Многие молодые автомобилисты, никогда не ездившие на старых добрых машинах из СССР, не могут предположить, зачем названия моделей тогда содержали так много цифр. И что же они означали? Ведь был же в них какой-то смысл.
Сразу после войны, в 1945-м в стране ввели единую систему обозначения машин, которая не отличалась сложностью. Нарекали ее исходя из названия автозавода — ГАЗ (Горьковский автозавод), ЗИЛ (Завод им. Ленина), УАЗ (Ульяновский автозавод)… А дальше шли цифры модели — это был ее порядковый номер в модельном ряду, выбранный из выделенного для него диапазона чисел.
Так, продукции нашего родного ГАЗа разрешали использовать числа от 1 до 99, Московскому заводу малолитражных автомобилей выделили индексы от 400 до 449, а ЗАЗу и ЛуАЗу (продукции Луцкого автозавода) — 965-974.
В середине 1960-х вступил в силу новая стандартизация автомобильных индексов — теперь в числах была зашифрованы дополнительные сведения.
Первая цифра значила класс транспорта. Если это был легковой автомобиль, его определяли по объёму мотора; если грузовое транспортное средство, то по массе авто, а у автобусов смотрели на кузов. Первый класс — это «Ока» ВАЗ-1111 и «Таврия» ЗАЗ-1102, 2-й — многие модели ВАЗ и «Москвич». Автомобили «Волга» относились к 3-му классу. 4-й — это уже представительские седаны и лимузины ЗИЛ.
Вторая цифра отвечала за транспорта:
- единица — легковушка;
- двойка — автобус;
- тройка — грузовик;
- четверка тягач;
- пятерка — самосвал;
- шестерка — цистерна;
- семерка — фургон;
- восьмерку — пропускали;
- девятка — спецтранспорт.
Цифры №№ 4 и 5 - это порядковый номер модели конкретного автозавода. Дальнейшие символы не требовались, но если использовались, то означали модификацию, комплектации и тд.
Правда, не обошлось без отклонений — например, 24-ую «Волгу» назвали по старой системе, а не по новой, хотя ее начали выпускать в 1967-м. А у «Бычка» ЗИЛ-5301 первое число не соответствовало классу по полной массе машины. А вот в 1992-м «Бычку» ЗИЛ-3301М получил правильное обозначение.
Только в начале нулевых «Лады Калины» выходили с цифровыми индексами 1117, 1118 и 1119, правда, их потом заменили на более уместные 2192 и 2194, исходя из объема мотора 1.6 литра.
Волжский автогигант давно не ставит на свои «Лады» индексы из цифр, они идут только на некоторые экспортные авто, например, «Калину» для немецкого рынка.
Фото с интернет-ресурсов
Комментарии