Ксенон о двух концах

04/02 2010 3480

Включенная фара автомобиля

Установка на автомобиль ксеноновых фар, в зависимости от некоторых обстоятельств, может облегчить или испортить жизнь предприимчивому автомобилисту. И не только ему, но и другим участникам дорожного движения.

В чем преимущества ксеноновых фар? Они значительно лучше, чем обычная светотехника, освещают дорогу. Особенно в дождь, туман или снегопад. Не нужно напрягать зрение, ты видишь все, потому что ксенон дает больше света, его лучи пронзают естественную завесу в виде тех же капель, захватывая больше пространства, эффективнее освещая дорожное полотно и обочины. И срок службы у него выше, чем у галогенных ламп, причем, в разы. Казалось бы, за чем дело встало, даешь ксенон! Идем в магазин, покупаем и устанавливаем. Ездим, радуемся. Зачастую — до первой встречи с инспектором ГИБДД, которая может закончиться лишением прав, если в своей самодеятельности вы не учли несколько принципиальных моментов.

В законе

 

Включенные фары сузуки

Иномарки, на которые газоразрядные ксеноновые лампы установлены производителем, подозрений не вызовут, потому что в фарах нет ничего, что не соответствовало бы конструкции автомобиля. Иными словами, к штатному ксенону никто никогда не придерется, поскольку светотехника прошла сертификацию и пригодна для использования именно с газоразрядными источниками света.

Может возникнуть такая ситуация: автомобиль на момент продажи не имел штатного ксенона, но, спустя какое-то время, он появился именно на этой модели. Как лучше поступить? Купить новые фары — точно такие, которыми комплектуется обновленная производителем модель. Они будут оборудованы автоматическим корректором светового пучка и омывателем, значит, к вам по-прежнему никто не предъявит никаких претензий. Вставите ксеноновые лампы в старые штатные фары — ждите неприятностей.

Дальний свет автомобиля Рено

Легален ли ксенон в противотуманных фарах? Если они входят в комплектацию автомобиля и в них используется газоразрядный источник света, однозначно, да. Просто потому, что иного не предусмотрено конструкцией автомобиля. Тут никто не вправе оштрафовать вас или лишить прав.

Маркировка DC указывает на то,что ксеноновая лампа годиться только для ближнего света

Допускается установка ксеноновых ламп в «противотуманки», где их прежде не было, если эти фары изначально предусмотрены для возможного «внедрения» ксенона. «Легитимность», как и на головной светотехнике, должна быть подтверждена соответствием маркировки лампочек и фар: DС означает, что ксеноновые лампы годятся только для ближнего света, DR — для дальнего, DCR — для обоих режимов работы. Как видим, присутствие в маркировке буквы D дает зеленый свет вашей инициативе. Но если вы видите Н (к примеру, в сочетании HСR), то знайте, что допускается использование только галогеновых ламп. C, R и CR означают, что вариант у вас только один — лампы накаливания. Все остальные «комбинации» будут незаконными.

Лампы в фаре

Итак, ксенон никем не запрещен, даже в Кодексе об административных правонарушениях ответственность за его использование не предусмотрена, что, однако, от этой самой ответственности, в случае его несанкционированной установки, не освобождает. К чему же приводит самодеятельность некоторых водителей?

Не по делу

 

Свет в лицо водителю

Ксенон в России не запрещен, значит, он разрешен. А если так, то на некоторые вопросы читателей (регламентирует ли закон продажу ксеноновых ламп головного света? есть ли ограничения на их рекламу?) ответ уже дан. Если коротко — никаких ограничений.

«Предусмотрена ли законом ответственность производителя и продавца за информирование потребителя о том, как правильно использовать ксенон в автомобиле?" Вопрос не совсем корректный, но мы решили его оставить. Во-первых, потому, что если не менять формулировку, то ничего не остается, как признать, что и производитель, и продавец заслуживают пару добрых слов за честность и ответственное отношение к делу, они же проинформировали клиента «о том, как правильно использовать ксенон». Во-вторых, если имеется в виду тот, кто не предупредил о последствиях незаконного использования ксенона, поскольку его об этом не спрашивали, ничего ему не будет: покупатель сам должен знать, на что идет. А вот если человека намеренно ввели в заблуждение, то на его сторону, помимо закона «О защите прав потребителей», могут встать Кодекс об административных правонарушениях РСФСР и даже Уголовный кодекс.

