был в моде у дворян 17–18 века. Речь идёт о устройстве с электрическим гидронасосом, гидроаккумулятором и многодисковым мокрым сцеплением. Широкое распространение получили муфты шведской фирмы Haldex, их устанавливают на Nissan Qashqai, KIA Sportage, Hyundai Tucson и другие популярные вседорожники.
Принцип работы муфты прост — диски сжимаются, обеспечивая подключение колёс второй оси. Пока они «спят», экономится топливо. Крутящий момент распределяется автоматически, либо принудительно в соотношении 50:50. Но при продолжительном использовании идёт перегрев механизма, и его последующее отключение. В Haldex упорно борются с этим дефектом, модернизируя своё устройство с 1998 года. Тогда на свет появилась модель первого поколения, с 2012 года официально начали продавать пятое.
В процессе эволюции муфта научилась тонко работать в связке с электронными системами типа ABS и ESP, перестала пугать водителя резкими подключениями при пробуксовке, неожиданно превращая недостаточную поворачиваемость в избыточную. Уже
Как и «оn demand»,
Такой тип полного привода отлично подходит для преодоления конкретных препятствий — грязевых ванн или болотистых низин.
Одна из главных проблем
Сегодня
В нашей стране самыми известными носителем постоянного полного привода является «ВАЗ 21213» или старая добрая «Нива», здесь же Chevrolet Niva, Suzuki Grand Vitara и Land Rover Defender. Через раздаточную коробку крутящий момент постоянно идёт на все четыре колеса. Трансмиссия не подвержена перегреву, ограничений по времени и месту использования нет.
Важный момент — межосевой дифференциал, соединяющий приводные валы. Заблокировав его, вы уедете из лесной чащи даже на трёх колесах, привязав вместо четвёртого обычное бревно. Одно время по Интернету ходили фотографии такой «Шеви», колесившей по
Минус
Популярные разновидности полного привода
Основных типов полного привода немного, но почти все именитые автопроизводители превносят в конструкцию системы 4×4
Mercedes 4Matic
Специалисты Mercedes назвали свою разработку 4Matic. У большинства моделей компании основным приводом является задний. При плохом сцеплении с дорогой передние колёса подключаются автоматически с помощью многодискового сцепления с соответствующим перебросом крутящего момента. «Фирматик» постоянно активен, и моментально реагирует на изменение дорожных условий. Полный привод гармонично сочетается другими электронными помощниками, отлично работает в связке с мотором и коробкой передач. Ещё один козырь 4Matic — уникальная способность сохранения тягового усилия, рекордное использование тяги.
С 2013 года на рынке пятое поколение системы, которая дополняет предшественников. Немцы смогли добиться оптимального и максимально безопасного соотношения динамики и энергии. По хорошей дороге «мерседесы» едут с помощью основной оси, при попадании на лёд или снег крутящий момент уходит на вторую. Все процессы проходят с невероятной скоростью, 4Matic сделали легче, экономичнее и эффективнее. Помимо всего прочего, он помогает стабилизировать машину, когда она не вписывается в поворот.
Audi Quattro
Quattro считается системой постоянного полного привода, которая раскручена за счёт былого участия компании в ралли. Когда электроника чувствует возможность пробуксовки одной из осей, в дело вступает самоблокирующийся центральный дифференциал Torsen. Тяга автоматически направляется на ту ось или отдельное колесо, у которых более надёжное сцепление с дорогой. Преимущества Quattro — повышенная безопасность за счёт равномерного распределения крутящего момента, улучшение тяги и разгона.
Система Quattro ведёт свою историю с 1981 года, с тех пор сменилось шесть поколений. Каждый вариант имел уникальную конструкцию. Начиная с пятого поколения, пришла векторизация крутящего момента. Динамическое распределение тяги проходит за счёт спортивного заднего дифференциала, он дебютировал на Audi S4 образца 2008 года.
BMW xDrive
Баварские инженеры назвали своё детище xDrive. Эта система считается интеллектуальным полным приводом, обеспечивающим максимум тяги. Главный элемент — электронноуправляемая многодисковая муфта, которой на перераспределение момента требуются доли секунды. xDrive реагирует на ситуацию, считывая данные о недостаточной/избыточной поворачиваемости, частоте вращения колёс и угле поворота руля. В результате благоприятно сочетаются несколько факторов при сохранении динамики — сохраняются курсовая устойчивость, тяга и безопасность движения.
Полезным дополнением может выступать ассистент Performancе Control. Вмешиваясь в работу двигателя и тормозов, электроника направляет на каждое колесо оптимальную тягу и помогает машине буквально ввинчиваться в повороты, позволяя проходить их на скорости.
Изначально характер xDrive определяла заднеприводная архитектура BMW, у новейших моделей основная тяга идёт уже на передок. Отметим, что баварцы первыми догадались объединить систему стабилизации с трансмиссией. Отдельные колёса подтормаживаются, имитируется работа межколёсных дифференциалов.
Subaru Symmetrical AWD
Пожалуй, в Subaru смогли создать одну из самых эффективных систем с равномерным распределением тяги — симметричный полный привод. Она непрерывно подаётся на каждое колесо. Основные детали расположены трансмиссии продольно, что обеспечивает прекрасный поперечный баланс. Кроме того, на поведение «Субару» влияет низкий центр тяжести, непредсказуемое поведение автомобиля практически исключено. Крутящий момент динамически распределяется между передней и задней осью, реагируя на степень сцепления с рельефом местности.
Модели с «автоматом» и вариатором получили в корпус коробки передач встроенную муфту с электронным управлением, она не перегревается
Jeep
Ещё одна серьёзная система 4×4 носит название
Полному приводу активно помогает система
Комментарии