Российский авторынок: Падение и неутешительные прогнозы

13/11 2015 2685


Текущий год медленно, но верно подходит к концу. Продолжаются санкции Запада против России, продолжают расти курсы иностранных валют, и кризис на авторынке тоже продолжается. Если в премиум-сегменте всё более-менее стабильно, то массовые бренды терпят убытки. По итогам октября общее число продаж снизилось почти на 40% по сравнению с аналогичным периодом в 2014-ом. Согласно статистике Ассоциации Европейского Бизнеса (АЕБ), дилерам удалось реализовать чуть меньше 130 тысяч машин на территории нашей страны в двух сегментах — легковом и коммерческом (LCV). За 10 месяцев из шоу-румов уехали 1,32 млн машин — планка cнизилась на 33,6%

Судя по цифрам, темп падения рынка в октябре снова ускорился, хотя в августе и сентябре была небольшая пауза. Рубль продолжил обесцениваться в последний месяц лета, что вызвало всплеск покупательской активности. Сейчас рынку очень не хватает этих людей, решившихся на приобретение транспортного средства.


Сыграла свою роль и остановка государственной программы обновления автопарка. Поддержки trade-in и программы утилизации больше нет, то есть правительство перестало компенсировать часть стоимости автомобиля, сданного в утиль. А жаль, ведь раньше минимальный размер возмещения составлял 40 000 рублей за легковушку и 350 000 рублей за грузовик. Особенно эффективно это стимулировало спрос на продукцию «АвтоВАЗа».

Кстати, Lada по-прежнему сохраняет лидерство. Но и она в минусе — потеряла 46% (20,5 тысяч машин) в октябре. Вторую и третью строчку занимают KIA и Hyundai, корейцы выплывают за счёт «Рио» и «Солярисов», которые пачками штампуются в Санкт-Петербурге. Но и тут отрицательная динамика — минус 17 и 8%, то есть около 14,5 и 14 тысяч проданных машин. Далее Renault с «Логаном» и «Дастером», а также Volkswagen, выживающий за счёт Polo. У них минус 35 и 26%.


Что интересно, в кризисное время лучше всего продаются «ГАЗ» и «УАЗ», из иностранных брендов — вечная Toyota, Nissan и Skoda. Эти ребята вошли в десятку самых востребованных производителей.


Эксперты «Автостата» считают, что положительных тенденций в ближайшем будущем ждать не стоит. Да, есть распродажи, есть скидки и акции, но они уже не такие привлекательные, как раньше. Не за горами Новый год, и всё это, конечно, будет. Но, скорее всего, на бумаге, а не на деле, хотя маркетологи очень постараются привлечь трафик в свои автосалоны.

Если в прошлом году продажи в ноябре и декабре доходили до отметки 230 и 270 тысяч машин, то сейчас ожидания намного ниже. По прогнозам Сергея Целикова, директора аналитического агентства, реализация снизится вдвое, до 130 тысяч машин.


«Текущие ожидания 130–140 тысяч в месяц. Может быть в декабре 150. Большему взяться просто неоткуда, — пишет Целиков в своей авторской колонке. — Так что получим предстоящую месячную динамику минус 43%-48%. В целом по году падение будет порядка минус 36%. Абсолют будет на уровне 1,6 млн автомобилей, включая LCV».

Если в прошлом году россияне сходили с ума в декабре из-за резкого падения рубля, то в этом ситуация вряд ли повторится. Тогда наши люди активно скупали машины, в том числе, для того, чтобы чуть позже перепродать их и получить навар. Оценив экономическую обстановку, к нашим людям быстро и массово подключились жители Белоруссии и Казахстана. Они уже всё купили, в 2015-ом их можно не ждать, так что друзьям из стран таможенного союза можно сказать «до свидания». Легко догадаться, что в январе—феврале многим автомобильным компаниям придётся затянуть пояса. Целиков считает, что в начале 2016 года продажи упадут до 50–70 тысяч в месяц.


По сравнению с долларом, рубль в два раза ниже. Инфляция подняла цены на 25%, поэтому не надо думать, что автодилеры ведут зверскую политику и злостно набивают карманы. На данный момент в России самые низкие дистрибьюторские цены, ни в одной другой стране мира таких прайсов нет. Более того, автосалоны терпят убытки, маркетинг практически сошёл на нет. Ведь по-хорошему цены должны расти, но и клиента надо заманивать чем-то выгодным.

Следующей отправной точкой для российского авторынка станет грядущая весна. И вот она, как раз, и может подарить всем немного надежды. Это благодатное время, когда спадает депрессия, набухают почки, распускаются цветы отложенного спроса. Не исключено, что правительство изменит позицию и поможет дилерам. Многое зависит от позиций рубля, внутренней и внешней политики. Возвращаясь к 2015 году, АЕБ отмечает, что общая доля рынка составит 1,57 млн. автомобилей. То есть на 37% меньше, чем в 2014-ом.

Комментарии