Машина едит в темное время суток с включенными фонарями

Мы же исходим из того, что автовладелец решил улучшить потребительские качества своего автомобиля. Ничего плохого в этом нет, если из-за новшеств не пострадает ни он сам, ни другие участники дорожного движения. А не пострадают они только в том случае, когда ксенон применен, как говорится, по делу. Но зачастую хочется получить желаемое вопреки всем запретам, и тогда жди неприятностей. Если честно, хорошо будет, если они возникнут в виде инспектора ГИБДД, который обнаружит непорядок и примет соответствующие меры. Лучше наказание, чем реальная беда. Дело в том, что ксенон, помимо своих замечательных качеств (его свет по своим характеристикам близок к дневному, он улучшает видимость в плохих погодных условиях, лучше освещает обочины и так далее, и тому подобное), таит большую опасность, если применять его не по назначению.

Казалось бы, ерунда — заменить галогеновую лампу ксеноновой. Но если объектом «тюнинга» становится фара, предназначенная только для установки обычных ламп, то водители и встречных, и попутных автомобилей будут ослеплены, что грозит тяжелыми последствиями. Когда нос машины с «левым» ксеноном задирается вверх, яркий световой пучок бьет прямо в глаза. Чтобы этого не происходило, ксеноновые фары оснащаются автоматическими корректорами, поддерживающими их правильное положение.

Омыватели фар

Кроме того, ксеноновые фары обязательно должны иметь омыватели, иначе даже тонкая пленка грязи приведет к рассеиванию света, что опять же ослепит других участников дорожного движения и одновременно ухудшит видимость для самого «тюнингера». В итоге, приходим к пониманию того факта, что простая замена галогеновой лампы на ксеноновую не только не решает задачи улучшения потребительских качеств, но приводит к их ухудшению. Ездить на «авось» — не выход: можешь сам попасть в ДТП или (и это уже подчеркивалось) в лучшем случае нарвешься на принципиального инспектора ГИБДД, который оформит протокол по полной программе.

Стоит ли игра свеч?

 

Сотрудник ГИБДД останавливает авто с ксеноновыми фарами

Шутка о том, что если нельзя, но очень хочется, то можно — явно не про случай с ксеноном. Попадетесь — отделаться штрафом, если вас застукают за управлением, не получится. Хотя в перечне нарушений ПДД, при которых запрещается эксплуатация транспортного средства, а также в КоАП, ксенон напрямую не запрещен, пары статей, под действие которых подпадает его несанкционированное использование, вполне достаточно, чтобы оставить вас без прав. Вопрос только в том, какое время вы будете «безлошадным».

Из пункта 3,4 главы 3 Перечня неисправностей, узнаем, что запрещена эксплуатация транспортных средств, если «На световых приборах отсутствуют рассеиватели либо используются рассеиватели и лампы, не соответствующие типу данного светового прибора».

Часть 3 статьи 12,5 КоАП РФ гласит: «Управление транспортным средством, на передней части которого установлены световые приборы с огнями красного цвета или световозвращающие приспособления красного цвета, а равно световые приборы, цвет огней и режим работы которых не соответствуют требованиям Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (в ред. Федерального закона от 24.07.2007 № 210-ФЗ) влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от шести месяцев до одного года с конфискацией указанных приборов и приспособлений (часть 3 введена Федеральным законом от 22.07.2005 № 120-ФЗ)".

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

А вот, что читаем в части 1 статьи 12,4 КоАП РФ: 1: «Установка на передней части транспортного средства световых приборов с огнями красного цвета или световозвращающих приспособлений красного цвета, а равно световых приборов, цвет огней и режим работы которых не соответствуют требованиям Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (в ред. Федерального закона от 24.07.2007 № 210-ФЗ) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере трех тысяч рублей с конфискацией указанных приборов и приспособлений; на должностных лиц, ответственных за эксплуатацию транспортных средств, — от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией указанных приборов и приспособлений; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией указанных приборов и приспособлений (в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 № 116-ФЗ, от 23.07.2013 № 196-ФЗ)".

Самопальный ксенон

В принципе, все понятно: использование в фарах газоразрядных источников света, которые для них не предназначены, вполне можно трактовать как несоответствие режима работы внешних световых приборов требованиям Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации, и этого вполне достаточно, чтобы оставить вас на полгода или год, по сути, без машины. Не очень приятная перспектива, честно говоря.

Текст Александра Шеронова, фото с интернет-сайтов

При любом использовании материалов сайта активная ссылка на www.drivenn.ru обязательна.

Автор: Александр Шеронов

Комментарии